Красоты много не бывает. Во Пскове стартуют два проекта по расширению производства косметики

Фото: vk.com/yasya_cosmetic
Сразу две псковские компании заявили о реализации в этом году проектов по расширению производства косметической продукции. Спрос на отечественную косметику растет, и у небольших региональных брендов появился шанс увеличить присутствие на рынке, говорят эксперты.
Компания «Айрон Барбер», выпускающая крафтовую мужскую косметику под брендом Iron Barber, планирует в 2025 году приступить к созданию собственной производственной площадки в промышленной зоне Пскова.
Как уточнили в региональном Фонде инвестиционного развития, компания вложит в проект около 50 млн рублей. Строительство производственного нового комплекса площадью 1 тыс. м2, в который войдут цеха, складские и офисные помещения, начнется в 2025 году. Завершение проекта запланировано на 2028 год.
Новое предприятие сосредоточится на выпуске профессиональных парикмахерских средств, а также сопутствующих товаров: средств для обслуживания и дезинфицирования парикмахерских инструментов, а также средств для ухода за животными.
Как рассказал «Новому проспекту» коммерческий директор «Айрон Барбер» Владимир Харитонов, сейчас производство косметики размещено на арендованных площадях во Пскове.
«Переход на собственную производственную площадку — стратегический шаг, обусловленный расширением ассортимента, увеличением спроса и ростом объемов производства», — пояснил он. Новый завод, по словам собеседника, позволит компании значительно увеличить объем выпуска продукции, модернизировать производство и улучшить логистику.
Планирует расширение производства и псковская компания «Яся» (бренд натуральной уходовой женской косметики Yasya). В настоящее время компания выпускает продукцию в рамках контрактного производства, но планирует отказаться от этой бизнес-модели и создать в Пскове собственное промышленную площадку.
В Фонде инвестразвития Псковской области пояснили, что инвестор намерен вложить в проект около 10 млн рублей. Средства будут направлены на закупку, монтаж и ввод в эксплуатацию производственного оборудования. Проект будет реализован в текущем году.
Всё вокруг свое, родное
Аналитики считают, что решение о расширении существующих производств косметики — логичный шаг для всех игроков этого рынка, особенно для небольших брендов.
Президент РОО «Медицина красоты», основательница блога Pravdaokosmetologah Стэлла Арагонская связывает это с повышением доверия потребителей к косметике российского производства.
«Длительный период преобладания на внутреннем рынке продукции импортных брендов закончился. Потребители стали более серьезно воспринимать российскую продукцию, выросло и количество отечественных брендов», — говорит она. По словам эксперта, в России всегда была сильная химическая и технологическая база, позволяющая создавать новые рецептуры и составы. «А регламенты в области стандартизации, испытаний и проверки качества косметической продукции у нас даже жестче, чем за рубежом», — поясняет Стэлла Арагонская.
«Спрос на отечественную косметику растет», — подтверждает Владимир Харитонов. Одной из причин, по его словам, является рост доверия потребителей. «Покупатели видят, что продукция российских брендов не уступает зарубежной по качеству. Но при этом она лучше адаптирована под локальные условия», — отмечает он.

Фото: vk.com/iron_barber
По данным Корпорации «МСП», за последние 3 года количество российских производителей косметики и парфюмерии выросло почти в 2 раза и составляет, по данным на декабрь 2024 года, около 3 тыс. компаний. Наибольшее число производителей косметики и парфюмерии зарегистрировано в Москве (25%), Московской области (11%), Петербурге (8%), Краснодарском крае (4%), Новосибирской области (4%). При этом, по оценкам Российской парфюмерно-косметической ассоциации, 97% производителей косметики — это малые и средние компании.
Разговор по душам
Преимущество региональных брендов заключается именно в их масштабах, считает Стэлла Арагонская.
«Небольшие бренды ориентируются на максимально лояльных потребителей, выстраивая с ними прочные и доверительные отношения через соцсети. Такие бренды имеют возможность более приватно и свободно, чем крупные компании, разговаривать со своей целевой аудиторией. Их продукция ассоциируется у людей с их личными ценностями, и они покупают не столько товар, сколько эмоцию. Ведь косметика — это способ приобщения к идеальному образу», — поясняет она.
При таком способе коммуникации лучше работает и обратная связь, то есть производитель может оперативно реагировать на актуальные запросы покупателей. «И если у компании есть развитый бренд, то у нее есть шанс найти инвестора, который заинтересуется возможностями расширения его присутствия на рынке», — полагает Стэлла Арагонская.
С приветом из Сети
Важным фактором роста популярности российских брендов косметики и парфюмерии являются маркетплейсы. По оценке петербургского производителя косметической продукции НПК «Евротек», именно на маркетплейсы приходится сейчас около 70% всей онлайн-торговли в косметической индустрии.
«Благодаря развитию маркетплейсов и дистрибьюторских каналов, продукция российских брендов стала доступна не только профессионалам, но и широкой аудитории, что позволяет отечественным компаниям активно расширять рынок и привлекать новых клиентов», — подтверждает Владимир Харитонов.
«Люди привыкли покупать онлайн те товары, которые раньше чаще приобретали офлайн. Косметику и парфюмерию они выбирают, ориентируясь на фото и видео в карточках товаров в сети, а также на отзывы других покупателей», — пояснили в пресс-службе Ozon.
По данным Ozon, почти 40% оборота в товарной категории «косметика и парфюмерия» в 2024 году пришлось на продукцию отечественных брендов. Четыре из 10 крупнейших продавцов бьюти-товаров на Ozon являются российскими компаниями. «Спрос на их товар растет в среднем на 15% быстрее, чем на зарубежные позиции. Число активных продавцов бьюти-товаров у нас выросло за год на 26%, до 78,5 тыс. предпринимателей, а число покупателей достигло 27 млн человек», — отметили в пресс-службе Ozon.
Объем интернет-продаж товаров для красоты и здоровья в России в 2024 году увеличился по сравнению с 2023 годом на 17,2%, до почти 450 млрд рублей, констатирует портал «ЗдравЭксперт», ссылаясь на данные исследования ARG.
В топ-3 самых покупаемых онлайн товаров в прошлом году вошли средства личной гигиены (продажи составили $620 млн), средства по уходу за кожей ($610 млн) и декоративная косметика ($380 млн).
По оценкам BusinesStat, в 2023–2024 годах продажи косметики в России увеличивались и по итогам 2024 года достигли 4,12 млрд единиц, что стало максимальным значением показателя за пятилетие. Аналитики агентства связывают такой бурный рост с восстановлением платежеспособности покупателей и расширением ассортимента продукции.
Продажи в категории косметики, парфюмерии и товаров для ухода за телом в 2023 году выросли на 17,3%, до 950 млрд рублей, подсчитали в INFOLine. По прогнозам Национального совета по парфюмерии, косметике и бытовой химии, в 2024 году рынок продемонстрирует схожий рост в пределах 16% и составит более 1,1 млрд рублей.
ООО «Айрон Барбер» зарегистрировано во Пскове в 2022 году. Владельцами компании являются ее генеральный директор Сергей Григорьев (34% долей), коммерческий директор Владимир Харитонов (33% долей) и директор по производству Степан Манфановский (33% долей). По данным «КонтурФокус», выручка «Айрон Барбер» в 2023 году составила 79,6 млн рублей, что на 41,5% больше, чем в 2022 году, чистая прибыль возросла почти на 55%, до 35,4 млн рублей.
ООО «Яся» зарегистрировано во Пскове в конце 2023 года. Владельцами компании в равных долях являются ее генеральный директор Руслана Комлева, а также предприниматели Тамара Тарасова, Сергей Федосеев и Юрий Власюк. По данным сервиса «Контур.Фокус», в феврале 2025 года Руслана Комлева зарегистрировала в Гдовском районе Псковской области ИП с основным видом деятельности «выращивание специй, пряно-ароматических, эфиромасличных и лекарственных культур».
