Машины на «Новом проспекте». Самое важное на авторынке Петербурга в первой половине марта

Новый дилерский центр Geely в Янино-1 площадью 1280 м2. Фото: AutoRun SPb
Сколько машин продали в Петербурге в феврале, под каким брендом «АвтоВАЗ» будет выпускать фургоны, где построили новый дилерский центр Geely, почему заморозили производство e-Neva, сколько «ждунов» среди покупателей машин — в специальной рубрике «Нового проспекта» в партнерстве с телеграм-каналом AutoRun SPb.
Продажи ниже января
Объем регистраций новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Петербурге по итогам января-февраля сократился на 16% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В городе было зарегистрировано 8157 новых машин. Об этом эксклюзивно для «Нового проспекта» и AutoRun SPb рассказали в аналитическом центре «Автомаркетолог» и сети дилерских центров «Прагматика».
Лидером петербургского авторынка по итогам первых двух месяцев года стала LADA. Отечественная марка за этот период увеличила продажи на 13% относительно января-февраля прошлого года (объем регистраций — 1330 машин). Ростом продаж в 9% отметился и ближайший преследователь LADA — китайский Haval (1251 зарегистрированный автомобиль).
В первой пятерке по-прежнему Chery, Geely и Changan, которые не меняют своих позиций. Места с 6-го по 10-е занимают GAZ, Belgee, TANK, Jaecoo и Exeed.
Самое серьезное падение продаж в первой десятке у Exeed и Geely. Exeed сокращает продажи уже около 6 месяцев, а неудачный результат Geely связан с высокой базой прошлого года, когда покупатели старались приобрести ходовой кроссовер Monjaro по ценам до нового утильсбора. Кроме того, на результаты Geely влияет рост интереса к суббренду Belgee.
Важно отметить, что показатель февраля оказался даже меньше объема продаж в январе. Такого с петербургским авторынком ранее не случалось.
SKM — новый бренд от «АвтоВАЗа»
В начале марта «АвтоВАЗ» объявил о запуске нового бренда коммерческих автомобилей SKM. Под этой маркой будут выпускаться пассажирские и цельнометаллические фургоны. По уже сложившейся для многих российских автоконцернов традиции проект реализуют с восточным партнером.
О месте производства автомобилей пока не сообщалось, но специалисты авторынка видят две площадки для этого проекта: опытно-промышленное производство концерна «АвтоВАЗ» в Тольятти и Автозавод Санкт-Петербург (бывший Nissan).
Кандидатура второго предприятия называется в том числе и по причине отсутствия какой-то ясности с перспективами проекта XCITE. В середине марта в телеграм-каналах прошла информация, что на заводе завершились машинокомплекты от китайского партнера. Сами автомобили XCITE популярностью у российских автолюбителей не пользуются. Их продано в 3 раза меньше, чем выпущено на петербургском заводе.
Новых проектов Автозавод Санкт-Петербург пока не анонсировал. Но в случае с брендом SKM в пользу тольяттинской площадки говорят планы по локализации автомобилей марки. Это будет намного проще делать вблизи поставщиков завода «АвтоВАЗ», чем на петербургском заводе. К тому же сборочная линия на бывшем Nissan точно не приспособлена под подобные автомобили.
Новый дилерский центр Geely с нуля
Холдинг «Экспо Кар» открыл новый дилерский центр Geely в специально построенном для марки здании в поселке Янино-1 на границе Петербурга и Ленобласти.
Площадь нового дилерского центра составляет 1280 м2. Проект примечателен тем, что в нынешних реалиях авторынка петербургские дилеры редко строят новые здания. За последние 3 года, кроме «Экспо Кар», подобным могут похвастаться только два дилера: «Автополе» на территории своей автодеревни в Кудрово возвел автосалон Omoda/Jaecoo площадью чуть более 500 м2, а «Шувалово-Авто» на Мурманском шоссе открыл дилерский центр LADA (2700 м2).
Петербургские дилеры с 2022 года при развитии новых брендов в своих портфелях стремились использовать действующие площади: обновлять автосалоны, где ранее располагались ушедшие бренды, приобретать или арендовать здания. Правда, сделок по покупке или аренде новых объектов было очень мало.
Электромобиль e-Neva замерз
Концерн «Алмаз-Антей» сообщил, что заморозил проект отечественного электрического кроссовера e-Neva, над которым его специалисты трудились более 3 лет.
e-Neva — это среднеразмерный кроссовер длиной 4,5 метра и с запасом хода в 460 км. В 2022 году его впервые показали в Нижнем Новгороде, а затем продемонстрировали и президенту страны. Планировалось, что электромобиль будет выпускаться на мощностях бывшего петербургского завода Toyota. В первой половине прошлого года предприятие передали концерну Aurus, после чего заявлялось, что производство на заводе уже запустят до конца 2024 года.
Считалось, что одним из вариантов перезапуска конвейера на заводе станет совместное производство Aurus и китайского Honqgi. У марок довольно схожее позиционирование в своих странах — в представительском сегменте. Но для серьезного производственного проекта нужен, конечно, массовый автомобиль. И с этим пока ничего не решено.
Что касается e-Neva, то формулировка про заморозку фактически может означать закрытие проекта. И где-то перестанет грустить одинокий «Ё-мобиль».
Дилеры измерили «ждунов»
Петербургские дилеры оценили для AutoRun SPB долю «ждунов» в общем объеме обращений со стороны потенциальных покупателей автомобилей. Они занимают 10–25% в зависимости от бренда и дилерского центра. При этом в некоторых автосалонах рассказали, что еще не сталкивались с этой категорией покупателей, так как тем пока не обязательно появляться в шоурумах.
«Ждуны» — это именно та часть аудитории, кто готов отложить покупку машины в связи с огромным объемом новостей о возвращении азиатских, европейских и американских автомобильных марок.
Среди брендов, которые в разговорах с продавцами называют «ждуны», есть KIA, Hyundai, Renault, VW, Skoda, Mazda, Suzuki.
Уже сейчас можно сказать, что «ждуны» действительно оказали воздействие на рынок. Конечно, есть и другие факторы, к которым уже привыкли дилеры. Но теперь на движение рынка вниз влияет и новая категория автолюбителей. Про динамику в Петербурге мы уже говорили выше, а по России продажи в феврале сократились, по данным агентства «Автостат», на 25% относительно второго месяца прошлого года.