Из всех искусств для нас важнейшим является кино
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
В Россию возвращается хорошо забытый сельский кинематограф. В глубинке запущен проект «Экстра Синема». Киноновинки отечественного разлива будут показывать при помощи современных кинопроектеров в сельских клубах и домах культуры. Пилотный проект стартовал в Якутии.
На первом этапе проект стартовал в 40 малых населенных пунктах Якутии, в том числе в Арктической зоне. Там же запущен производственно-сборочный цех компании «Экстра Синема», который, как планируется, будет выпускать до 15 проекторов в день, а в год — до 5 тыс.
«Сборка и тестирование первых проекторов новой партии завершатся в ближайшие дни, и они будут направлены в 40 малых населенных пунктов. Это означает, что скоро 73 тыс. жителей Якутии смогут смотреть кино на большом экране в местах проживания», — рассказал генеральный директор «Экстра Синема» Петр Чиряев.
По данным авторов проекта, затраты на оборудование для организации одного такого кинозала не превышают 1 млн рублей. В компании «Экстра Синема» утверждают, что отечественное оборудование в 5 раз дешевле зарубежных аналогов, правда, не уточняют, где еще в современном мире кино показывают при помощи проекторов.
Особенностью российского оборудования является возможность подключения к единой автоматизированной информационной системе проката (ЕАИС), системе продажи билетов онлайн и использования «Пушкинской карты» для льготного посещения кино детьми и подростками.
«В отличие от обычных мультимедийных проекторов, кинопроекторы «Экстра Синема» включают медиасервер и защищенное хранилище контента для организации кинопоказа в цифровом качестве до 4К UHD-разрешения в небольших населенных пунктах», — утверждают в компании.
Сообщается также, что технология позволяет показывать только легальный контент с соблюдением авторских прав и защитой контента от несанкционированного доступа.
«Для открытия кинозала достаточно, чтобы в населенном пункте были дом культуры, зал и интернет, причем соединение необязательно должно быть высокоскоростным. Управление проекторами происходит с единой цифровой платформы, на которой демонстраторы выбирают контент и назначают сеансы. При этом в сети «Экстра Синема» не собираются «крутить кино» весь день, можно планировать один или два сеанса в неделю. Зато такие сеансы становятся событием и привлекают внимание всех жителей от мала до велика», — считают авторы идеи.
Двойная цель
Ответ на вопрос зачем, кроме, конечно, обеспечения досуга деревенских жителей, достаточно прост. Этот проект реализуется в пилотном режиме в Якутии с 2022 года, кинопроекторы «Экстра Синема» до сего дня были установлены в 30 залах. «За это время отечественная цифровая технология доказала высокую эффективность в обеспечении доступа населения к услугам кинопоказа и коллективного просмотра отечественных фильмов в небольших населенных пунктах, где классические кинозалы нерентабельны», — пояснили в «Экстра Синема».
Согласно данным ЕАИС, средняя посещаемость сеансов в сети «Экстра Синема» в несколько раз превышает среднюю по стране и способствует окупаемости отечественного кино. Именно отечественного, потому что другого там не показывают. Как результат— летом этого года проекту был присвоен статус Национальной̆ технологической̆ инициативы, принято решение о финансировании в объеме 100 млн рублей.
К слову, еще в больших объемах, более 800 млн рублей, правительство РФ финансирует закупку цифрового оборудования для кинозалов, чтобы показывать в них фильмы, курируемые Фондом кино. Это оборудование также получают кинозалы в небольших селах и городках. Например, среди регионов-получателей такой поддержки — Республика Башкортостан, Самарская область, Краснодарский край, Республика Крым, Ленинградская область и др.
В 2024 году общий бюджет Фонда кино составит 9,4 млрд рублей. Он увеличен в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. По мнению председателя совета Фонда кино Владимира Толстого, это «позволит нарастить количество проектов, претендующих на большой зрительский интерес». Весной этого года Владимир Толстой отметил, что кассовые сборы в российском прокате в 2024 году могут превысить 40 млрд рублей.
Сборы — это не выручка
Честно сказать, кассовые сборы не отражают объективную картину окупаемости фильмов, снимаемых за госсчет. Так, РБК подсчитывали, что всего один из 26 российских фильмов, получивших финансирование от Фонда кино, окупился в широком прокате по итогам 2022 года. Журналисты взяли открытые данные ЕАИС, которые содержат информацию о бюджетах и сборах всех фильмов, легально показанных в российских кинотеатрах.
Коммерчески успешной, то есть собравшей в широком прокате хотя бы в 2 раза больше производственного бюджета, стала только комедия Александра Фомина «Молодой человек»: при бюджете в 64,8 млн рублей, из которых 30 млн рублей — безвозвратная субсидия Фонда кино, картина заработала в прокате 192,2 млн рублей.
В 2023 году, по данным ЕАИС, в прокат вышло 18 фильмов, получивших субсидию ФК. Фонд выдал более 3 млрд рублей безвозвратными субсидиями, суммарная касса 18 фильмов составила 15,5 млрд рублей, из них 12,2 млрд приходятся на пять коммерчески успешных картин. Из 30 фильмов, получивших поддержку Минкульта, коммерчески успешным стал один — «Папы против мам», собравший 117,6 млн рублей в прокате при бюджете в 38 млн (25 млн — безвозвратная субсидия Минкульта).
Кинокритик Давид Шнейдеров рассказывал агентству НСН, что «отбить» бюджет, то есть заработать в прокате больше производственного бюджета, смогли только два фильма — «Коты Эрмитажа», получившие субсидию Фонда кино, и «Страсти по Матфею», получившие поддержку Минкульта. По словам Давида Шнейдерова, для окупаемости кинопроизводства сборы фильма должны в 2,5 раза превышать его бюджет, поэтому часто проекты, которые собрали даже миллиард рублей, в итоге становятся провальными. Речь в данном случае, скорее всего, идет о картине «Сто лет тому вперед», которая собрала больше 1 млрд рублей, но в беседе с журналистом НСН глава Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Алексей Воронков заявил, что этого мало.
Прекрасное далёко
«2024 год будет ключевым, он даст возможность в 2026–2027 годах выйти большому количеству зрительских фильмов. Фонд кино придумал устойчивую финансовую систему существования. Мы инвестируем, какие-то средства возвращаются, аккумулируются, снова идут на поддержку», — обмолвился в этом году Владимир Толстой. Вероятно, отчасти такая уверенность связана и с новым проектом «Экстра Синема».
В России в малых городах, с численностью населения менее 50 тыс. человек, где нет представительств крупных киносетей, живет около 16 млн человек, или каждый десятый россиянин. В первом полугодии 2024 года количество проданных на сеансы билетов составило 73,1 млн. Учитывая, что в небольших населенных пунктах люди, как показывает практика, чаще ходят в кино в свободное время, у государства есть неплохой шанс помочь отечественному кинематографу отбить выданные государством же субсидии.
Тем более что YouTube, где до недавнего времени можно было искать развлекательный контент, стал работать в РФ гораздо медленнее и не факт, что и вовсе не перестанет работать. А это значит, что та часть аудитории сервиса (по данным Mediascope, совокупная аудитория YouTube в июне 2024 года в России достигла 95,56 млн человек), которая живет вне больших городов, неуклонно потянется к ближайшему кинопроектору.