Максим Никулин: «У цирка нет законов и правил»
Максим Никулин, генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина, рассказал «Новому проспекту» о том, знают ли современные дети русскую классику, как с советских времен изменился зритель и какие жанры представлены в цирке сегодня.
Максим Юрьевич, цирк Никулина приехал в Петербург с программой «Двое из ларца» — это новая программа по мотивам русских сказок?
— Для Петербурга программа новая: это сюжетная сказка «Двое из ларца», поставленная по мотивам известного мультфильма-сказки «Вовка в тридевятом царстве». В последнее время мы всё чаще стали обращаться к нашей классике, к историям и сказкам, написанным российскими писателями. У нас есть программы «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Конёк Горбунок» — совместный проект с Казанским цирком. Приятно, что дети, которые приходят к нам на представления, все эти сказки знают. Значит, родители знакомят их с нашей классикой. Программа «Двое из ларца» успешно идет у нас в Москве на Цветном бульваре. Надеюсь, спектакль понравится и питерскому зрителю. Город у вас замечательный, цирковой. Публика интеллигентная, как и сам город. Правда, зритель более требовательный ко всему, что происходит в цирке. Поскольку родители часто работали в Ленинграде, они рассказывали мне, что если ты хорошо «проходишь» здесь, ты хорошо «пройдёшь» везде.
Зритель изменился с тех пор? И что нужно делать, чтобы его удержать?
— Зритель раньше никакого другого цирка, кроме нашего советского, не видел. Но с появлением интернета, многоканального спутникового телевидения у людей появилось много возможностей увидеть другие цирки. И публике сегодня нужно искусство, а не просто исполнение трюков, в каком бы жанре они ни исполнялись. Зритель хочет видеть артистов в разных образах, в красивых костюмах, чтобы цирковые номера сопровождались различными визуальными эффектами, звучала оригинальная музыка. Всё это ему и нужно давать!
То есть цирк сегодня более интересен, чем раньше?
— С одной стороны, цирки действительно стали намного интереснее, а с другой, они стали сложнее, потому что это достаточно консервативное искусство. В свое время мы выбрали для нашего цирка направление, которое я бы назвал «классик-модерн». Это классический цирк в современном прочтении — с классическими жанрами и традиционными подходами. Мне очень нравится, как говорят англичане: по-настоящему элегантный человек должен хотя бы на сезон отставать от моды. Потому что мода приходит и уходит, а настоящее остается. Классика остается и всегда будет востребована, потому что она — классика. Есть такая теория, что в цирк люди ходят в среднем три раза в жизни: первый раз в детстве, когда вас ведут родители, потом вы ведете туда ваших детей, а в третий раз вас ведут ваши внуки. Цирк не кино, куда можно пойти спонтанно. Туда, как правило, заранее покупают билеты. И вот ребенок в первый раз идет в цирк и спрашивает у родителей, что же он там увидит. И папа с мамой рассказывают ему, апеллируя к собственным детским воспоминаниям, какие эмоции и чувства это у них вызывало. Но тут они приходят на спектакль и видят там совершенно «не то». Это «не то» может быть интересное, авангардное, красивое, но не то, что семья готова была увидеть. И получается, что их ожидания обманули. А люди не любят, когда их обманывают. Цирк должен быть сегодняшним, современным, но ему обязательно нужно быть узнаваемым. Зрители, которые придут на представление, должны быть уверены, что к их памяти и их воспоминаниям отнесутся с уважением. Это важно, и мы придерживаемся именно такой тенденции.
Какие жанры представлены в современном цирке сегодня?
— Есть жанры, без которых никуда. Это классика: акробатика, гимнастика, жонглирование, клоунада, дрессировка, эквилибристика, фокусы. Появляются и новые. Но сегодня главное даже не это. Я всегда говорю, что у меня в цирке нет жонглеров, акробатов, эквилибристов — у меня артисты, люди, которые посредством своего жанра рассказывают историю, короткую и затейливую. Это может быть история любви или одиночества, дружбы, счастья или несчастья. Должен быть лейтмотив каждого номера. Не говоря уже о том, что все эти маленькие истории формируют одну большую — цирковое представление. И это не просто дивертисмент. С каждым артистом, даже если он выступает один, сольно, работают режиссер, балетмейстер, визажист, художник по костюму, по свету, по звуку. Одни жанры уходят, а потом неожиданно появляются, и никто не может сказать, почему вдруг тот или иной становится востребованным. Я это хорошо знаю, так как мы работаем как международное цирковое агентство. Мы свои номера продаем. Ребята работают на лучших площадках, и не только в цирке, но и, например, в Лас-Вегасе и других крупных казино. Вдруг несколько лет назад возник дефицит акробатического жанра «Русская палка», а у хула-хупа были проблемы. Потом наступил подъем, затем опять спад. Неожиданно в Европе стал очень популярным диаболо — китайский национальный жанр. И даже сегодня европейцы работают интереснее, чем китайцы. У цирка нет законов и правил.
В каких фестивалях циркового искусства вы принимаете участие?
— В международном фестивале циркового искусства «Без границ», который проходит в Петербурге, всемирном Фестивале циркового искусства «Идол» в Москве. Сами организуем и проводим фестиваль «Артист»: ищем и находим молодых талантливых артистов цирка, открываем новые имена. Фестивали очень важны для артистов. Для каждого из них — это этап, точка отсчета. А для нас, директоров и продюсеров, это биржа. Также это место, где можно понять тенденции: что востребовано, на что стоит обратить внимание, в каком направлении двигаться. В мире не так много концептуальных фестивалей. Номером один можно назвать фестиваль в Монте-Карло. Он как олимпийские игры для спортсменов. Туда, как правило, приглашают один раз, и уже само это приглашение говорит о высоком профессиональном уровне артиста. А если он получил там награды, то значит, он уже звезда. Меня приглашают членом жюри на международные фестивали циркового искусства, которые проходят в Америке, в Китае, в Перу, Италии, Испании и Франции, причем под российским флагом. И на всех фестивалях, где работают наши артисты, они выходят на манеж под российскими флагами!
Максим Никулин — сын популярного советского артиста Юрия Никулина, а теперь — генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина. После окончания в 1981 году факультета журналистики МГУ Максим Юрьевич работал корреспондентом, был ведущим на телевидении, участвовал в выпусках документальных программ. С 1993 года он по приглашению отца работает в Московском цирке, расположенном на Цветном бульваре.