Мал, да удал. Как поднять дух персонала в небольшой компании

Выгорание — проблема современного мира, поэтому крупные международные компании давно внедряют программы, направленные на улучшение самочувствия своих сотрудников. Но и российские фирмы, даже небольшие, стали обращать на это внимание. Что можно сделать для персонала результативно, быстро и с малым бюджетом, узнал «Новый проспект».
По данным исследования Alter и hh.ru, проведенного в этом году, 99% работодателей признают, что постоянный стресс и выгорание на работе ведут к увольнениям, и 23% компаний уже предоставляют своим сотрудникам психологическую поддержку. Конечно, это немного, но и сотрудники не торопятся говорить о своих проблемах в компании. Как выяснили Русская школа управления и «Зарплата.ру», 34% опрошенных сотрудников вообще никому не рассказывают о своем состоянии, а 36% — лишь членам семьи и друзьям.
«Между тем баланс между личной жизнью и работой, то есть удовлетворенность происходящим, не просто важен, а критично важен и для человека, и для компании», — убеждена Амира Слайковская, HR-директор FriendWork. Дисбаланс приводит к потере здоровья, выгоранию и, соответственно, потере продуктивности.
Поэтому важность проблемы выгорания осознает всё большее количество работодателей, начиная внедрять у себя лучшие практики. «Как показывает международная статистика, если компания об этом не задумывается, то в конечном итоге терпит серьезный финансовый ущерб», — говорит Марина Черникова, директор некоммерческой организации «Культура здоровья».
Кроме того, сейчас и соискатели обращают внимание на то, есть ли в предложении от потенциального работодателя опции, связанные с образовательными мероприятиями, фитнесом, программами здоровья, есть ли там ДМС или то, что касается психологической помощи. «Это очень востребовано! И если компания стремится быть конкурентоспособной и приглашать по-настоящему сильных кандидатов, важно, чтобы это направление было в ее предложении», — отмечает Марина Черникова.
Люди хотят быть здоровыми
Исследование McKinsey, проведенное в 2024 году, выделило несколько трендов, формирующих стремление людей к здоровью и хорошему самочувствию.
В-первых, люди стремятся понять, что происходит с их здоровьем, не выходя из дома. Как поясняет Марина Черникова, сегодня популярно использование различных тест-систем для определения нехватки витаминов, минералов, уровня холестерина и так далее.
Во-вторых, грядет новая эра биомониторинга и носимых устройств. Все привыкли к шагомерам, но уже появились трекеры, которые могут, например, измерять уровень кортизола и давать обратную связь, какой у человека уровень стресса.
Очень явная тенденция по персонализации продуктов и услуг с помощью искусственного интеллекта: люди хотят понимать, какой именно состав продуктов будет оптимальным для них лично. Это касается и косметических средств, и витаминов, и всего прочего. Соответственно, они ждут индивидуальных рекомендаций, причем и составы продуктов, и эти рекомендации должны быть клинически доказанные, с результатами исследований.
Наконец, исследование обнаружило семь точек роста в сфере велнесс. Во-первых, это женское здоровье и все вопросы, связанные с деторождением, климаксом, гормональным здоровьем. «Поэтому крайне актуально в программе здоровья компании предложить сотрудницам какие-то опции в части женского здоровья», — говорит Марина Черникова.
Вторая точка роста — здоровое старение и долголетие; третья — контроль веса. Далее — фитнес как часть идентичности, здоровье кишечника и сексуальное здоровье, а также сон и всё, что с ним связано.
Начинать с простого
С чего же начинать создавать среду благополучия в малых и средних компаниях? Прежде всего, эксперты рекомендуют не пытаться решать всё и сразу, а фокусироваться на ключевых проблемах персонала, а значит, проводить опросы и получать обратную связь.
«То есть понять, что сотрудников беспокоит по-настоящему, что их тревожит, каково их эмоциональное состояние», — уточняет Амира Слайковская.
После этого Марина Черникова рекомендует начинать с самого простого, понятного для людей — движения и спорта: «Это совершенно точно даст положительный отклик и позволит вам потом транслировать результаты успешного старта руководству». Она уточняет, что это может быть участием в каких-то соревнованиях, созданием внутрикорпоративной команды, корпоративным фитнесом или просто приглашением тренера в компанию, который несколько раз в неделю будет проводить индивидуальные занятия.
Она рекомендует выбирать удобные интерактивные форматы, чтобы человек не чувствовал дополнительного напряжения, причем сначала можно делать короткие пилотные программы для менеджеров, генерального директора или линейных руководителей: они получают собственный опыт, который готовы транслировать дальше на остальных.
Наступает осень, и Марина Черникова предлагает проводить осенние марафоны. Например, марафон по поддержке иммунитета раскроет сотрудникам основные лайфхаки для его укрепления, познакомит с простыми способами профилактики сезонных вирусных заболеваний, привлечет внимание к правильному питанию в этот сезон. А марафон по подзарядке энергией в межсезонье поможет его участникам понять, как сохранить позитивное настроение и энергию в осенний период.
Больше смелости
Как выясняется, у малого и среднего бизнеса на самом деле довольно много возможностей и преимуществ перед крупными компаниями. Чаще всего культура компании у них равна культуре и ценностям собственника. Поэтому если HR-директор сможет убедить собственника заботиться о здоровье, то, скорее всего, эта ценность будет и на уровне компании.
Решения, как правило, в таких компаниях также принимаются быстро, там меньше бюрократии и больше возможности запустить программу в короткий срок и тут же получить обратную связь.
«В небольших компаниях я вижу больше смелости на какие-то нестандартные решения, и это способно довольно быстро дать серьезное конкурентное преимущество, потому что у команды расширяются горизонты видения, меняется взгляд на мир, а значит, появляются новые небанальные идеи, которые в конечном итоге становятся преимуществом для бизнеса», — заключает Марина Черникова.
По материалам вебинаров HR-кухни «Благополучие не для всех, или Как создать среду благополучия в малых и средних компаниях» и «Work and life balance в HR: миф или реальность»