Итоги 2024 года. Судостроение развивается тихим ходом
В 2024 году судостроители Северо-Запада гадали, где же ОСК будет строить новую верфь, реанимировали старые проекты модернизации производственных мощностей и активно заявляли о новых амбициозных планах развития. Удастся ли их реализовать в условиях жесткой кредитной политики ЦБ, увидим в этом году.
Главной интригой 2024 года в судостроительной отрасли было решение вопроса о строительстве новой верфи на Северо-Западе. Сама идея далеко не нова. О том, что регион нуждается в современной крупнотоннажной верфи, говорят многие эксперты на протяжении последних двух десятков лет. В разное время такую верфь хотели делать то на острове Котлин, то на месте Адмиралтейских верфей, то на месте Балтийского завода, а в нулевые на слуху был проект объединения мощностей Балтийского завода и Северной верфи. Но каждый раз что-то мешало, и в итоге на Северо-Западе продолжали функционировать судостроительные мощности советских времен. И вот в конце 2023 года председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации снова заявил о планах по созданию в регионе новой судоверфи, и заодно и еще одной, на Дальнем Востоке.
В марте 2024-го правительство предварительно одобрило стратегию развития ОСК, которая, по не подтвержденной официально информации, включала в себя строительство новой верфи в Северо-Западном федеральном округе. Изначально речь шла о возведении верфи «где-то под Петербургом», летом 2024 года география поисков подходящего места расширилась на Ленобласть, Мурманск и Архангельск. Тогда же стали известны и первые подробности о масштабах предприятия. На нем должно обрабатываться более 200 тыс. тонн металлопроката в год, строиться до 12 крупнотоннажных транспортных судов: балкеров, танкеров, контейнеровозов дедвейтом до 120 тыс. тонн и газовозов СПГ вместимостью 170 тыс. м3. Такими планами поделился на полях ПМЭФ-2024 статс-секретарь, замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
В сентябре в спорах о месте будущей северо-западной верфи была поставлена точка. После окончания аудита ОСК, в ходе которого выяснилось, что корпорация убыточна, а дефицит ее бюджета до 2030 года составляет почти 1,3 млрд рублей, было решено строить не две новые верфи, а одну. И не на Северо-Западе, а во Владивостоке, в бухте Промежуточная, о чем глава ВТБ (напомним, банк получил судостроительную корпорацию в управление на 5 лет в 2023 году) заявил на Восточном экономическом форуме. Тогда же появились и первые оценки инвестиций в проект. В сентябре они составляли около 450 млрд рублей.
А пока новая верфь строится, ОСК планирует осваивать Дальний Восток за счет приобретения судостроительного комплекса «Звезда», который с 2009 года создается консорциумом во главе с «Роснефтью» в городе Большой Камень. Эта верфь также ориентирована на создание крупнотоннажного гражданского флота: судов ледового класса, морской техники, судов спецназначения. Предприятие уже спустило на воду 12 судов, еще 20 находятся в разной степени готовности. Практически в канун Нового года первый вице-премьер Денис Мантуров в интервью телеканалу «Россия 24» сообщил, что переговорный процесс ОСК и «Роснефти» по передаче судоверфи завершится к марту 2025 года.
И снова об эллинге
Имеющиеся мощности в Санкт-Петербурге ОСК собирается модернизировать. В составе корпорации на данный момент «большая тройка» петербургских верфей: Северная верфь, Балтийский завод и Адмиралтейские верфи, а также менее крупные Выборгский судостроительный, Средне-Невский судостроительный и Кронштадтский морской заводы. Как показывают открытые данные финансовой отчетности, некоторые заводы убыточны. Например, чистый убыток Северной верфи за 2023 год составил 6,9 млрд рублей, а за 9 месяцев 2024 года — уже 8,7 млрд рублей. Балтийский завод закончил 2023 год с убытком в 19 млрд рублей. Довольно неплохо на этом фоне выглядит Выборгский судостроительный завод, получивший в 2023 году убыток «всего лишь» в 685,8 млн рублей, а за 9 месяцев 2024 года — 354,4 млн рублей. В конце 2023 года Северная верфь и Балтийский завод высказывали пожелания модернизировать свои мощности, проекты оцениваются в 100 млрд рублей и 74 млрд рублей соответственно. Будет ли ОСК вкладываться в развитие Балтийского завода и в каком объеме, пока непонятно.
