Категория фреш. Куда идут российские агропром и пищепром

Покупательские потребности сегодня меняются: люди выбирают свежую мясную и хлебную продукцию, альтернативные виды молока. Как следуют этой тенденции производители, за счет чего растет их бизнес и в чем они видят перспективы для развития, узнал «Новый проспект».

По данным ГК INFOLine, агропромышленный комплекс и пищевая промышленность РФ в первой половине 2024 года показывает положительную динамику. Производство сельскохозяйственной продукции выросло на 1,4% к соответствующему периоду предыдущего года, тогда как в 2023 году оно упало на 0,2%. Динамика роста объема продуктов питания составила 6,9% (в 2023 году — 5,9%), напитков — 9,7% (1,4%).
Эксперты рынка объясняют это экспортным потенциалом нашей продукции, замещением зарубежных брендов и наличием сырьевой базы.
«Более 50% компаний считают, что уход иностранных брендов снижает конкуренцию и дает возможность выхода на полки российских магазинов. Развитие новых категорий, внедрение новых пищевых привычек и автоматизации также помогают развитию наших производителей», — говорит Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительский рынок» ГК INFOLine.

Возможности синергии

«За последние два года наша компания очень сильно выросла, мы купили ряд интересных активов. Но компанией номер один в нашей области нас сделали не эти приобретения. К примеру, на момент приобретения актива Fazer в России, который был тогда игроком номер два по выручке, мы превышали его выручку в 1,5 раза», — говорит Дмитрий Козлов, генеральный директор булочно-кондитерского комбината «Коломенский».
Он объясняет, что компания росла с 2013 года, естественным путем увеличившись за это время в 20 раз, а за счет приобретения общий рост составил около 35 раз: «Мы начинали с выручки менее 100 млн рублей в месяц, а сейчас она составляет более 5 млрд рублей в месяц, и в первую очередь за счет развития СТМ и других продуктов, за счет строительства нового завода и обновления тех активов, которые мы покупаем».
В стратегических целях компании на ближайшие 7 лет — обеспечить свое присутствие во всех регионах Европейской части России путем покупки либо строительства своих площадок в ключевых городах-миллионниках и развития таких категорий, как замороженная продукция и кондитерские изделия, например шоколадные конфеты.
«Мы называемся «Тамбовский бекон», но у нас три производственные площадки, одна из которых располагается в Приморье. Мы строили ее с большими рисками по возврату инвестиций, но план сработал: в этом году мы получили возможность экспорта нашей продукции в Китай», — говорит Татьяна Смирнова, директор департамента по маркетингу и продажам ООО «Тамбовский бекон» (ГК «Русагро»).
Она называет этот выход большой возможностью синергии: если в России пользуются спросом такие продукты из свинины, как окорок, шейка, корейка, ребра, то в Азии деликатесами являются ушки, ножки, хвосты и даже шкурки. Компания рассчитывает за это полугодие достичь примерно 5% выручки на китайском рынке, и Татьяна Смирнова уверена, что в перспективе она будет расти. Для этого холдинг вкладывается в цифровизацию и развитие, инвестируя около 5 млрд рублей в год.

Эволюция потребителя

Эксперты отмечают изменение потребительских привычек в своих категориях.
Дмитрий Козлов наблюдает снижение производства индустриального хлеба на фоне роста конкуренции со свежеиспеченным хлебом в сетях и сетевых пекарнях. Он видит в своей отрасли тренд на сокращение доли хлеба с коротким, до 5 дней, сроком хранения: «По нашим экспертным оценкам, в течение ближайших 4–5 лет мы придем к среднеевропейскому показателю, когда промышленный хлеб занимает около 70% ото всего потребления хлеба, 20% будет занимать заморозка и оставшиеся 10% — хлеб длительного срока хранения».
Второй тенденцией он называет то, что регионы по структуре хлеба будут подтягиваться к Москве, где, как он говорит, потребителю предлагается лучший выбор с точки зрения удовлетворения различных потребностей: есть хлеба с различными добавками, зерновые и прочие, а не только батон, классический ржаной и белый формовой, как до сих пор встречается в ряде регионов.
Развитие отрасли в целом он оценивает как позитивное — так же, как и Татьяна Смирнова: «Производство свинины в России за последние 7 лет значительно выросло. Это следствие программы правительства по обеспечению биобезопасности страны, и это очень хороший результат: потребление свинины сегодня растет на 4% в год, мы вышли по этому показателю на уровень европейских стран, и у нас еще есть потенциал роста». При этом, подчеркивает она, заморозка по потреблению падает: феерический взлет наблюдается именно в категории свежего мяса, поскольку люди хотят видеть живой продукт.
«Эволюция потребителя такова. Сначала он покупал мясо на рынках, потом начал больше доверять упакованному промышленному мясу, продающемуся в продуктовых магазинах. Следующим будет доверие к готовым свежим котлетам, а дальше, думаю, люди пойдут в более гастрономический экстаз, выбирая различного рода маринады», — считает Татьяна Смирнова.

Здоровое удовольствие

Очень активно, двузначными темпами, растет категория и молочной полки. «Современный тренд на здоровое потребление и на здоровое удовольствие — это ветер в наши паруса», — говорит Мария Петрова, вице-президент по продажам Health & Nutrition (ранее «Данон»).
В поддержку этого тренда производители выводят на полки магазинов новые вкусы йогуртов, творожных десертов и других молочных лакомств. Тестируют они и безлактозную продукцию, наблюдая рост продаж безлактозного молока.
«Напитки на растительной основе также демонстрируют выдающийся темп роста. Такие напитки можно использовать как ингредиент, например готовить на них кашу или варить кофе на растительной основе», — рассказывает Мария Петрова.
Она утверждает, что за качественные продукты потребители готовы платить больше, а качество при этом они ищут у ведущих производителей, считая, что большие игроки являются гарантами качества и пищевой безопасности.

Фокус на безопасность

Однако качество и пищевую безопасность, как считает Дмитрий Козлов, смешивать всё же нельзя: «Качество определяет потребитель, а безопасность — это совместная работа как контролирующих органов, так и сетей, и самих предприятий».
При этом он полагает, что контроль со стороны государства надо усиливать, делая акцент на четкие формулировки — определения, что должно быть на предприятии и в сети, чего не должно, на что дается время на исправление, а что должно сразу закрываться. «Поверьте, я за долгое время работы на некоторых крупных производствах за рубежом видел даже тараканов и мух. А владелец может зайти в цех в уличной одежде и здесь же курить сигару. Понятно, что предприятие само отвечает за свою продукцию, но потребитель этого никогда не увидит, и никто, кроме аудиторов со стороны сети или со стороны государства, проверить это не может. А там нет этого контроля! Поэтому у нас надо продолжать контролировать».
Татьяна Смирнова согласна с этим. Она рассказала, что в ее компании вопрос качества и безопасности разделяется на три фактора: качество продукции, безопасность продукции и биобезопасность животных. «В свиной отрасли биобезопасность животных — основа основ. Если, например, в периметр нашего свинокомплекса залетела птица, то это ЧП серьезнейшего масштаба и потенциальный риск громаднейших убытков. Поэтому у нас всё регламентируется и контролируется государственными органами. В этом отношении мы как страна очень многого достигли, и только поэтому Китай разрешил допуск российских свиней», — объясняет она.
Татьяна Смирнова говорит, что, как и все, кто связан со свежим продуктом, у которого особый срок хранения и особые требования к этому сроку, ее компания ратует за то, чтобы жесточайший контроль был не только на производстве, но и на всей логистической цепочке.
«Поддерживаю! Государству также нужно с этим работать, разделяя общую ответственность», — заключает эксперт.
По материалам деловой программы Международной выставки продуктов питания WorldFood Moscow 2024

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня