«Маск делает это, чтобы к середине века построить город на Марсе». Александр Хохлов о новом успехе SpaceX

18 Октября 2024

Сувенирная горелка в форме корабля Starship из онлайн-магазина SpaceX. Фото: spacex.com

Оправданы ли восторги обывателей от космических успехов миллиардера Илона Маска, «Новый проспект» обсудил с руководителем отдела проектов малых космических аппаратов компании «Геоскан», членом Санкт-Петербургской организации Федерации космонавтики РФ Александром Хохловым.

13 октября SpaceX в пятый раз запустила самую тяжелую в истории ракету Starship. Впервые на Землю успешно вернулась многоразовая первая ступень Super Heavy, высота которой превышает 18-этажный дом. Огромную ракету захватила специально построенная башня Mechazilla. Этот успех — твердый шаг к регулярным полетам людей в космос, уверен наш собеседник.

Из личного архива руководителя отдела проектов малых космических аппаратов компании «Геоскан», члена Санкт-Петербургской организации Федерации космонавтики РФ, популяризатора космонавтики Александра Хохлова

Александр, с первого успешного возвращения на землю ракет Илона Маска прошло 8 лет. В чем причина восторга сегодня, если технология была обкатана еще в 2016 году на Falcon 9?
— Первая ступень сверхтяжелой ракеты Starship значительно массивнее Falcon 9 — одно это серьезно усиливает впечатление. Но здесь важна последовательность прогресса компании SpaceX, которую мы все с вами можем проследить. Возможность приземляться прямо на стартовую башню с помощью системы подхвата «Мехазилла» позволит приблизить тот день, когда срок между запусками будет серьезно сокращен.

Фото: кадр из трансляции на сайте SpaceX.com

Не нужно будет доставлять первую ступень из океана на барже. В будущем обслуживание можно будет производить прямо на стартовом комплексе, а также заправлять и перезапускать Starship в кратчайшие сроки, как мечтают в SpaceX, в течение дня. Это ключевой момент для будущих массовых полетов к другим планетам. Вторую ступень — ракету и одновременно космический корабль — после выведения необходимо будет заправить с помощью танкеров, и их потребуется запустить много в короткий срок. Поэтому восторг имеет две составляющие: для многих он визуальный — филигранный захват ступени высотой 71 м и диаметром 9 м, а для тех, кто в теме, это понимание, что Илон Маск стал на шаг ближе к глобальным планам.

Фото: кадр из трансляции на сайте SpaceX.com

В чем тут смысл, выгоды в понятных единицах измерения для США, для мира и, может быть, для России?
— Из ближайшего, самого насущного — это ключевая технология для возвращения американцев и их партнеров на Луну. Сейчас по контракту с NASA компания SpaceX делает посадочную лунную ступень, которая в 2026 году или позже должна высадить на поверхность нашего естественного спутника экипаж. Чтобы эта ступень долетела до Луны, имела топливо на посадку и взлет обратно на окололунную орбиту, у Земли ее нужно будет хорошенько заправить. Для этого, по мнению вице-президента SpaceX Билла Герстенмайера, потребуется 16 запусков танкеров, а по мнению внешних специалистов, целых 35. В ближайшем будущем у SpaceX будет три-четыре стартовых комплекса Starship, и для того чтобы не растягивать заправку, нужно сократить подготовку к пуску и время межполетного обслуживания первой и второй ступеней. Использование подхвата «Мехазилла» позволит решить часть этой задачи. 13 октября мы были свидетелями очередного шага к возвращению человека на Луну.

Сувенирная нашивка в честь полета 13 октября 2024 года из онлайн-магазина SpaceX. Фото: spacex.com

Насколько идея с поимкой ракеты с помощью специальной башни уникальна? «Королев придумал держать ракету за талию, а Маск научился так ловить ее из космоса», — написал после возвращения первой ступени Starship известный летчик-испытатель Александр Гарнаев. Об этом же пишет другой известный популяризатор космонавтики Виталий Егоров: «Если б я верил в переселение душ, то решил бы, что Илон Маск — это реинкарнация Сергея Королева. Маск мечтает о Марсе, как и Королев. Маск вернул в ракетостроение итеративный подход в разработке: пробуем — разбиваем — переделываем — пробуем... А Королев за это еще срок мотал», — написал он своим читателям.
— Мы можем вспомнить шквал критики в адрес проектов Илона Маска в нулевые и десятые годы. SpaceX нашла свой путь, совершив реальную революцию в ракетостроении, теперь их успех влияет на планы ракетных компаний в разных странах, в первую очередь в США и Китае. Но если идея возвращать части ракет не нова, это и рассчитывали, и воплощали в реальность в тех или иных видах, то как дойти до захвата первой ступени так, как это сделала SpaceX, пока никто не придумал. Хотя я могу не знать каких-то экзотичных идей космической эры — столько всего было придумано, так и не реализованного на сегодняшний день. Маск сейчас впереди, он на фронтире и может пробовать, менять если не получилось, придумывать дальше, исходя из того, что получилось. Тот самый итеративный подход в разработке.

Фото: кадр из трансляции на сайте SpaceX.com

Многие сегодня вспоминают неудачный проект сверхтяжелой советской ракеты Н-1. Что общего у того изделия, созданием которого руководил Сергей Королев, и ракеты Маска, а что принципиально отличается?
— Я не ракетчик, чтобы объяснять нюансы, но по-крупному у сверхтяжелых ракет есть вариант использования больших мощных двигателей, так было у «Сатурна-5» и «Энергии», или большого количества менее мощных двигателей, как у Н-1 и теперь у Starship. У ракеты Маска тоже много двигателей на первой ступени, тоже есть решетчатые рули, как у Н-1. Но сейчас системы управления ушли далеко вперед, да и материаловедение шагнуло. У Маска ракета из нержавеющей стали, а не из привычных алюминиевых сплавов, метан вместо керосина, и Starship планируется как первая в истории полностью многоразовая ракета, а Н-1 была одноразовой и более дорогой в использовании. Маск подсматривает лучшие решения в прошлом и придумывает вместе с командой новые. Но он гигант на плечах гигантов: прошлое он чтит, и память о Сергее Павловиче Королеве тоже.
Означает ли успех Маска, что Россия может реабилитировать отвергнутые в прошлом отечественные разработки по сверхтяжелым ракетам?
— В тренде многоразовые ракеты, в России нужно думать о новом подходе, учитывая историю. Достаточно вспомнить, что основная космическая ракета в современной России «Союз-2» — глубоко модернизированная королевская «семерка». Оглядываться назад нужно, но не нужно стряхивать пыль со старых проектов, нужно смотреть на современный опыт, как делают китайцы.

Фото: кадр из трансляции на сайте SpaceX.com

Нынешний успех — радость инженеров. Но ведь удача с первой попытки не означает безаварийность в будущем? Сколько аварий нормально для начала эксплуатации таких ракет? Можем сравнить эти вещи между ведущими космическими державами?
— Американская сверхтяжелая ракета SLS (Space Launch System. — Прим. «НП») успешно стартовала с первого раза, но сколько времени потребовалось на ее проектирование, изготовление и испытания? Лет пятнадцать. Теперь это самая дорогая ракета в мире и… одноразовая.
Конечно, в ракетной технике аварии бывают и на этапе летных испытаний, и на этапе эксплуатации. Человеческие ошибки никто не отменяет, каким бы контроль на производстве ни был, они возможны. Можно вспомнить, как одна из самых надежных ракет в мире «Союз-ФГ» из-за ошибки при сборке потерпела аварию при запуске людей в космос в октябре 2018 года.
Если сравнивать, то при классическом проектировании и испытаниях аварий немного — даже одна-две это много. А SpaceX делает всё иначе, ведь время имеет значение, как сказал Илон. Вот и наблюдаем мы много взрывов и огня при испытательных полетах. Королев в свое время из-за жесткой нехватки средств и времени тоже уделил мало внимания наземным испытаниям, вот и взрывалась Н-1…
Популяризатор космонавтики автор телеграм-канала «Техасский вестник» Георгий Тришкин, который своими глазами наблюдает за космодромом Маска, отмечает, что SpaceX сделала четыре пуска менее чем за 48 часов. «Крайне плотные несколько дней для SpaceX: пятый тестовый полет Starship, флагманская миссия для NASA, и несколько дежурных пусков Starlink после возвращения Falcon к полетам». Это уже новая эра в освоении космоса, или пока все еще рекламная кампания от Илона?

Фото: кадр из трансляции на сайте SpaceX.com

— SpaceX уже запускает больше космических ракет, чем какая-либо другая организация или страна. Весь Китай раза в два меньше запускает. А если брать массу выводимой в космос полезной нагрузки, то монополия компании Илона Маска в мире очевидна. Какая же это рекламная кампания? Это очень успешный бизнес. Маск почти монополист по коммерческим запускам другим компаниям и NASA, а также выводит на орбиту крупнейшую в истории человечества спутниковую группировку Starlink. Уже больше 7 тыс. спутников! И сервис начал приносить прибыль в 2024 году.
Когда, на ваш взгляд, полеты в космос станут рутиной, как в советском фильме «Гостья из будущего»? «Регистрация на Луну закончена», — помните же общение Коли Герасимова с роботом в космопорте?
— Вот этот самый испытательный пятый полет системы Starship — шаг к рутинным полетам в космос. Хотя массовых трасс я вижу две. Это суборбитальные полеты на Земле. В отличие крошечных туристических капсул и ракетопланов для избранных, билет на полет между материками на огромных кораблях смогут позволить себе многие. Все они на десятки минут будут в космическом пространстве, испытают невесомость и увидят нашу планету со стороны. Орбитальные полеты рядом с Землей тоже станут дешевле, не $50 млн, как сейчас. Но главное — это Марс. Ведь всё это не просто ради денег, это Маск делает, чтобы к середине века успеть построить город на Марсе. Я не верю, что туда полетит миллион людей, как он планирует, но десятки тысяч — да. Планирую быть среди них.

Фото: кадр из трансляции на сайте SpaceX.com

Далеко ли теперь до Марса? Успехи Маска скорее вдохновляют военных на вооружение околоземных орбит или скорее продвигают идею мирного освоения космоса, и мы доживем до того, что люди будут тратить ресурсы земли не на взаимное уничтожение, а на освоение новых небесных тел?
— Полеты на другую планету — это дорого, очень-очень дорого. Но если у вас нет транспорта, то об этом можно и не думать. А Маск решает ключевую задачу — создает основную технологию для будущего освоения Красной планеты. До Марса всё еще далеко, но еще один шаг сделан в этом году. Недавно Илон на фоне успеха частной космической исследовательской миссии Polaris Dawn, анонсировал запуск пяти кораблей Starship через 2 года на Марс для попытки посадки, а также сбора данных об атмосфере и поверхности. Если миссия будет успешна, то в 2028 году на Марс полетят люди. Обычно планы SpaceX всегда сдвигаются в будущее (вправо), но большая их часть становится реальностью, как нынешний удивительный для многих подхват ракеты «Мехазиллой».
Вы уже вспоминали, что за Маском подглядывают китайцы. Их ракета Zhuque-3 тоже уже научилась садиться на землю после старта. Что мешает украсть технологии SpaceX? Что известно о том, насколько активно идет промышленный шпионаж в этой сфере и как с ним борются?

Фото: кадр из трансляции на сайте SpaceX.com

— Было время, на ракетном заводе SpaceX запрещали фотографировать, да и сейчас не везде разрешают. Дело даже не в собственной политике компании, а в государственных ограничениях распространения ракетных технологий. Чтобы знать конкретные решения противодействия, необходимо заниматься их преодолением. Но это не моя сфера деятельности. Показательно, что SpaceX организовала подъем из Мексиканского залива остатков первой ступени четвертого испытания, заметив китайские корабли в том районе. Даже лидерам расслабляться не стоит. Тренд понятен, но все хотят получить больше информации, чтобы идти вперед.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Александр Хохлов. 44 года. Родился в Пензе. В 2002 году окончил Пензенский технологический институт. Лейтенант запаса.
В 2002–2006 годах работал инженером-технологом и производственным мастером на заводе экспериментального машиностроения (ЗЭМ) РКК «Энергия» им. С.П. Королева.
В 2005 и 2010 годах проходил отбор в отряд космонавтов РКК «Энергия», но в состоявшиеся наборы 2006 и 2010 годов не вошел.
В 2006–2010 годах — инженер Главной оперативной группы управления (ГОГУ) в ЦУП-М. Работал оператором по системам жизнеобеспечения в группе технических средств обеспечения выхода (внекорабельной деятельности) космонавтов, занимался вопросами материально-технического обслуживания российского сегмента МКС. В 2007–2008 годах в составе группы специалистов ГОГУ прошел подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина в объеме требований к участнику космического полета для лучшего понимания деятельности экипажа на борту.
В 2009 году работал в российской региональной группе управления в ЦУП-Х в Хьюстоне, США.
C 2010 — инженер-конструктор космического приборостроения в Центральном научно-исследовательском и опытно-конструкторском институте робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) в Санкт-Петербурге.
С 2010 года — внештатный корреспондент журнала «Новости космонавтики» и газеты «Троицкий вариант — Наука».
В 2011 году еще до официального объявления подал документы на первый открытый конкурс в отряд космонавтов РФ, но в 2012 году конкурсная комиссия отказала ему в дальнейшем участии в конкурсе, не допустив до стадии очного отбора.
В 2013 году принимал участие в работе первой российской команды (Crew 129 Team Russia) на Марсианской пустынной исследовательской станции (Mars Desert Research Station) в штате Юта (США), поддерживаемой Марсианским обществом.
С 2017 года избран членом Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.
В 2018 году был испытателем в пятисуточной «сухой» иммерсии в Институте медико-биологических проблем РАН (Москва) в рамках эксперимента «Эффективность низкочастотной ЭМС в предотвращении мышечной детренированности, развивающейся в условиях наземного моделирования условий космического полета».
Руководил молодежной секцией Северо-Западной организации Федерации космонавтики до 2020 года.
В настоящее время — руководитель отдела проектов малых космических аппаратов компании «Геоскан», член Санкт-Петербургской организации Федерации космонавтики РФ, популяризатор космонавтики.
Имеет 1-ю степень по шаолиньцюань (Федерация шаолиньских боевых искусств). Отец троих детей. Фанат группы Depeche Mode, научной космической фантастики и шахмат.

Читайте также по теме
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня