Машины на «Новом проспекте». Самое важное на авторынке Петербурга в декабре
В ноябре авторынок Петербурга впервые показал падение. А в первой половине декабря основными поставщиками новостей оказались местные автозаводы. Но нашлось место и событиям у дилеров: марка «Москвич» наконец-то нашла еще одного дилера, а новый бренд электромобилей и гибридов EXLANTIX определился с первым партнером в городе. Рассказываем об этих событиях более подробно на «Новом проспекте» в партнерстве с телеграм-каналом AutoRun SPb.
Петербургские автозаводы: мечты пока не сбываются
Конец ноября и первая половина декабря были наполнены новостями о петербургских автозаводах — действующих и простаивающих.
Так, стало известно, что на бывшем заводе Toyota до конца года не будет запущено никакого производства. Еще в феврале вице-премьер Денис Мантуров утверждал, что в конце года предприятие выпустит первые экземпляры автомобилей Aurus промышленной сборки, а всего здесь планируется собирать четыре модели. Но в конце ноября врио председателя комитета по промышленной политике Санкт-Петербурга Александр Ситов заявил, что с «высокой долей вероятности» завод не запустится до конца года. О новых сроках возобновления производства на площадке ничего не сообщалось.
Тем временем, бывший завод Hyundai, которым управляет AGR Automotive Group, начал подготовку к выпуску тестовой партии автомобилей Jaecoo J7. Об этом сообщил телеграм-канал Автопоток. Планируемый объем – 240 автомобилей. А заместитель председателя комитета по промышленной политике Алексей Яковлев рассказал, что предприятие в ближайшее время может запустить новый проект с восточным партнером. Но конкретный бренд назван не был. Возможно, что речь идет о Jaecoo. Пока эта история напоминает ходившие год назад слухи о проекте с GAC. Тогда сообщалось, что на мощностях завода AGR также была выпущена тестовая партия. Дальше нее дело не пошло.
Третьему петербургскому заводу, где выпускаются автомобили под маркой XCITE, слухи тоже прочили новый производственный проект. Несколько месяцев назад сообщалось, что на предприятии может быть налажен выпуск автомобилей Renault (Sandero и Logan) под брендом XCITE. Но в декабре телеграм-канал «Русский автомобиль» заявил, что во второй половине следующего года здесь планируется запустить сборку новой модели LADA Iskra Cross. К тому времени контракт с китайским партнером, по которому выпускаются автомобили XCITE, может уже завершиться. К проекту с LADA есть много вопросов. Это в первую очередь логистика (производство комплектующих все-таки далеко от Петербурга), а, во-вторых, возможности производственной площадки, которая создавалась для выпуска машин более высокого класса.
Москвич получил нового дилера
«Москвич» в течение нынешнего года серьезно изменил дилерскую сеть в Петербурге. Осенью новым дилером марки стал холдинг «Вагнер». На сегодняшний день у «Москвича» четыре дилера в городе, хотя еще весной их было пять, а к началу лета оставалось три.
Только два холдинга продолжают работать с маркой с момента ее выхода в Петербург — это «Рольф» и «Петровский». Их общая доля в продажах Москвича с июля по октябрь колебалась между 80% и 90%.
«Вагнер» сразу же помог «Москвичу» показать высокий результат продаж в течение октября: за месяц в городе было реализовано 109 автомобилей бренда (второй показатель за год, лучше было только в марте — 144). А сам холдинг уже в ноябре реализовал около 20% от общего объема продаж марки в Петербурге.
Очередной бренд электромобилей и гибридов появился в Петербурге
Им стал EXLANTIX, позиционирующий себя в премиальном сегменте. Первый дилерский центр марки открыл холдинг «Аларм-Моторс».
В начале следующего года в автосалоне ждут появления первых моделей. Это электрическое купе ES и гибридный кроссовер ET. О стоимости автомобилей пока не сообщалась, но логично предположить, что они будут конкурировать с другими марками электромобилей и гибридов премиум-класса. В первую очередь это Zeekr, LiXiang, Seres.
В «Аларм-Моторс» считают, что преимуществом EXLANTIX станет официальная гарантия от производителя, и рассчитывают продавать в своем автосалоне до 15 автомобилей марки в месяц.
Напомним, что в следующем году в этом же сегменте на российский рынок готовятся выйти два суббренда Changan — Avatr и Deepal.
Ноябрь оказался минусовым
В ноябре в Петербурге было зарегистрировано 6016 новых легковых и легких коммерческих автомобилей — на 1% меньше, чем в ноябре прошлого года. Об этом свидетельствуют данные аналитического центра «Автомаркетолог» и сети дилерских центров «Прагматика». Последний месяц осени оказался единственным в этом году, когда было отмечено падение продаж новых машин. В ноябре реализация упала у шести из 10 самых популярных марок в городе: в минус ушли Geely, Chery, Changan, Exeed, Omoda и TANK. Причем последние три показали свой худший результат за 1 месяц по итогам всего года.
Основными факторами падения продаж аналитики назвали увеличение цен на автомобили, сокращение поддержек от производителей в части субсидирования кредитов, завершение ажиотажного спроса в сентябре-октябре, высокие ставки по банковским депозитам, которые оттягивают спрос, и рост отказов в предоставлении автокредитов в среднем на 10% по отношению к предыдущим периодам.
Всего за 11 месяцев в Петербурге зарегистрировано 75 454 новых легковых и легких коммерческих автомобиля, что на 39% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
Автопром теряет долю
В середине декабря завод AGR отчитался о выпуске 20-тысячного автомобиля в этом году. Им стал кроссовер Solaris HC (бывший Hyundai Creta).
Ранее глава другого предприятия — Автозавода «Санкт-Петербург» — сообщил, что с ноября 2023 года до конца 2024 года предприятие выпустит около 20 тыс. автомобилей XCITE. Скорее всего, на нынешний год из указанного объема приходится 10-15 тыс.
Исходя из этих цифр можно утверждать, что доля петербургского автопрома в этом году не превысит 5% от общероссийского объема производства легковых машин. Столь скромные показатели были характерны для города в 2008-2009 годах, когда здесь только начинали работать новые автозаводы. Например, в 2008 году GM и Toyota на двоих заняли 3,2% от всего объема выпуска новых легковых автомобилей в России. В 2009 году к ним присоединился Nissan, и доля чуть выросла — до 3,3%. В 2010 году открылся Hyundai, что сразу повысило показатель до 5,8%. Далее он не опускался ниже 10%, включая 2022 год, когда заводы работали чуть больше двух месяцев.