Китай-город от Major. Москвичи наращивают продажи автомобилей в Петербурге
Московский холдинг Major обновил дилерский комплекс на Исполкомской улице, инвестировав в его расширение 160 млн рублей. Он планирует увеличить собственные объемы продаж автомобилей в Петербурге на 50%, сделав ставку на китайские бренды.
Как сообщили в компании, площадь шоурумов после обновления выросла на 35% по сравнению с «докитайским» периодом, когда в комплексе продавались только марки Mercedes-Benz, Nissan и Cadillac. Общая площадь комплекса теперь составляет 22 тыс. м2, что делает его одним из крупнейших в Петербурге.
В обновленном комплексе Major располагаются дилерские центры 12 автомобильных брендов, преимущественно китайских: Exeed, GAC, Haval, Changan, Hongqi, Tank, Wey, Ora, Voyah, M-Hero, Mercedes-Benz и Nissan. Также здесь представлено направление автомобилей с пробегом Major-Expert и четыре марки, поставляемые по параллельному импорту (Cadillac, Avatr, Genesis, LiXiang).
В 2023 году доля холдинга в продажах новых автомобилей в Петербурге составила 10,6% (6,44 тыс. автомобилей), после расширения ее планируется увеличить в до 12% (10,1 тыс. автомобилей в 2025 году) при развитии рынка на уровне 2024 года.
Холдинг Major, по данным журнала АвтоБизнесРевю, является крупнейшим в России по объему продаж новых автомобилей в 2023 году (реализовано 76 тыс. машин — новых и с пробегом). Дилерский портфель холдинга в России насчитывает 86 брендов. В Санкт-Петербурге Major представляет 21 автомобильную марку. Дилерские комплексы холдинга расположены на Исполкомской улице и на улице Орбели. По итогам 9 месяцев 2024 года Major реализовал в Санкт-Петербурге на двух площадках 7,9 тыс. новых автомобилей и машин с пробегом, по всей России — 63 тыс. машин.
«Фактически Major завершил формирование портфеля брендов, представленных на Исполкомской, после всех изменений на рынке с 2022 года, — комментирует автоэксперт Денис Гаврилов. — В этой локации представлены как бренды — лидеры петербургского авторынка (Haval, Changan), так и премиальные марки. Холдинг может нарастить продажи до обозначенных объемов, так как марки, которые он предлагает, уже зарекомендовали себя на рынке».
Барьерная ставка
По данным аналитического центра «Автомаркетолог» и сети дилерских центров «Прагматика», в 2023 году в Петербурге было зарегистрировано 60 928 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 48% больше, чем в 2022 году. За последние 9 месяцев в Петербурге зарегистрировано 60 859 новых автомобилей, что на 46% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В топ-10 брендов, показавших наилучшие продажи в январе-сентябре, вошли Haval (8 030 машин, +64% к АППГ), LADA (7846, +27%), Geely (7132, +68%), Chery (5956, +25%), Changan (4843, +206%), Exeed (2426, –5%).
Крупнейшие игроки в нашем городе — «Автополе», «Аларм Моторс», «Мейджор», «Максимум» и «Рольф», говорит Денис Гаврилов. Сейчас дилеры приступают к оптимизации своих портфелей, отказываясь от брендов, которые не стали пользоваться спросом. Еще одним трендом Денис Гаврилов называет выход на рынок суббрендов уже известных марок, которые стараются по возможности отмежеваться от «родительских» брендов. Но при этом они пока продаются в тех же центрах, где представлены автомобили «материнских» марок.
«С учетом текущей ставки (Центробанк 25 октября поднял ключевую ставку с 19% до 21%, что является рекордным за последние годы. — Прим. «НП») нужно очень сильно верить в будущее и иметь четкое понимание того, когда и как эти деньги будут возвращаться. Автобизнес далеко не самый прибыльный на сегодняшний день. В этом году мы вернулись к понятным объемам рынка, но еще будем наблюдать уход некоторых брендов и приход новых. Лично у меня вызывает сомнения целесообразность развития точки на Исполкомской улице. Это центр города и не самая удобная локация для автомобильной деревни. Major набрал много брендов, какие-то более перспективные, какие-то менее. Но есть понятие элементарного удобства для клиентов и самого дилера: это возможность парковки, разгрузки автовозов и т.д. Всё это накладывает отпечаток на работу всего автокомплекса», — говорит автоэксперт Сергей Новосельский.
Директор по продажам компании «Аксель Групп» Игорь Седов напоминает о рисках, с которыми столкнется Major. В первую очередь это высокая конкуренция, которая продолжает усиливаться, поскольку петербургский рынок ограничен в объемах. А на фоне роста ключевой ставки перспективы роста и вовсе кажутся призрачными, согласен Игорь Седов с Сергеем Новосельским. Другие участники рынка перспектив для роста и вовсе не видят. «С такой ключевой ставкой ни о каком росте продаж не может идти речи», — отрезал один из собеседников «Нового проспекта».
Продажи и перспективы
Что касается рынка в целом, то после прекращения официального импорта европейских и азиатских марок он уже сформировался в своем новом виде. За прошедшие 10 месяцев 2024 года в России было продано 1,3 млн новых легковых автомобилей — на 59,8% больше, чем в январе-октябре прошлого года. Наилучшую динамику демонстрируют Lada, Belgee (Беларусь) и продукция китайского автопрома, наихудшую — Toyota (–15,1%). По прогнозам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Алексея Калицева, по итогам года объем продаж новых автомобилей в России может преодолеть отметку в 1,6 млн штук.
Объем продаж новых легковых автомобилей в России в октябре 2024 года, по данным «Автостата», вырос по сравнению с октябрем 2023 года на 52,4%, до 171 179 штук. Лидерство сохраняет Lada, на долю которой в середине осени пришлось более 26%, что в количественном выражении составляет 44 812 проданных автомобилей. При этом в октябре 2023 года доля Lada превышала 30%.
В топ октябрьских продаж иностранных автобрендов вошли китайские Haval (23 800 штук), Geely (17 163 штук), Chery (15 140 штук) и Changan (10 973 штук). Шестое место занял Belgee с показателем 4 346 машин. В топ-10 лидеров российского авторынка по версии «Автостат» также попали Omoda (4 186 штук), Jetour (4 020 штук), Toyota (3 516 штук) и Exeed (3 424 штук).
Эксперты информационно-аналитического портала likvi.com полагают, что в 2025 году в сегменте продаж новых иномарок ожидается укрепление ниш, уже занятых китайскими поставщиками. Ожидается повышение спроса на гибридные автомобили, поскольку они продемонстрировали свою эффективность и экономичность в расходе горючего. Отечественный автопром будет продолжать развитие с постепенным внедрением интеллектуальных систем безопасности, отмечают аналитики likvi.com.