Итоги 2024 года. В лесу родился… позитив

Лесопромышленный комплекс России завершает 2024 год ростом объемов производства, хотя темп развития сдерживают экономические санкции. А в ближайшие годы лесопромышленники столкнутся с проблемами закупки техники и запчастей к ней при общем спаде инвестиционной активности, говорят эксперты.

В России растет объем заготовки древесины. Рослесхоз сообщал, что за 9 месяцев 2024 года он увеличился на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 
«Объем лесозаготовки по итогам 2024 года может превысить показатель 2023 года», — прогнозирует информационно-аналитическое агентство WhatWood. Объем потребления круглых лесоматериалов, исходя из потребления сырья для производства древесных плит, стабильной работы целлюлозно-бумажных предприятий и небольшой положительной динамики в секторе лесопиления, можно оценить в 155-157 млн м3 в год. Это на 2-3% больше, чем годом ранее. В следующем году этот показатель может вырасти до 192-196 млн м3, считают аналитики WhatWood. 
Увеличиваются и объемы переработки в лесной отрасли. Объемы отечественного производства распиленной древесины по итогам 9 месяцев 2024 года выросли на 0,3% и составляют около 21,6 млн м3. Производство древесноволокнистых плит восстановилось и демонстрирует рост на 4,3% год к году, подсчитали эксперты аналитического портала lesonline.ru.

Год сделок и новых проектов

С начала года, по данным Рослесхоза, в лесной отрасли страны согласовано 12 приоритетных инвестпроектов. Они направлены на создание новых и модернизацию действующих лесоперерабатывающих мощностей. Под эти проекты инвесторы получат лесные участки с ежегодным объемом заготовки древесины на уровне 14,5 млн м3.
Сделок же в лесопромышленном комплексе в уходящем году было не очень много, поскольку иностранные компании одним из первых покинули российский лесной рынок. 
Крупным поглощением стала сделка по покупке российских активов финского концерна Metsä группой компаний «Вологодские лесопромышленники». Она позволит российской компании увеличить производство пиломатериалов до 900 тыс. м3 в год, а также нарастить сырьевую базу на 500 тыс. м3 расчетной лесосеки в год. Предприятия Metsä в Ленобласти целый год находились в простое. К концу текущего года новый собственник смог загрузить мощности перерабатывающего завода на 50%. 
Также заметной сделкой стала покупка предприятия по выпуску санитарно-бумажных изделий «Сыктывкар Тиссью Груп» крупным производителем целлюлозно-бумажной продукции АО «Сыктывкарский ЛПК», которое контролирует Sezar Group Исая Захаряева.

Малышам здесь не место

Эксперты ожидают, что в следующем году небольшие игроки рынка или уйдут, или сольются с крупными заготовителями и переработчиками древесины.
«Из-за запрета экспорта продукции лесной отрасли в Европу крупные производители пиломатериалов стали активно работать на внутренний рынок. Но он не резиновый. Его емкость пару лет назад достигала около 10 млн м3 в год. Сейчас она выросла до 13 млн м3 в год. Конкуренция обостряется. Крупные игроки планомерно выживают средних и мелких», — говорил «Новому проспекту» генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский. 
Однако и крупные производители чувствуют себя сегодня не слишком уютно. «Финансовое положение отрасли можно охарактеризовать как стабильно сложное», — заявлял недавно генеральный директор ГК «Вологодские лесопромышленники» Александр Шаньгин. По его словам, многие предприятия, производящие круглый лес, пиломатериалы, древесные плиты и фанеру, работают на низком уровне рентабельности с середины 2022 года.

Когда вагончик тронется

Сложнее всего приходится лесопромышленникам Северо-Запада, которые всегда были ориентированы на экспорт продукции в Европу. «Наладить поставки в Китай можно, но это сложно и дорого. На это способны далеко не все производители», — заметил Виталий Липский. 
О проблемах с логистикой говорят и сами переработчики древесины. «Серьезную озабоченность вызывает ситуация с перевозками лесных грузов по железной дороге. Нехватка вагонов приводит к порче древесины и нарушению поставщиками контрактных обязательств. Увеличение сроков оборота вагонов только в Вологодской области привело к невыполнению в конце 2024 года плана по отгрузке круглого леса примерно на 40% (не отгрузили 5 тыс. вагонов, или примерно 300 тыс. тонн). Корпорация «Российские железные дороги» должна принять срочные меры для исправления ситуации», — заявляли представители ГК «Вологодские лесопромышленники» на заседании экспертного совета по вопросам лесного комплекса в Госдуме РФ.

Нет денег — нет качества

Участники рынка опасаются технологического застоя в лесной отрасли. «С уходом инновационных западных компаний и общим падением доходов у оставшихся игроков предприятиям всё сложнее заниматься качественным развитием», — отмечает один из участников рынка. 
Уже стали повсеместно возникать проблемы, связанные с ремонтом и закупкой запчастей для лесозаготовительной техники. «Поменять европейские машины на китайские или другие затруднительно, поскольку ведение лесного хозяйства в России заточено именно под работу на западной технике», — поясняет один из собеседников «Нового проспекта». 
А денег на обновление техники нет. Ведь до санкций инвестиции в российскую лесопереработку в значительной степени обеспечивали западные банки. Они предоставляли отечественным компаниям кредиты на новое оборудование. «Сейчас эти инвестиции иссякли», — заключил Виталий Липский. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня