Летим обратно. Почему отечественная авиация снова смотрит на Запад

24 Сентября 2025

Фото: https://hdpic.club/

Россия собирается запросить Международную организацию гражданской авиации о снятии санкций в отношении поставок запчастей для самолетов иностранного производства. Это критически важный вопрос для безопасности полетов, то есть в конечном счете пассажиров. С подробностями - обозреватель "Нового проспекта" Михаил Шевчук.

Россия собирается запросить Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) о снятии санкций в отношении поставок запчастей для самолетов иностранного производства. Это, возможно, самый острый вопрос среди всех, которые ставит режим санкций. 

Российские власти постараются договориться о смягчении санкций в области авиастроительства на начавшейся ассамблее ИКАО, а также добиться избрания своего представителя в совет организации и желательно, снять запрет на прямые авиаперелеты в те страны, которые закрыли для России свое воздушное пространство, пишет Reuters. В подготовленных документах россияне объясняют, что ограничения "нарушают право человека на свободу передвижения независимо от национальности и гражданства".

Неудивительно, конечно — ограничения в авиационной промышленности с самого начала признавались одними из самых болезненных для России санкций. Именно их отмены в Кремле и МИД добивались в первую очередь, и именно эту отрасль государство принялось поднимать изо всех сил, вкладываясь в разнообразные проекты. 

Но проекты эти, что обновленный, полностью импортозамещенный SSJ-100, что совместный с Китаем MC-21, что модернизированный Ил-114-300 не то чтобы совсем не взлетели — но взлетели совсем не так высоко, как хотелось и уже давно находятся на стадии "осталось совсем чуть-чуть". Совсем недавно первый вице-премьер Денис Мантуров с гордостью сообщил о том, что Россия стала единственной в мире страной, которая может производить самостоятельно все комплектующие для самолетов. Разработаны и испытаны даже собственные двигатели. Но массового производства лайнеров до сих пор нет. Все-таки недостаточно научиться что-то делать, нужно еще уметь это что-то выпускать в нужных количествах и кому-то продавать (важное условие — у покупателей еще откуда-то должны быть на это деньги).

Между тем Россия, с ее масштабами и расстояниями, является страной, где авиаперевозки необходимы жизненно. Но сотни (более 700, по данным Reuters)  самолетов производства концернов Boeing и Airbus, эксплуатирующихся российскими перевозчиками, фактически лишены официального технического обслуживания и ремонта. Хотя их, конечно, чинят как могут, и запчасти тоже стараются добывать обходными путями, но это все-таки выходит непросто и дорого. В итоге резко растет количество авиапроисшествий, а также жертв. В 2024 году, например, происшествий насчиталось 40 с 64 погибшими, годом раньше было 21 и 20 соответственно. Сокращение авиапарка и количества полетов вызвало также отток кадров из авиации. Некоторые эксперты считают даже, что еще несколько лет в таком духе, и отрасль испустит дух.

В общем, ситуация неприятная. Как выясняется, все авторы победительных идеологических воззваний и все методологи даже вместе взятые не способны произвести на свет хотя бы одно крыло или шасси самолета. Санкции для нас оказываются, конечно, только на пользу, но в то же время как бы и не совсем на пользу. То есть в долгосрочной перспективе они несомненно эту пользу принесут, но не прямо сейчас. И приходится снова идти за технологиями на треклятый Запад, и проситься в международные организации. Почему-то без них не получается.

Злорадствовать-то тут, на самом деле, нечего. Когда лайнеры с пассажирами начнут разбиваться, будет не смешно. Но как выйти из ситуации, пока не очень понятно. В руководящих органах ИКАО Россия не представлена с того самого 2022 года — кандидатов от страны не избрали за, во-первых, "нарушение воздушного пространства Украины", а во-вторых, за "незаконную конфискацию иностранных самолетов". Если кто помнит, после начала военной спецоперации российские власти приняли решение не возвращать зарубежным собственникам Boeing и Airbus, взятые в России в лизинг, внеся их в российский воздушный реестр. И хотя позже часть авиапарка выкупили, но все-таки не все — и осадочек явно остался. Да и историю со сбитым малайзийским Boeing-777 еще не все забыли, наверное.

Риторика у России, судя по всему, остается атакующей — обвинение в нарушении прав. Ну а какие варианты? У тех, кто отвечает за авиацию, никаких рычагов устранить первопричину санкций все равно нет, и просто просить бессмысленно. Очевидно, россиян вдохновляет пример "Белавиа", с которой недавно Дональд Трамп широким жестом санкции частично снял.

Но даже если иностранцы пойдут навстречу, дело ведь в том, что ограничиться простой отменой санкций на поставку комплектующих, и даже с российских авиакомпаний не выйдет. Например, для их покупки понадобится какая-то платежная система. То есть дальше нужно будет просить снять санкции с какого-нибудь российского банка и подключаться к SWIFT; расплачиваться за поставки, видимо, придется долларами и евро, от расчетов в которых Россия усердно пытается избавиться; нужно будет снова приглашать в страну иностранных техников для сертификации безопасности самолетов и так далее. Другими словами, придется восстанавливать все цепочки и заново встраиваться в международную систему — а разве для того мы от нее отгораживались и потратили столько сил, чтобы снова вернуться в исходную точку? Кажется, вовсе не за этим.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня