Машины на «Новом проспекте». Самое важное на авторынке Петербурга в январе

03 Февраля 2025

Автозавод Санкт-Петербург

Сколько машин продано в Петербурге за прошлый год, у какой китайской марки больше всего дилерских центров, какой новый электромобиль пришел с Востока, почему Петербург скатился в рейтинге автопроизводителей и другие новости автомобильного рынка города — в специальной рубрике «Нового проспекта» в партнерстве с телеграм-каналом AutoRun SPb.

Продажи новых автомобилей установили трехлетний рекорд

В 2024 году в Петербурге зарегистрировано 81 563 новых легковых и легких коммерческих автомобиля. Это на 34% больше результата 2023 года. Такие данные сообщили аналитический центр «Автомаркетолог» и сеть дилерских центров «Прагматика». 
Объем продаж в 2024 году стал лучшим за последние 3 года. Лидерами автомобильного рынка Петербурга стали два бренда. Одинаковый результат в 11 053 зарегистрированных автомобиля показали LADA и Haval. В первую тройку также попал Geely — 9289 новых автомобилей.
В первой десятке оказались марки с отрицательным результатом по сравнению с 2023 годом. Продажи Omoda сократились на 20%, а у Exeed — на 15%.
Коммерческий директор сети дилерских центров «Прагматика» Александр Шапринский отметил, что пятерка самых популярных брендов в Петербурге окончательно сформировалась. LADA и Haval, по его мнению, не уступят свои позиции и в нынешнем году. Следующие три бренда также могут только поменяться местами, но не потеряют место в первой пятерке, так как имеют солидный отрыв от остальных марок. Александр Шапринский прогнозирует сокращение автомобильного рынка в этом году на 15–20%. На отрицательную динамику будут влиять рост утильсбора и высокая ключевая ставка. Но снижение ставки может стать и главным фактором нового разгона рынка.
Прошлый год оказался рекордным и для российского авторынка. Был показан лучший результат за последние 5 лет: в стране реализовали 1,57 млн новых легковых автомобилей.

Geely — новый китайский лидер по количеству дилеров

По итогам 2024 года марка была представлена в 17 автосалонах Петербурга. Прежний лидер — Chery — имеет 16 дилерских центров.
На третьем месте располагается новичок автомобильного рынка Knewstar. У марки 15 дилерских контрактов в городе. Но не стоит забывать, что это суббренд Geely, что и помогло ему сформировать такую широкую сеть. 
Места с 4-го по 6-е распределились между LADA, XCITE и Omoda. У этих марок по 13 дилерских центров. LADA и XCITE представлены в одинаковых локациях, так как сеть LADA является дистрибьютором дебютировавшего в прошлом году XCITE.
В первой десятке также разместились Changan, Belgee, Jaecoo (по 12 автосалонов) и Jetour (11 дилерских центров).
Всего в Петербурге по итогам 2024 года было 328 действующих дилерских контрактов — на 32% больше, чем в 2023 году.

Дилерская сеть Kaiyi начала год с сокращений

В январе у марки осталось только три дилерских центра в Петербурге, хотя в 2024 год бренд входил с девятью автосалонами, а заканчивал с семью.
Автомобили Kaiyi выпускаются в России на заводе «Автотор» крупноузловым методом. В Петербурге по итогам 2024 года продажи марки упали на 45%. Было зарегистрировано 250 автомобилей. В течение года в городе не продавалось больше 40 машин Kaiyi за месяц, хотя в 2023 году в отдельные месяцы удавалось превзойти объем реализации в 70 автомобилей.
В Петербурге Kaiyi дебютировала в середине 2023 года с четырьмя дилерскими центрами. Уже к концу года сеть бренда состояла из девяти автосалонов. Правда, с лета 2023 года новые дилерские центры Kaiyi в городе не открывались, а первый из них закрылся прошлой весной.
Сергей Вайнер, член совета директоров группы «Автополе» (одного из бывших дилеров Kaiyi), назвал в беседе с AutoRun SPb три причины, почему у Kaiyi не получилось закрепиться на рынке. 
Первая — отсутствие финансовых возможностей для серьезных инвестиций в узнаваемость бренда со стороны дистрибьютора, что привело к низкой узнаваемости марки. Вторая — маркой управляет российский независимый дистрибьютор, который не является прямым представителем китайского производителя. И третья — проблемы с качеством продукта. 
Одним из тех, кто отказался от сотрудничества с Kaiyi, стал холдинг «Рольф». Кроме того, дилер заявил, что прекращает продажи новых автомобилей другой не получившей пока широкую популярность марки — BAIC. А это означает, что в Петербурге сеть бренда сократится с шести до пяти автосалонов.

