Лекарственная водительская реабилитация

Российским водителям в настоящее время запрещено принимать лекарства, ухудшающие внимание и реакцию. Официального списка таких препаратов не существует. Также нигде не прописаны допустимые нормы их употребления. В итоге водитель, выпивший одну таблетку безрецептурного лекарства и севший за руль через месяц, может оказаться под административным или даже уголовным преследованием.

Запрещено водить разрешено

Действующее законодательство предусматривает ответственность за употребление не только алкоголя, наркотических и психотропных веществ, но и любых иных препаратов, «вызывающих опьянение». Индивидуальное влияние на психофизические функции человека, в том числе нарушение сознания и координации движений, могут вызывать сотни веществ. Многие из них содержатся в отпускаемых без рецепта и вполне безобидных лекарствах.

Причем если в законе написано, что содержание этилового спирта в крови водителя не должно превышать 0,3 промилле, то для всех других субстанций никаких лимитов не установлено. А следы многих веществ могут сохраняться в организме даже через месяцы после приема лекарства в безобидной дозе. И их легко можно выявить в ходе химико-токсикологических исследований.

Эту проблему еще в ноябре 2022 года назад рассмотрел Конституционный суд России. В употреблении противовоспалительного нимесулида и антиконвульсанта габапентина уличили жителя Салехарда. Не отрицая риски для безопасности дорожного движения, высшая инстанция признала недопустимым расширительное толкование понятия опьянения. Предписав федеральному законодателю незамедлительно принять меры по устранению выявленного пробела и возникшей неопределенности, служители конституционной Фемиды запретили привлекать к ответственности за употребление не содержащих этилового спирта наркотических или психотропных веществ лекарств («Новый проспект» писал об этом в статье «Условно нетрезвое вождение»).

В списках не значится

Однако за прошедшие два с половиной года никакие поправки в законодательство так и не были внесены. Более того, подготовленный МВД России и внесенный в Госдуму законопроект предусматривает легализацию наказания за употребление лекарств, содержащих некие запрещенные вещества (не являющехся наркотическими, психотропными или одурманивающими).

Практика также свидетельствует, что дорожная полиция и даже многие служители Фемиды прямое и обязательное указание Конституционного суда России нередко игнорируют.

Зачастую автомобилистам удается отстоять справедливость только в высших инстанциях. Так, в прошлом году водительских прав лишились краснодарцы Игорь Владимиров и Аркадий Петросов, принимавшие габапентин и карбамазепин (внесен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств). Только кассационный суд признала вынесенные против водителей постановления незаконными, так как в списках запрещенных эти вещества отсутствуют.

Официально нет и перечня опасных для водителей лекарств. Не знают о них ни в Министерстве здравоохранения РФ, ни в профильном ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения». Пациентам рекомендуют самим внимательно читать инструкции по применению и искать в них противопоказания. Тогда как единого правила указания таких предупреждений также не существует.

Эксперты правовой системы «Гарант» составили черный список из нескольких сотен лекарственных средств. В них, в частности, вошли свободно отпускаемые без рецептов нош-па, имодиум, анальгин (метамизол натрия) и многие другие широко используемые препараты.

Напомним, что управление транспортным средством в состоянии опьянения карается штрафом в размере 45 тыс. рублей и лишением прав на срок до 2 лет. Повторный проступок в течение года является уже преступлением и влечет в том числе конфискацию автомобиля.

Проверка на дорогах

Подготовленный Министерством здравоохранения РФ проект новых правил медицинского освидетельствования предусматривал своего рода компромиссный вариант. С одной стороны, проверяемые водители вправе были представить медицинские документы, подтверждающие употребление лекарств по назначению врача. С другой — при отсутствии в крови или моче наркотических, психотропных или одурманивающих веществ (либо их метаболитов) эксперты обязаны были констатировать, что «состояние опьянения не установлено». Кроме того, в правила включили обязательный перечень запрещенных субстанций, на наличие которых предписывается проводить анализ (опиаты, кокаин, метадон, мефедрон и другие).

В ходе общественного обсуждения правил эксперты обратили внимание на противоречивость предложенных норм. Так, по мнению заведующей лабораторным отделением наркологического диспансера Ирины Караблиной, при освидетельствовании водителей необходимо учитывать употребление ими лекарственных препаратов и без назначения врача, которое очень широко распространено.