Зато на двух других верфях «большой тройки», судя по всему, ОСК намерена реанимировать старые проекты модернизации. Например, Северная верфь с 2017 года строит новый эллинг, который позволит предприятию производить танкеры и сухогрузы дедвейтом до 35 тыс. тонн (сейчас — до 12 тыс. тонн), работы периодически останавливаются и возобновляются. В начале декабря стало известно, что ОСК финансово поддержит проект и вложит в модернизацию Северной верфи 100 млрд рублей. Деньги пойдут на перепроектирование и достройку эллинга, строительство плавучего дока и увеличение длины сухого дока, обновление ряда производственных цехов, реконструкцию достроечной набережной и другие новшества. Все мероприятия предполагается закончить за 4 года.
Адмиралтейские верфи вернулись к давнему проекту реконструкции глубоководной достроечной набережной, о котором впервые заговорили в 2019 году. Его цель — создание на территории завода стапельной площадки для сборки крупных судовых блоков и тяжелых модулей заводов СПГ. После завершения реконструкции пропускная способность достроечной набережной составит три заказа в год, производительность стапельной площадки — 20 тыс. тонн в год. Стоимость проекта оценивается в 1,7 млрд рублей.
По оценке ЦТСС, исходя из планов транспортной стратегии до 2035 года, российские верфи должны построить 600 грузовых судов и 200 судов ледовых классов. Чтобы эти планы не остались на бумаге, российской судостроительной отрасли в ближайшие 10 лет потребуется почти 2 трлн рублей (в ценах на конец 2023 — начало 2024 года) на реконструкцию мощностей.
Частное расширение
Кингисеппский машиностроительный завод в 2024 году инициировал создание в Петербурге первого в России промышленного кластера малотоннажного судостроения, в который уже вошли семь компаний. Сейчас они совместно работают над тремя проектами: созданием нового судового двигателя, локализацией выпуска алюминиевых корпусов катеров и яхт, организацией производства комплектующих для лодочных прицепов и полуприцепов. А первым изделием, который судостроители намерены произвести на площадке нового кластера, станет импортозамещающий российский катер длиной 15–17 м с новым дизельным двигателем отечественного производства. Речь идет о двигателе малой мощности 300–350 л.с., который заменит продукцию ушедших с российского рынка зарубежных поставщиков. Предполагаемый объем производства — 100 двигателей в год. Инвестиции в создание нового двигателя составят 684 млн рублей при сроке реализации проекта 22 месяца. Импортозамещение алюминиевых корпусов катеров и яхт потребует 483 млн рублей и 17 месяцев работы, а производство комплектующих для лодочных прицепов и полуприцепов — 334 млн рублей и 20 месяцев.
Рыболовецкий «Норебо холдинг», купивший в 2022 году у Ленинградского судостроительного завода «Пелла» две производственные площадки «Нева-Стапель» и «Судостроительный завод «Отрадное», достраивает краболовные суда проекта 03070 для компании «Островной-Краб» (Сахалин). В конце июля «Нева-Стапель» спустила на воду второе судно проекта «Механик Степанов», в начале августа судостроительный завод «Отрадное» спустил третье судно «Механик Цуранов». В октябре же стало известно, что «Норебо холдинг» собирается заняться еще и выпуском оборудования для рыбообрабатывающих фабрик. Новый завод предполагается разместить на одной из площадок холдинга в Колпино или в Отрадном.
Sinronics Group (дочерняя компания АФК «Система») продолжает модернизацию производства судостроительного завода Emperium. Верфь расположена в поселке Отрадное (Ленобласть) и специализируется на выпуске пассажирских судов Ecobus на электрической тяге. После завершения модернизации площадь предприятия вырастет с нынешних 10 тыс. м2 до 30 тыс. м2, а количество выпускаемых судов — с 16 единиц в год до 20, при этом верфь будет осуществлять полный цикл строительства, а не сборку на базе поставляемых корпусов, как сейчас. Проект оценивается в 1 млрд рублей, руководство верфи планирует его завершить в первом квартале 2026 года. Emperium поставляет свои Ecobus в Москву, Красноярск, Нижний Новгород и Пермь и занимает, по различным оценкам, до 90% рынка таких судов.
Аналогичная по параметрам верфь появится в первом квартале 2026 года и в Москве. Новое предприятие, в составе которого будут созданы производственная площадка и конструкторское бюро, рассчитано на строительство 20 электросудов и ремонт более 100 транспортных единиц в год. Инициатором этого проекта было правительство Москвы, но, не исключают аналитики, после запуска верфи она может быть передана в управление Sitronics Group.