Avatr пришел с Востока

Бренд электромобилей и гибридов Avatr официально вышел в Петербург. Марка выбрала первых четырех дилеров, которые будут ее представлять в городе.
Avatr — это китайский премиальный суббренд Changan, который был создан в партнерстве с Huawei и CATL. Марка выходит на российский рынок с электрическим кроссовером Avatr 11, доступным в трех комплектациях.
В модельной линейке бренда в Китае также есть электрический седан Avatr 12, гибридный кроссовер Avatr 07. Во втором квартале этого года планируется появление седана Avatr 06.
Автомобили Avatr уже знакомы петербургским автолюбителям. Последние полтора года они продавались в городе неофициально, их привозили по схеме параллельного импорта. В прошлом году объем реализации марки в Петербурге составил 42 автомобиля, из которых 26 пришлось на кроссовер 11, а остальные 16 — на седан 12. Такой результат позволил марке занять 4-е место по объему продаж среди всех брендов электромобилей в Петербурге. По сравнению с 2023 годом продажи Avatr в городе выросли в 2,5 раза.
С официальным появлением Avatr усиливается конкуренция в нише электромобилей и гибридов среди премиальных марок. В этом сегменте уже есть официально поставляемые Seres, Wey, Voyah, Hongqi, Exlantix, а также неофициальные LiXiang и Zeekr.

Производственный антирекорд

Петербургский автопром в 2024 году занял 5,2% в общероссийском объеме производства новых легковых автомобилей. 
Такой показатель стал одним из худших за всю историю развития автокластера в городе. Меньше он был только в 2008 и 2009 годах, когда доля Петербурга в российском автопроме составляла 3,2% и 3,8% соответственно.
В городе автомобильное производство сейчас налажено на двух предприятиях. За прошлый год суммарно они выпустили около 42 тыс. машин. Объем производства на Автомобильном заводе АГР составил 21 972 автомобиля, а на Автозаводе Санкт-Петербург — около 20 тыс. единиц.
Объем производства на 2025 год проще спрогнозировать на АГР. Предприятие по-прежнему выпускает автомобили с использованием машинокомплектов, которые остались от предыдущего собственника. Это четыре модели, которые ранее производились под брендами KIA и Hyundai. Скорее всего, завод в этом году вновь перешагнет планку в 20 тыс. произведенных автомобилей. Не исключено, что рост производства составит минимум 30%. Хотя отдельные специалисты настолько оптимистичны, что предполагают увеличение выпуска на предприятии минимум в 2 раза.
Продукция Автозавода Санкт-Петербург в виде двух кроссоверов XCITE пока с трудом реализуется в России. По данным агентства «Автостат», объем продаж этой модели в прошлом году составил около 5,5 тыс. машин. Возможно, сейчас на предприятии уже не будут выпускать машины прошлогодними темпами. Поможет или новый производственный проект, или массовая закупка автомобилей XCITE государственными компаниями и структурами.
Возвращаясь к итогам прошлого года, можно отметить, что доля петербургского автопрома оказалась близка к своему результату 2010 года, когда она составила 5,8%. После (вплоть до 2022 года) показатель не опускался ниже 10%.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня