Костяк делового трафика формируют маршруты между Москвой и Петербургом. На них прихоодится более 50% поездок бизнесменов
«РЖД-Цифровые пассажирские решения» на основе данных платформы «Инновационная мобильность» представили масштабное исследование рынка деловых поездок в 2025 году. Анализ, охвативший тысячи маршрутов всеми видами транспорта, показывает значительный рост мобильности бизнеса, смещение фокуса на восточные регионы и кардинальное изменение привычек планирования.
Согласно исследованию, структура самых популярных авиамаршрутов для деловых поездок в 2025 году кардинально изменилась. Если в 2024 году в топ-5 доминировали направления между Москвой, Санкт-Петербургом и основными урало-сибирскими мегаполисами России (Екатеринбург, Новосибирск), то в 2025 году список возглавили маршруты, связывающие столицу с Восточной Сибирью и Поволжьем – коммерческие связи отдали пальму первенства производственным.
|
ТОП-5 деловых маршрутов Авиа в 2025 г. |
|
|
Иркутск - Москва |
28,4% |
|
Москва - Иркутск |
24,5% |
|
Уфа - Москва |
6,9% |
|
Москва - Уфа |
6,4% |
|
Волгоград - Москва |
4,2% |
Для сравнения: вот как выглядели самые популярные авиамаршруты в 2024 году.
|
ТОП-5 деловых авиамаршрутов в 2024 г. |
|
|
Москва - Санкт-Петербург |
35,5% |
|
Санкт-Петербург - Москва |
21,5% |
|
Москва - Екатеринбург |
8,7% |
|
Екатеринбург - Москва |
7,8% |
|
Москва - Новосибирск |
4,2% |
Этот же тренд демонстрирует и статистика по изменениям в пятерке городов-лидеров по количеству в них командировок: кратно растут поездки в города Сибири и в Уфу.
|
ТОП-5 городов прилёта в деловую поездку в 2025 г. в сравнении с 2024 г. |
|
|
Иркутск |
611,8% |
|
Уфа |
279,5% |
|
Красноярск |
227,6% |
|
Москва |
131,1% |
|
Новосибирск |
27,5% |
В 2025 году российские бизнес-путешественники значительно реже стали планировать свои авиапоездки в последний момент. В 2025 году половина всех авиабилетов выкупалась за 40 дней до вылета, тогда как в 2024 году аналогичный показатель составлял лишь 16 дней. Этот тренд свидетельствует о переходе компаний к более стратегическому и осознанному планированию командировок.
|
Когда выкупается основной объем билетов для деловой поездки различными видами транспорта в 2024-2025 гг. |
|||
|
|
Авиа |
Автобус |
Ж/Д |
|
2025, 10 дней |
23,22% |
71,16% |
53,19% |
|
2025, 20 дней |
50,36% |
89,85% |
72,16% |
|
2024, 10 дней |
42,65% |
71,96% |
52,81% |
|
2024, 20 дней |
74,59% |
91,70% |
75,32% |
При этом количество тех, кто, отправляясь в командировку покупает билет на поезд буквально в последний день, напротив увеличилось почти на треть – с 9,33% до 12,22%.
В 2025 году увеличился средний срок бронирования практически по всем видам транспорта.
|
Средний срок бронирования билетов для деловой поездки на различных видах транспорта в 2024-2025 гг., дней |
|||
|
|
Авиа |
Автобус |
Ж/Д |
|
2025 |
32 |
9 |
17 |
|
2024 |
16 |
8 |
16 |
«Актуальность деловых поездок, как контекста путешествий, стремительно растет. Сейчас компании стараются отходить от практики самостоятельного оформления командировок сотрудниками в массовых каналах продаж, отдавая предпочтение специализированным сервисам и платформам. Мы как один из крупнейших консолидаторов билетного и сопутствующего контента, видим эти тенденции и внимательно следим за потребностями деловых путешественников. Заказчикам нужно больше инструментов, деталей для планирования и оптимизации поездки, возможностей для подготовки закрывающих документов. У нас уже сейчас есть топовый набор интеграций, возможность связанных заказов и гибкое пост обслуживание», – рассказала генеральный директор РЖД-Цифровые пассажирские решения Евгения Чухнова.
Общий тренд на восстановление и рост деловой активности в 2025 году подтверждается данными по продажам билетов. По всем видам транспорта фиксируется положительная динамика, однако авиаперевозки демонстрируют взрывной рост, увеличившись практически в 4 раза по сравнению с 2024 годом. Это свидетельствует о том, что бизнес-задачи, требующие оперативного решения на больших расстояниях, вышли на первый план.
|
Количество деловых поездок в 2025 г. в сравнении с 2024 г. |
|
|
Продано билетов Авиа |
399% |
|
Продано билетов Автобус |
201% |
|
Продано билетов ЖД |
244% |
Железнодорожные деловые путешествия: направления Казань и Нижний Новгород продолжают расти
Несмотря на сохраняющееся лидерство по объему продаж у маршрута «Санкт-Петербург – Москва» (25,4%) и обратного направления (24,9%), наиболее динамичный рост в 2025 году показали направления, связывающие столицу с крупными деловыми и промышленными центрами Поволжья и Юга России.
|
ТОП-5 маршрутов деловых поездок поездом, выросших в 2025 г. в сравнении с 2024 г. |
|
|
Казань - Москва |
144,5% |
|
Москва - Казань |
134,2% |
|
Москва - Нижний Новгород |
120,9% |
|
Адлер - Краснодар |
118,1% |
|
Нижний Новгород - Москва |
117,5% |
Анализ самых популярных железнодорожных маршрутов для командировок в 2025 году подтверждает два ключевых тренда: стабильность и развитие. Маршруты между двумя столицами по-прежнему формируют костяк делового трафика, суммарно занимая более 50% в топ-10. Стабильно высокие позиции Нижнего Новгорода, Казани, Воронежа и маршрутов внутри Краснодарского края (Адлер – Краснодар) указывают на усиление роли крупных региональных центров и активизацию бизнеса внутри регионов.
|
ТОП-5 маршрутов деловых поездок поездом в 2025 г. |
|
|
Санкт-Петербург - Москва |
25,4% |
|
Москва - Санкт-Петербург |
24,9% |
|
Москва - Нижний Новгород |
6,1% |
|
Нижний Новгород - Москва |
5,8% |
|
Казань - Москва |
4,8% |
Региональная карта деловой активности на железной дороге также обновилась. Среди городов, куда и откуда российские деловые люди отправляются в командировки поездом, лидерами роста стали Казань, Красноярск и Нижний Новгород. Деловые связи между Москвой и региональными центрами развиваются. Растет роль этих городов как самостоятельных центров бизнеса и экономической активности.
|
ТОП-5 городов роста отправлений в командировку поездом в 2025 г. в сравнении с 2024 г. |
|
|
Казань |
142,3% |
|
Красноярск |
135,5% |
|
Нижний Новгород |
120,5% |
|
Адлер |
116,1% |
|
Новосибирск |
104,0% |
|
ТОП-5 городов роста прибытия в командировку поездом в 2025 г. в сравнении с 2024 г. |
|
|
Красноярск |
167,5% |
|
Нижний Новгород |
136,0% |
|
Казань |
135,0% |
|
Адлер |
109,9% |
|
Москва |
102,1% |
Рост горизонтальной связности также проявляется в изменении поведения бизнеса. Несмотря на увеличение экономической активности и числа деловых поездок, российские компании стали чаще выбирать более экономичные варианты проезда в поездах. Это не снижает комфорта в ходе непродолжительных или дневных переездов, но позволяет значительно сократить командировочные расходы. Данный тренд привел к увеличению доли билетов в общие вагоны и плацкарт в общем объеме продаж РЖД.
|
Изменения в предпочтении типов вагонов в 2025 г. в сравнении с 2024 г. |
|
|
Тип вагона |
|
|
Общий |
189,46% |
|
Плацкарт |
39,26% |
|
Купе |
-11,98% |
|
Сидячий |
-17,02% |
|
СВ |
-26,06% |
|
Люкс |
-34,64% |
Автобусные перевозки: в топе региональные центры
В 2025 году значительно (более чем в 2 раза) упала доля женщин, которые готовы лететь по рабочим вопросам, соответственно, женщины чаще стали отправляться в деловые поездки поездом (рост на 4%) и автобусом (рост почти в 1,5 раза).
|
Гендерный состав отправляющихся в деловые поездки различными видами транспорта в 2024-2025 гг. |
|||
|
|
Авиа |
Автобус |
Ж/Д |
|
2025, женщины |
10,19% |
19,43% |
24,70% |
|
2025, мужчины |
89,81% |
80,57% |
75,30% |
|
2024, женщины |
21,22% |
13,72% |
23,86% |
|
2024, мужчины |
78,78% |
86,28% |
76,14% |
Внутренние автобусные маршруты, традиционно занимающие меньшую долю рынка, в 2025 году показали устойчивый рост. Примечательно, что в топе деловых маршрутов отсутствуют направления в курортные зоны. Лидируют связи между крупными региональными центрами, такими как Кызыл и Красноярск, Томск и Новосибирск, Уфа и Пермь. Это указывает на развитие деловой активности внутри федеральных округов и между соседними регионами.
|
ТОП-5 деловых маршрутов, Автобус 2025 г. |
|
|
Кызыл - Красноярск |
21,9% |
|
Красноярск - Кызыл |
17,5% |
|
Томск - Новосибирск |
7,1% |
|
Уфа - Пермь |
5,7% |
|
Новосибирск - Томск |
5,3% |
Анализ дней отправления в командировки выявил интересную особенность: если пассажиры самолетов и поездов предпочитают начинать поездки в середине недели (вторник-среда), то самые активные продажи автобусных билетов приходятся на воскресенье. Это говорит о том, что деловые путешественники, выбирающие автобус, закладывают дополнительный день на дорогу, чтобы к понедельнику быть на рабочем месте.
|
Дни отправления в деловую поездку различными видами транспорта в 2025 г. |
|||
|
|
Авиа |
Автобус |
Ж/Д |
|
Понедельник |
14,15% |
14,62% |
15,33% |
|
Вторник |
17,11% |
13,47% |
14,59% |
|
Среда |
17,46% |
14,32% |
15,14% |
|
Четверг |
14,91% |
13,39% |
15,39% |
|
Пятница |
14,80% |
14,13% |
14,60% |
|
Суббота |
10,18% |
13,66% |
11,69% |
|
Воскресенье |
11,38% |
16,41% |
13,26% |
Такая предусмотрительность связана ещё и с тем, что сроки поездки в командировку на автобусе значительно, в три раза, выросли.
|
Средняя продолжительность деловой поездки различными видами транспорта в 2024-2025 гг., часов |
|||
|
|
Авиа |
Автобус |
Ж/Д |
|
2025 |
3,8 |
31,0 |
13,5 |
|
2024 |
3,1 |
10,0 |
12,1 |
Источник данных для всех таблиц: билеты, оформленные через агентскую сеть на платформе «Инновационная мобильность»