Лариса Попович: «Нужно идти от лечения к профилактике: это экономит ресурсы»

Лариса Попович, директор института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, рассказала, почему здравоохранение в России обречено заниматься предупреждением заболеваний, как государственное финансирование может стать эффективным и почему засилье нутрициологов вызывает опасения.
В России на отрасль здравоохранения тратится значительная часть консолидированного бюджета — около 10%. Эти цифры сопоставимы с показателями финансирования здравоохранения в западных странах.
При этом расходы нашего государства на медицину растут. В последнее время они действительно крайне высоки. Особенно много тратится на людей, которым требуется высокотехнологичная медицинская помощь.
Это означает, что для сохранения баланса в финансировании здравоохранения нам необходимо переходить на новые модели медицинской помощи. Нужно идти от лечения болезней к профилактическим мероприятиям, уделять им намного больше внимания. Ведь мы понимаем, что профилактика дешевле, чем лечение.
Переход к превентивной медицине — это вовсе не новое слово в здравоохранении. На том же Западе это давно норма. В России мы идем в том же направлении. В национальном проекте «Продолжительная активная жизнь» есть целый раздел, посвященный профилактической медицине. Там довольно много мероприятий, которые можно объединить по основным направлениям: рациональное питание, питьевой режим, физическая активность, здоровый сон, отказ от курения, контроль давления и так далее. К сожалению, пока нет специфических адресных программ, направленных на конкретное изменение поведения граждан. Нет персонифицированного подхода к пациентам, его только начинаем развивать. И вопрос в том, с помощью каких специалистов это можно делать. В рамках государственного здравоохранения есть подразделения, которые называются центрами здоровья — и для детей, и для взрослых. Есть структурные подразделения, которые занимаются функциональной диагностикой и профессиональными патологиями. В общей сложности в России действует 1,4 тыс. центров здоровья. Но им не хватает кадров. Тут цифры говорят сами за себя. Так, у нас на всю РФ работают 330 диетологов, и из них 33 специалиста работают в поликлиниках. Фактически на каждого диетолога приходится 442 тыс. человек.
Кроме того, у нас работает 8 тыс. медицинских психологов, то есть по одному специалисту на 16,5 тыс. человек. Физиотерапевтов у нас побольше — 23 тыс. (тут мы имеем одного физиотерапевта на 6 тыс. человек).
С функциональной диагностикой сложнее — один специалист на 11 тыс. пациентов. Поэтому говорить о таргетировании разработанных программ профилактики, о персонализированном подходе к пациенту в таких условиях сложно.
В интернете массово появляются такие «специалисты», как нутрициологи. К слову, человек с таким названием отсутствует в номенклатуре медицинских специальностей. И довольно часто нутрициологи несут в массы информацию, которая никак не соответствует медицинским обоснованным принципам сбалансированного питания. Но при этом рассказывают, как правильно себя вести, что есть и так далее. Я считаю, что это не слишком хорошая ситуация, с которой нужно разбираться.
Другой больной вопрос — это непонимание обществом важности профилактических мер в отношении здоровья. Нам нужно общими усилиями создавать моду не просто на здоровый образ жизни, а на важность профилактики, превентивной медицины. На мой взгляд, это сложнейшая, но крайне важная задача.
Для того чтобы арифметика здравоохранения срабатывала правильно, большинству граждан необходимо вести здоровый образ жизни. В противном случае денег в государственной системе здравоохранения будет не хватать, даже несмотря на беспрецедентное финансирование системы в ближайшие годы.
Мнение высказано в рамках круглого стола ИД «КоммерсантЪ» «Траектория развития национального здравоохранения»