— Наша компания была создана в 1999 году, и мы хорошо понимаем, как эффективно проходить кризисы. На самом деле всё всегда зависит от того, есть ли у потребителя деньги или нет. К счастью, сейчас при всех вызовах, при всех сложностях, которые преодолевает экономика России, у нас есть работающий и зарабатывающий потребитель. И, как мы видим по 2024 году, он весьма охотно тратит деньги. Он лучше питается, одевается и даже приобретает автомобили, чего довольно долго не было: в этом году этот рынок сильно вырос. И у ретейла, конечно, открываются очень большие возможности для омниканального взаимодействия, потому что потребитель давно перестал рассматривать отдельно офлайн- и онлайн-каналы.
Другими словами, у потребителя есть деньги, которые он хочет удобно и комфортно потратить. При этом он стремится не просто купить какой-то товар. Как правило, он хочет получить готовое решение своей проблемы, а это товар плюс услуга, комплекс каких-то товаров и так далее.
Поэтому нам предстоит очень интересный год — не менее интересный, чем 2024-й. Все мы, и потребители, и бизнес, уже несколько лет живем в условиях очень высокого уровня собранности, повышенного уровня стресса. И 2025 год в этом плане, наверное, не даст нам расслабиться. Повышение налогов, рекордные процентные ставки — всё это, конечно, не добавляет спокойствия. Но, с другой стороны, у нас есть повод для определенного оптимизма. Хочется верить, что 2025 год будет более богат на какие-то позитивные макроэкономические и геополитические события. А победит, как всегда, сильнейший — тот, кто лучше всех понимает своего покупателя и лучше всех соответствует его ожиданиям.