Медики в поисках смысла. Как развивается частное здравоохранение в России

Рынок частной медицины за минувший год вырос на 16%. Клиникам даже удается наращивать число пациентов. Но компаниям нужно искать новые подходы к потенциальным клиентам и менять схему работы, чтобы отрасль получила качественный рывок даже без поддержки государства.
Вопросы развития частной медицины на прошлой неделе обсуждали участники на ХVIII Петербургского медицинского форума. Как отметили эксперты, оборот рынка медуслуг в 2024 году превысил 6,5 трлн рублей. Основную долю на нем, по подсчетам BusinesStat, занимает сегмент ОМС. Его емкость составила 3,14 трлн рублей. Сегмент частной медицины намного скромнее — 1,2 трлн рублей. Рост по сравнению с 2023 годом достиг 16%.
Наиболее явная положительная динамика прослеживается не в Петербурге и Москве, а в регионах. При этом средние траты россиянина на услуги частной медицины составили 27,9 тыс. рублей в 2024 году против 24,4 тыс. рублей в 2023 году. Средний чек визита к врачу составил в Москве 7,2 тыс. рублей, в Петербурге — 5,2 тыс. рублей.

Как рассказал глава Ассоциации частных клиник Петербурга Александр Солонин (на фото), число потребителей медуслуг в частном секторе выросло с 41,8 млн человек в 2023 году до 42,3 млн человек в 2024 году. «То есть рост произошел не только за счет повышения цен и инфляции», — отметил Александр Солонин.
Из зоны деструктивного маркетинга
Чаще всего россияне обращались в частные клиники к гастроэнтерологам, эндокринологам, хирургам, гинекологам, а также для проведения УЗИ, подсчитали эксперты аналитического портала MedBI.
Александр Солонин напомнил, что сегодняшнее время характеризуется так называемым поведенческим потреблением, которое формируется не в связи с реальными запросами россиян, а благодаря маркетинговому продвижению товаров и услуг.
«Медицина находится вне зоны этого поведенческого тренда, и хорошо бы часть трат из зоны деструктивного маркетинга направить в сектор здравоохранения», — подчеркнул Александр Солонин.

«Кроме того, помочь развитию сектора коммерческой медицины могло бы сотрудничество с системой ОМС. Но пока эта тема остается одной из самых болевых точек», — отметил управляющий партнер ООО «МИР» Илья Иванов (на фото). По его словам, в 2025 году Госдума приняла закон, который меняет схему участия частных клиник в программах ОМС и делает ее для компаний невыгодной.
Ранее участие в программах ОМС носило заявительный характер, а сейчас будет разрешительный. Причем вопросы о том, включать ту или иную частную компанию в работу в системе ОМС, будут решать региональные власти. «Таким образом, возможность частников участвовать в ОМС явно будет сокращена», — отметил Илья Иванов.
Смысловой кризис
По словам главы Петербургского медицинского форума Сергея Ануфриева (на фото), частная медицина сейчас находится в «смысловом кризисе», который должен подтолкнуть ее к поиску новых моделей работы и подхода к пациенту.

В целом это сделать непросто, поскольку пациенты приходят в клиники с понятной целью — вылечить то или иное заболевание, отметили участники мероприятия.
Одним из инструментов привлечения пациентов может стать сотрудничество частных клиник с агрегаторами. «Например, привлечение людей через сайт «НаПоправку» с помощью электронной записи увеличивает вероятность того, что человек дойдет до клиники», — сказал Яков Музыка, Product Lead сервисов записей и интеграций в «НаПоправку». Всё меньше потенциальных пациентов сейчас готово звонить в клинику и общаться с администратором, им гораздо удобнее записаться онлайн, добавил он.
Отдельные советы по развитию бизнеса участники форума дали для руководителей небольших клиник. «Таким компаниям лучше всего развиваться в какой-то одной узкоспециализированной сфере, чем заниматься многопрофильным медицинским бизнесом», — заключил Вадим Вишняков, инвестиционный советник компании INK ADVISORY.
Фотографии предоставлены организаторами Петербургского медицинского форума