Когда в каждом чихе ценные данные

Будущее городской аналитики, похоже, пахнет… медом, пылью и лавандой. Сегодня данными становятся влажность тротуара, резкость запаха у мусорного бака или даже маршрут пчелы, слетавшей за нектаром. Именно такие сигналы помогают девелоперам, экологам и городским платформам лучше понять, как на самом деле устроена городская среда.
Цифровой нос
Запах — вещь на первый взгляд эфемерная, но в городском пространстве он может многое рассказать. Загрязнение запахами — вторая по распространенности причина экологических жалоб во многих европейских городах после шума. И это не просто бытовое неудобство. Запахи могут вызвать стресс, головные боли, беспокойство, проблемы с дыханием.
Классические методы мониторинга запахов до́роги и основаны на анализе выбросов, а не на восприятии горожан. Альтернативный подход предлагают цифровые проекты. Один из них — Smelly Maps, реализованный в Лондоне, Барселоне и Нью-Йорке. Исследователи с помощью искусственного интеллекта анализируют геотеги и текстовые описания в соцсетях, создавая карты запахов: от выхлопных газов до кофе, цветов и свежей выпечки. Такие карты полезны не только экологам, но и девелоперам, маркетологам, туристическим службам, ведь «вкусный» район привлекателен по всем параметрам.
В Барселоне провели и еще один эксперимент — OdourCollect, созданный в рамках инициативы D-NOSES. Там жители сами отмечают неприятные запахи через приложение. За 3 года было собрано около 10 тыс. наблюдений от 1600 пользователей в 10 странах. Проект обошелся в €3 млн и уже помогает властям точечно решать проблемы с мусором, сточными водами и выбросами.
Жужжание для науки
В последние годы пчел начали использовать не только ради меда, но и как «живые сенсоры» окружающей среды. В Париже, Брюсселе, Барселоне и других городах ульи устанавливают на крышах школ, мэрий, офисов и культурных центров. Пчелы собирают пыльцу и нектар в радиусе до 3 км и приносят на себе следы тяжелых металлов, пестицидов, микропластика и других загрязнителей. Анализ меда, воска и активности в улье помогает оценить антропогенную нагрузку на конкретный городской район.
Париж — один из пионеров такой идеи. Ульи стоят на крыше вокзала Аустерлиц, в Большом дворце, в Национальном собрании, Доме инвалидов, музее Орсе и даже на Нотр-Дам. Но это не модная причуда последних лет: город занимается пчеловодством уже почти 170 лет. В 1856 году в Люксембургском саду появились первые ульи, а основатель французской школы пчеловодства Анри Аме открыл здесь учебную пасеку, которая действует до сих пор.
В Москве ульи ставят на крышах жилых комплексов и школ. Интерес к таким данным постепенно растет. Экологические организации используют результаты анализа пчелиного «сырья» как аргументы в спорах об агрохимикатах или для составления экологического портрета городской среды. В Таллине и Лахти городские ульи уже стали частью программ по биоразнообразию и экопросвещению, хотя до полноценной системы мониторинга пока не дошло.
А вот Канада уже смотрит дальше. Проект UrBAN в Монреале использует сенсоры и микрофоны в ульях, чтобы отслеживать здоровье колонии по характеру звуков и микроклимату. Алгоритмы обрабатывают тысячи часов аудио, и, если пчелы начали гудеть иначе, значит, что-то изменилось. Такие разработки закладывают основу для будущей интеграции в smart city инфраструктуру.
Для бизнеса ульи на крыше становятся способом подчеркнуть экологическую ответственность. Это одновременно и реальный инструмент контроля локальной среды, и элемент устойчивого имиджа. В Нидерландах, например, офис Cisco Amsterdam установил сенсорный улей, публикует данные о его состоянии и использует этот проект как часть коммуникационной стратегии по устойчивому развитию.
Смотри под ноги!
То, что мокрые тротуары скользкие, известно каждому, кто хоть раз ходил зимой по петербургским улицам. Но вопрос не в очевидности, а в точности: насколько скользко, где именно и что с этим делать. Этим и занялись исследователи и выяснили, что материал, рельеф и даже рисунок на плитке влияют на поведение прохожих не меньше, чем погода.
В Японии, например, ученые наблюдали, как горожане ходят по разным типам покрытия — от блестящей плитки до шершавого асфальта — и как меняется их внимание и скорость шага в дождливую погоду. Оказалось, визуальные контрасты и определенные текстуры действительно помогают избежать падений: они подсознательно заставляют людей притормозить или обойти потенциально опасное место.
В Сингапуре и Скандинавии используют 3D-сканеры, чтобы измерять так называемую макро- и микротекстуру тротуаров. Чем она рельефнее и лучше отводит воду, тем выше сцепление. Эти метрики можно использовать при разработке архитектурных решений и в тендерах на укладку новой плитки.
Чиновники начинают относиться к этим данным всё более серьезно. Падения на скользких дорожках — это не только синяки, но и расходы: от компенсаций до страховых выплат. В северных странах начали вводить новый показатель — доля городского покрытия с достаточным сцеплением в мокром состоянии. Да, у тротуаров теперь тоже KPI.
И бизнес не остался в стороне. Подрядчики предлагают покрытие с повышенным коэффициентом сцепления, стартапы — сенсоры влажности, а производители автомобилей — системы, которые сообщают в реальном времени, где асфальт опасно намок. Особенно охотно такие решения внедряют у школ, детсадов и на людных улицах.
Дальше — больше
Урбанистика смещает фокус от квадратных метров к микросценариям и измерениям ощущений. То, что еще недавно считалось фоном — запах у булочной, тембр уличного освещения, ритм пешеходного потока, — превращается в ценные данные.
Уже тестируются системы, фиксирующие не только влажность и звук, но и степень усталости горожан по походке, настроение по голосу и даже количество времени, проведенного в ожидании лифта. В ход идут и косвенные метрики: как долго человек стоит у витрины, как быстро двигается в зависимости от погоды, как часто возвращается на одну и ту же улицу. Всё это сырье для аналитики, на базе которой город может стать безопаснее, удобнее или хотя бы… уютнее, по мнению пчел.
Ирония в том, что теперь даже случайный чих, блестящая плитка или зевок в пробке — всё это потенциально ценный сигнал. Так что в следующий раз, когда вы вдохнете морской бриз или чуть не поскользнетесь на тротуаре, помните: возможно, вы только что сгенерировали данные.