Ксения Егорова: «В Россию вернулась мода на чтение бумажных книг»
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Заведующая Центром библиотерапии и историко-когнитивных исследований чтения и письма Российской национальной библиотеки Ксения Егорова рассказала, как чтение книг помогает преодолевать психологические проблемы, почему книга — лучший учитель и зачем каждому из нас нужно настраивать свой «речевой оркестр».
Связь между чтением и уровнем грамотности каждого человека по отдельности и нашего общества в целом, безусловно, существует. При этом некоторым аспектам грамотности невозможно научить только в рамках лекций или уроков. При формировании высокого уровня языковой культуры необходимо привлекать всё богатство литературы: и русской, и переводной, и той, что существует только в интернете, потому что всё это расширяет границы нашего речевого понимания действительности. Читая, мы учимся уместно использовать те или иные слова и языковые конструкции.
Существует такое понятие, как читательская грамотность. Под ней мы подразумеваем умение анализировать прочитанные тексты и ту информацию, которая в них содержится, высказывать свои суждения, аналитически и критически относиться к этим текстам, а иногда использовать их для учебных целей или досуга.
Есть удивительно удачная метафора — «речевой оркестр». Для того, чтобы человек мог его настроить, понять, какие существуют элементы языковой грамотности, нужно читать. Читая, мы постепенно воспитываем в себе и грамотного читателя, и грамотного носителя родного языка.
И здесь не может не радовать, что в нашей стране появился тренд на чтение книг — и не электронных, а бумажных. Это подтверждается и статистикой. Если очень внимательно проанализировать результаты опросов ВЦИОМ и других аналитических агентств о потребности в чтении россиян, то четко виден постепенный рост интереса нашего общества к чтению. Это устойчиво прогрессирующая тенденция. И, что очень радует, всё больше и больше молодых людей называют предпочтительным чтение бумажных книг.
Растущая популярность чтения натолкнула нас на очень интересную идею. В Российской национальной библиотеке мы не так давно начали новый проект, назвали его «Центр библиотерапии и историко-культурного когнитивного изучения чтения и письма». В этом проекте есть два направления. Первое — терапевтическое, когда мы пытаемся привлечь внимание к книге через личную историю человека. Ведь иногда книга может восприниматься как определенная модель проживания эмоций. Через чтение можно прожить многие кризисные ситуации, что-то изменить в себе и иначе взглянуть на жизнь. У нас в библиотеке есть специальное пространство для такой терапии — «Либротерра». Мы его активно развиваем. А сам термин, пока еще малоизвестный широкой публике, восходит к работам Бехтерева о мозге и о лечебном чтении.
Еще одно очень интересное направление — историко-когнитивное изучение чтения и письма. Это уже больше научная деятельность. На самом деле письмом и изучением письма в нашей библиотеке исследователи занимаются довольно давно, более 10 лет. Под письмом понимаем некий навык, и мы смотрим, как он менялся на протяжении почти столетия.
Материалов много: это прописи XIX и XX века и даже более ранние, показывающие, как ставили руку для письма в те годы. Над этим у нас работает целая группа ученых, и результатом их трудов станет понимание закономерностей и механик развития письма как навыка.
Этот опыт мы хотим перенести на изучение особенностей формирования навыка чтения в исторической перспективе. В этом проекте мы рассчитываем на сотрудничество с кафедрой общего языкознания им. Вербицкой СПбГУ, со специалистами в области когнитивных исследований и нейрофизиологии, которые помогут ответить на главный вопрос: как именно мы читаем. Эта область еще малоизучена, здесь нас ждет множество открытий.
Мнение высказано на пресс-конференции «Развитие языковой грамотности населения» в Санкт-Петербурге