Леонид Гелибтерман: «Гастродипломатия влияет на судьбы народов и вершит историю»

Как с помощью еды можно показать свое отношение к собеседнику, как подача блюд может влиять на политические переговоры и почему то, что французская кухня лучшая, — это миф, рассказал Леонид Гелибтерман, председатель Комитета по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии, директор Центра гастродипломатии РАНХИГС при президенте РФ.

Мы в нашей стране только идем к созданию концепции гастродипломатии. У нас ее пока нет. Между тем гастродипломатия — это отнюдь не фигура речи, а сила, двигающая историю. «Откройте труды любого историка, от Геродота до наших дней, и вы увидите, что все большие события, включая заговоры, задумывались, готовились и выстраивались во время застолий... Обеды стали одним из способов управления государством, и судьбы целых народов решались во время банкетов», — говорил французский юрист XVIII века Жан Ангельм Брийя-Саварен.
Простой пример. Карибский кризис 1962 года. Советский Союз был на грани ядерной войны с Соединенными Штатами Америки, мы уже поставили на Кубу ракеты. Но с президентом США Джоном Кеннеди удалось договориться, и мы ракеты убрали. А вот Фиделю Кастро сказать об этом забыли, и он на СССР сильно обиделся. И тогда его пригласили в тур по Союзу и несколько месяцев везде возили, кормили и поили. Никита Сергеевич лично сопровождал его во многих поездках. Так вот именно еда стала основной причиной примирения. Фидель сказал: «Ладно, вы, конечно, такие, какие есть, но я всё равно вас люблю больше, чем американцев».
С помощью мягкой силы гастродипломатии можно показать отношение к собеседнику. Человека можно представить красиво, а можно забавно.
Есть фотография, где Юрий Гагарин на приеме у английской королевы ест лимон из выпитой чашки чая, чем совершенно шокирует окружающих: это нарушение этикета протокола. Но так делает Гагарин — первый человек, полетевший в космос! И по легенде Елизавета II сделала то же самое — нарушила протокол. А если это сделала королева, то нарушения не было. Теперь по английскому королевскому протоколу таким образом поступать можно.
И есть ряд фотографий, где китайские дипломаты ведут переговоры во время обеда с немецкими, американскими дипломатами и даже руководителями стран. В качестве приборов всем выдали палочки — и это любимое китайское развлечение в стиле инструментов гастродипломатии. Протокол не подготовил иностранца к палочкам. Он напряжен. Он сидит и не понимает, что с ними делать. А китайцы расслаблены и дружелюбны. Понимаете, что происходит на переговорах? Ты сразу получаешь преимущество. Казалось бы, мелочь, но ты моментально получил моральное преимущество, потому что поставил человека в неудобную ситуацию, а значит, в слегка зависимое положение. Это является инструментом гастродипломатии, которым китайцы великолепно пользуются.
Наконец, есть фотография лидеров России и Китая, которые прикасаются бокалами. И эти бокалы они держат очень ровно, выверенно, одинаково. Это тоже неслучайно. Си Цзиньпин и Владимир Владимирович Путин демонстрируют, какие у нас равноправные отношения: никто не считает себя выше или ниже. Потому что в Азии всегда можно понять, кто считает себя выше, по тому, как высоко он держит бокал.

Мы разные, но еда сближает

Всегда необходимо помнить, что мы все разные, и уважать друг в друге эту разность. При этом разделение трапезы нас всегда сближает.
Однажды я был с делегацией в Монголии, и нас пригласили на совместный обед в ресторан: человек 200 монголов и 50 русских. Выходит владелец заведения, говорит: «Это блюдо для нашего уважаемого гостя, мы его готовили больше суток», — и поворачивается ко мне. Ну, думаю, сейчас начнется. Привозят накрытую тележку, открывают. Там голова теленка. И я при всех должен ее есть, других вариантов просто не было. Конечно, я не знал, с чего начинать, мне помогли: отрезали одно ухо, потом второе, потом глаз и так далее.
Совершенно непривычное для нас блюдо! Да, целиком я его не съел, но это и неважно. После этого монголы — а там были и большие начальники, губернатор и прочие, — во-первых, привстали в знак уважения, а во-вторых, фактически больше уже ни с кем, кроме меня, не разговаривали. Потому что этот пусть какой-то и смешной для них бледнолицый мужик, но как-то справился с этим блюдом, а значит, продемонстрировал, что с ним можно иметь дело.
В любой культуре еда носит сакральный характер. Сначала накорми, напои, потом дело спрашивай, говорят в России. Почему у нас подают хлеб-соль? Потому что без хлеба нет жизни, хлеб — это для нас всё, а соль исторически была самым дорогим продуктом. Вот, показываем мы гостю, мы делимся с тобой самым ценным, что у нас есть!
Все великие исторические события связаны с едой. Первое чудо, которое продемонстрировал Иисус Христос, было превращение воды в вино.
Вспомним Ганзейский союз. На чем он был основан? На объединении двух городов, один из которых добывал треску (а в средневековой Европе это было основной едой), а второй имел доступ к соляным копям. После этого Ганзейский союз начал развиваться, а потом фактически в один момент развалился. Причина была на удивление банальной: изменилось течение, треска ушла. И всё, весь Ганзейский союз, который всех королей строил, всю Европу, распался. Просто рыбка хвостиком помахала и ушла.
Или Бостонское чаепитие, когда англичане подняли налоги и в итоге получили восстание, которое привело к созданию Соединенных Штатов Америки. Таких примеров множество!

Это работает

В очень многих странах всё это прекрасно понимают. Кулинарные послы, продвигающие национальную кухню в мире, есть не только у таких больших государств, как США, но и у Таиланда, у Японии, у Перу и множества других. Я в свое время был удивлен, что у Северной Кореи за пределами страны работают 300 ресторанов северокорейской кухни.
За десятки и сотни лет нам вложили в голову, что французская кухня — лучшая кухня в мире. Это целенаправленное воздействие на нас со времен постройки Версальского дворца. А наполеоновский министр иностранных дел Шарль Морис де Талейран, человек, который удержался при трех королях, говорил: «Дайте мне хорошего повара, и я заключу лучший договор».
Он знал, о чем говорит, и был прав. Так это и работает. Поэтому, понимая, что мы обязательно должны иметь свою концепцию гастродипломатии, мы с коллегами написали учебник по гастродипломатии, который должен выйти в этом году. И, надеюсь, это станет хорошим шагом в нужную для нашей страны сторону.
По материалам Всероссийского тренинга «Культурная революция гостиничного сервиса и ресторанного этикета в России», организованного премией HoReCa UP Slow Luxury Awards

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня