Машины на «Новом проспекте». Прогнозы развития авторынка Петербурга в 2025 году

15 Января 2025

Какими будут продажи автомобилей в Петербурге в 2025 году, появятся ли в городе новые автосалоны, увеличит ли LADA долю рынка, какая марка авто станет лидером продаж, кто успешнее — гибриды или электрокары, будут ли автопроизводства Петербурга работать в полную силу, рассказываем на «Новом проспекте» в партнерстве с телеграм-каналом AutoRun SPb.

Продажам автомобилей некуда расти

По предварительным данным, в Петербурге объем регистраций новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2024 году составил около 81,5 тыс. Это лучший результат для авторынка за последние 3 года. Но в наступившем году объем продаж новых автомобилей в городе может сократиться.
В четвертом квартале прошлого года темпы реализации машин в Петербурге стали замедляться. Результат последних 3 месяцев оказался, например, хуже данных за третий квартал, хотя традиционно конец года выделяется высокими объемами продаж. 
Причинами такого замедления стали новый размер утильсбора и подорожавшие из-за роста ключевой ставки ЦБ кредиты. Цены на машины выросли. Эти факторы будут влиять на динамику рынка и в 2025 году. Утильсбор вновь проиндексирован с 1 января (помимо автомобилей на ДВС, он довольно сильно коснулся электрокаров и гибридов). А снижение ставки ЦБ хоть и возможно, но не какими-то благоприятными для авторынка темпами.
Отсюда и прогноз на 2025 год: в лучшем случае рынок может повторить результат 2024 года, а в худшем — сократится на 10% и более.

Активный рост числа автосалонов завершится

По итогам 2024 года в Петербурге работало 328 дилерских центров разных автомобильных брендов. По сравнению с 2023 годом рост их числа составил 32%. В нынешнем году такой динамики уже не будет.
Часть дилеров начнут расторгать контракты с дистрибьюторами. Эта тенденция уже стала набирать обороты во второй половине прошлого года. Период знакомства с китайскими брендами завершился. Очевидно, что некоторые из них не могут обеспечить необходимого объема продаж, а дилерам абсолютно нерентабельно заниматься маркой, с которой можно иметь в лучшем случае около 10 продаж в месяц.
С другой стороны, не видно брендов, которые могут развернуть широкую дилерскую сеть, как это произошло в прошлом году с марками XCITE, Knewstar, Belgee, Soueast, Solaris и Haval Pro. Пока из новых претендентов относительно масштабно может выйти на рынок только корейский KGM, но вряд ли он откроет в городе больше пяти автосалонов.

LADA способна нарастить долю рынка

Одной из интриг года можно рассматривать битву LADA за увеличение доли на авторынке Петербурга. 
В 2024 году отечественной марке не удалось превзойти показатель 2023 года, когда ее доля в общем объеме регистраций новых автомобилей в городе составляла 14,5%. По итогам 2024 года она оказалась менее 14%.
Причиной сокращения доли LADA в прошлом году стало расширение присутствия китайских брендов. Первый полноценный год был у Jetour, Jaecoo, TANK, очень сильно стартовал Belgee, мощный рывок сделал Haval, навязавший борьбу за лидерство. Сейчас расклад на рынке уже понятен, и LADA вновь может попытаться штурмовать вершину, где ее доля на рынке превысит 15%.
У LADA амбициозные планы, подкрепленные расширением модельного ряда. Набирает обороты Largus, увеличивший к концу года количество версий автомобиля. В массовом сегменте появится Iskra. Продолжит увеличивать продажи Vesta.

За лидерство развернется борьба

Бренды LADA и Haval в прошлом году заметно оторвались от преследователей и стали единственными в Петербурге, кому удалось преодолеть отметку в 10 тыс. реализованных автомобилей за год.
Ситуация может повториться и в этом году. Среди остальных брендов сложно найти тех, кто может бросить вызов лидерам. Продажи Chery размылись среди суббрендов марки. Тоже самое происходит и с Geely, а у Changan нет предпосылок для того, чтобы показывать объемы, сравнимые с лидерами, в частности по причине отсутствия локального производства.
LADA и Haval готовятся расширить модельный ряд в текущем году. Кроме того, Haval уже задействует вторую производственную площадку — в Калужской области. Марка явно рассчитывает увеличить объемы локального выпуска, что позволит ей обеспечить комфортное ценообразование для покупателей. А LADA, помимо новой модели Iskra, будет рассчитывать на увеличение продаж Largus и включение в планы госзакупок автомобилей Aura.

Гибриды станут популярнее электрокаров

В прошлом году гибридные автомобили в Петербурге заметно опередили в продажах электрокары, например, по итогам 9 месяцев более чем в 3 раза.
Самым популярным брендом в сегменте гибридов стал LiXiang, всё еще не имеющий официального представительства в стране. В нынешнем году, скорее всего, марка продолжит активно наращивать присутствие в России. За 9 месяцев прошлого года автомобилей LiXiang в Петербурге было продано в 2,2 раза больше, чем электрических Zeekr. Это еще одна марка без официального представительства в стране, но она представлена исключительно в сегменте электрокаров.
В рейтинге гибридов в тройке были также Voyah и Tank. Обе марки официально реализуются в России, и у них есть перспективы для дальнейшего роста в сегменте.
На гибриды и электрокары с 1 января вырос утилизационный сбор. Но эти автомобили по-прежнему будут востребованы, в первую очередь в премиальном сегменте. А гибридам будет помогать расширение линейки «мягких» гибридов, которые представлены в более доступных ценовых категориях по сравнению с премиумом.

Петербургские автозаводы в тумане

Петербургские заводы в прошлом году выпустили около 30–35 тыс. автомобилей Solaris и XCITE. Объем продаж этих машин в России не превысил даже 30 тыс. Планы на этот год у предприятий довольно туманные. 
XCITE пока не нашел своего покупателя. Очевидно, что завод выпустил как минимум в 2 раза больше автомобилей, чем было продано. Складской запас сейчас большой, спрос неочевиден, поэтому сохранение производства в тех же объемах в такой ситуации абсолютно нереалистично. 2025 год будет во много решающим для бренда. Помочь могут госзакупки, если, конечно, государственные организации и предприятия включили автомобили марки в свои планы на этот год.
С брендом Solaris чуть проще. Тут всё зависит от количества оставшихся от предыдущего собственника машинокомплектов. Завод, очевидно, растягивает эти запасы. Поэтому в нынешнем году можно ожидать объем производства, не уступающий прошлогоднему.
Проекты на двух других петербургских автозаводах (бывшие GM и Toyota) пока под вопросом или вовсе отсутствуют. Например, на заводе Toyota могли бы уже выпускать автомобили Aurus или Hongqi, но, кажется, это откладывается на неопределенный срок. 
А Chery как будто присматривалась к площадке GM, но, судя по всему, сейчас для концерна приоритетом является центральная часть России — заводы в Подмосковье и Калуге. Такая география выгодна с точки зрения логистики. Поэтому пока сложно поверить и в проект Jaecoo (суббренда Chery) на площадке АГР, где выпускаются автомобили Solaris.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня