Лялья Садыкова: «Женщины готовы сидеть на гречке, но в хорошем маникюре себе не откажут»
Фото: Антон Новодерёжкин / Коммерсантъ
Обороты индустрии красоты в России за первое полугодие 2024 года выросли на 16%, до 127,1 млрд рублей, подсчитал Росстат. С начала года число чеков в парикмахерских и салонах красоты по всей стране выросло на 11% год к году, что в 2,5 раза превышает динамику прошлого года. Руководитель салонов «Лаки Лайк» и «Бигуди», президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова рассказала «Новому проспекту», почему красота всегда в моде.
Несмотря на кризис, рынок индустрии красоты не сокращается, он принимает другую форму. Отмечу, что, по отзывам и клиентов, и представителей отрасли, рынок бьюти-индустрии России — один из лучших по уровню сервиса: качество кратно превосходит цену.
Однако маржинальность бизнеса снижается, потому что дорожают расходные материалы, растут тарифы ЖКХ и аренда, а цены мы не можем повышать соответственно росту себестоимости. Так что влияние кризиса всё равно чувствуется.
Причем кризис представители отрасли начинают отсчитывать примерно с эпидемии ковида. Можно говорить о том, что наш сегмент начал восстанавливаться в конце 2021 года, но в начале 2022 года спрос на услуги опять пошел на спад, поскольку началась спецоперация. На ситуацию также наложился уход из России различных брендов из-за санкций, в том числе из нашего сегмента. Сократился поток клиентов, особенно мужчин, которые ходили в барбершопы. Кроме того, некоторые салоны красоты закрывались, потому что мастера, работавшие там, резко принимали решение уехать за границу. И я не могу сказать, что позже специалисты из индустрии красоты активно возвращались на родину. Дело в том, что людям с такими специальностями (парикмахеры, мастера маникюра, лэшмейкеры) проще найти работу в чужой стране, чем белым воротничкам, и руки наших специалистов очень высоко ценятся в Европе и США.
Что касается других тенденций, то я вижу, что повторяется история, которую мы уже наблюдали в 2008 году: идет отток посетителей из комфорт-сегмента в эконом и из бизнес-класса в комфорт.
Эконом, занимающий около 70% рынка, предполагает стрижки стоимостью до 500 рублей. Комфорт — это салоны со средним чеком до 1,5 тыс. рублей, бизнес-класс — чек уже составляет от 2 тыс. рублей за стрижку. Остальное — это премиум-сегмент, который, кстати, стабилен в любое время и составляет примерно 2% от общего объема рынка.
Рынок трансформируется, также реагируя на запросы государства. Сейчас принято поощрять самозанятых, предоставлять им льготные кредиты, субсидии на развитие бизнеса. Поэтому если раньше обычно в салоне красоты работало по шесть-семь мастеров, то сейчас их число заметно сократилось: специалисты предпочитают работать не по найму, а оформляют самозанятость и арендуют в том же салоне, где они работали, рабочее место. Мы видим, как институт самозанятых активно растет, в том числе в нашей сфере. Некоторые классические салоны из-за этого закрываются, но набирает популярность новый формат бизнеса — бьюти-коворкинги, где каждый мастер работает на себя.
Что касается перспектив развития индустрии красоты, то большого падения оборотов в сегменте я не предвижу. Наши женщины готовы, условно говоря, сидеть на гречке, но они не откажут себе в хорошем маникюре и визите к косметологу.
С мужчинами всё несколько сложнее. Они более консервативны: если стриглись раз в три недели, то не будут себе изменять. И ходят они преимущественно в парикмахерские экономсегмента.
Хотя заметен тренд: мужчины стали больше за собой ухаживать. Если 2 года назад доля мужчин, которые делали в салонах красоты маникюр, составляла всего 4% по России, то в текущем году этот показатель вырос уже до 10%.
Еще один из последних трендов — предоставление принципиально новых услуг в салонах красоты комфорт- и бизнес-класса, куда ходят в основном женщины. Это услуги тарологов. Насколько я знаю, такие услуги стали пользоваться большой популярностью. Этот тренд набирает обороты последний год.
Мнение озвучено после круглого стола «Предпринимательство и промышленность Санкт-Петербурга во втором полугодии», организованного порталом «ТТ Финанс» и изданием «Фонтанка.ру»