Маршрут для таблеток. Фармацевты получили навигатор по господдержке
Минпромторг в конце 2024 года запустил навигатор господдержки для фармацевтических компаний. Теперь бизнесу будет проще узнать, на какие субсидии и льготы он может рассчитывать, занимаясь выпуском лекарств. «Новый проспект» спросил участников рынка, будет ли им полезен новый сервис и достаточно ли сегодня у отрасли мер поддержки.
Минпромторг на днях сформировал раздел с актуальной информацией о действующих мерах поддержки производителей лекарственных средств в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП). Фактически это навигатор для фармкомпаний по тем мерам поддержки, на которые они могут рассчитывать.
«Он будет полезен среднему и малому бизнесу, который развивает фармацевтические производства и хотел бы получить полную информацию о возможных мерах поддержки», - пояснил председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза Алексей Кедрин. В меньшей степени, по его словам, данный сервис будет интересен крупным предприятиям, у которых уже есть опыт взаимодействия с государством. «Менее продвинутые предприятия могут про такие меры поддержки не знать и поэтому не пользоваться ими», - пояснил Алексей Кедрин.
Льгот много не бывает
Аналитики полагают, что новый навигатор глобальных изменений в плане предоставления субсидий и льгот не принесет. «При получении тех или иных льгот компаниям не станет проще оформлять различные документы. Тем не менее, появление навигатора – это небольшой шаг госструктур в сторону бизнеса», - говорит директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
Что касается мер поддержки фармы, то они уже действуют и активно формируются. Есть преференции и субсидирование в рамках нацпроектов, внедряется понятие «второй лишний». Данный механизм предполагает, что если в тендере участвует производитель, выпускающий лекарство в странах ЕАЭС по полному циклу, он выигрывает у иностранцев автоматически. Если таких фармкомпаний несколько, то они могут конкурировать между собой, предлагая наиболее выгодную государству цену на препарат.
«Наконец, разрабатывается понятие стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС). Речь идет о внесении этого понятия в федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». СЗЛС будут формироваться из числа жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Их производство должно быть полностью локализовано в РФ, а производители будут получать господдержку, размеры и механизм которых определит Минпромторг», - напоминает Николай Беспалов.
Поддержка на местах
Эффективно работают и региональные меры поддержки, отмечают участники рынка. «Так, с помощью городского Фонда развития промышленности мы смогли приобрести и установить новую линию по производству ампул и капсул. Общий объем инвестиций составил несколько сотен миллионов рублей», - говорит генеральный директор ООО «НТФФ «Полисан» Дмитрий Борисов.
Президент компании «Активный Компонент» Александр Семенов напоминает, что в отрасли сейчас проводится эксперимент по созданию системы отслеживания происхождения фармакологических субстанций. Она
позволит компаниям с производством полного цикла получить дополнительные преференции на госторгах.
«Однако я пока бы не стал говорить, что существующих мер поддержки достаточно, чтобы отрасль сделала качественный рывок. В частности, меры, направленные на создание новых предприятий полного цикла, не показали себя в достаточной мере. Новых предприятий полного цикла практически нет», - говорит Николай Беспалов.
Механизм есть, а денег нет
В свою очередь, директор союза «Медико-фармацевтические проекты. ХХI век» Дмитрий Чагин отмечает, что программа «Фарма-2030» стала более полной и выдержанной по сравнению с «Фармой-2020», поскольку в разработке нынешней программы активно участвовали представители отрасли.
Однако есть и проблемы. Например, ВЭБ.РФ планирует увеличить размер льготной процентной ставки по кредитам, которые предоставляются компаниям для создания производства субстанций. «То есть нам еще есть, с чем работать. Не могу сказать, что новые предприятия открываются активно. И тут вопрос в дорогих деньгах для промышленников. Механизм господдержки в принципе есть. Далее вопрос в финансовых возможностях», - поясняет Чагин.
Некоторые участники рынка и вовсе говорят о том, что доступ к господдержке затруднен. Поэтому пока предприятия в основном развиваются без помощи государства. «С учетом же высокой процентной ставки дальнейшее развитие будет вообще под вопросом», - отмечают собеседники «Нового проспекта».
Что предполагает стратегия «Фарма-2030»:
К 2030 году объем рынка лекарств в России должен вырасти с 2,2 трлн рублей до 3,7 трлн рублей. Доля российских препаратов — с 35,9% до 42,6% в денежном выражении. А объем экспорта — с $1,26 млрд до $3,4 млрд. Доля препаратов, которые производятся в рамках полного цикла и входят в перечень стратегически важных, должна вырасти с 67% до 80%.
Предполагается, что федеральный центр поддержит организацию производства лекарств и их экспорта, подготовку научных кадров для отрасли. Также предусмотрено устранение административных барьеров и ускоренное внедрение новых технологических решений.