«Административная ответственность за употребление психоактивных веществ всегда связана с подтверждением состояния опьянения. Указанная нормативная коллизия создает предпосылки для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц, уполномоченных осуществлять медицинское освидетельствование», — заявила Дарья Озорнина из Департамента здравоохранения Москвы.

«Следы веществ из перечня, содержащихся в безрецептурных лекарствах, заведомо и безусловно не влияющие на возможности гражданина управлять транспортным средством, не должны приводить к его наказанию. Необходимо введение допустимых фоновых/терапевтических лимитов по таким веществам», — предложил участник дискуссии Борис Мазалецкий.

24 марта медицинское ведомство учло эти замечания. Согласно последней редакции документа, заключение «установлено состояние опьянения» может выносится только при сочетании клинических симптомов (несвязная речь и прочие) и выявления в анализах «наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ либо метаболитов указанных средств и веществ».

«Обнаружение лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, из проекта исключено», — констатировали в Минздраве.

Новые правила должны вступить в силу с 1 сентября.

Заместитель председателя комиссии Общественной палаты России Александр Холодов напоминает, что действующие Правила дорожного движения запрещают управлять автомобилем в утомленном и болезненном состоянии. «Если человек плохо себя чувствует, он вообще не должен садиться за руль, вне зависимости от принятия того или иного лекарства. Хотя за вождение в болезненном состоянии ответственность не установлена», — констатирует правозащитник.

Познавательная фармакология

В то же время многие широко используемые и отпускаемые без рецептов лекарства содержат запрещенные психотропные вещества. В частности, в состав корвалола и валокордина, а также таких лекарств, как «Пенталгин-Н», «Валосердин» и «Валоферин», входит фенобарбитал, а в «Солпадеин», «Нурофен Плюс», «Каффетин», «Седальгин-Нео» и «Терпинкод» — кодеин. В инструкциям к ним на опасность воздействия этих веществ чаще всего не указывается, равно как не определены допустимые дозы и время, в течение которых они оказывают воздействие (и, соответственно, садиться за руль нельзя).

По словам Александра Холодова, кодеин входил во многие обезболивающие и противокашлевые лекарства. «На анализе он показывается как героин. Сейчас состав лекарств меняется, из многих препаратов кодеин исключают. Равно как и выпивший корвалол с точки зрения закона приравнивается к наркоману. Полагаю, что при установлении состояния опьянения эксперт-нарколог должен учитывать легальное и обоснованное употребление в безопасном объеме того же корвалола, валокордина и другие препаратов за несколько дней до поездки. Если, конечно, нет других симптомов, свидетельствующих о состоянии опьянения», — полагает Александр Холодов.

Поскольку в анализах выявляются внесенные в список запрещенные вещества, суды чаще всего признают таких водителей правонарушителями. Хотя принимающему валокордин по назначению врача воронежскому пенсионеру Ивану Тарусову удалось оправдаться. «Учитывая возраст, наличие у него ряда серьезных хронических заболеваний и инвалидности доводы об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности в связи с наличием в организме лекарственного препарата фенобарбитала являются состоятельными», — заключил мировой суд.

Для предупреждения спорных ситуаций группа депутатов Госдумы еще в 2020 году предложила обозначать эти и другие опасные для вождения лекарства специальным знаком.

«Большинство граждан нашей страны, принимая лекарства по назначению врача или без рецепта, не знают и не могут знать, что некоторые препараты содержат в себе наркотические или психотропные вещества, употребление которых несовместимо с управлением транспортным средством», — отмечается в пояснительной записке.

Однако этот законопроект был отклонен. Не отрицая наличия проблемы и «необходимости совершенствования информирования граждан о качестве и безопасности лекарственных препаратов», Минздрав и профильный комитет федерального парламента признали предложенный способ «избыточным и концептуально спорным».

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Ежемесячно суды рассматривают в среднем по 33,1 тыс. дел об управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а также об отказе от освидетельствования. 27,8 тыс. (83,4%) водителей признаются виновными, 21,8 тыс. — лишаются прав.

За повторное нарушение ежемесячно по 3,4 тыс. человек привлекалось к уголовной ответственности. Чаще всего такие преступления совершались мужчинами в возрасте 30–39 лет.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня