Итоги 2024 года. Продукты дорожают и уходят в тень
В уходящем году торговые сети продолжили консолидацию. Самую крупную сделку заключила «Лента», купив более 1,5 тыс. магазинов «Улыбки радуги». Рекорд года по росту цен среди продуктов питания установили главные продукты для русских щей. А самую мощную волну народного возмущения вызвал рост цен на сливочное масло. В следующем году производители будут вынуждены сокращать себестоимость товаров, что может увеличить объем фальсификата, говорят эксперты.
Улыбка «Ленты»
В уходящем году на рынке Петербурга продолжалась консолидация торговых сетей. Знаковой сделкой года на рынке продуктового ретейла стала покупка торговой сетью «Лента» 100% акций АО «ТД «Эра», которое владеет сетью из 1,5 тыс. магазинов косметики и товаров для дома «Улыбка радуги». О сделке было заявлено в декабре. Ее стоимость эксперты оценили в 55 млрд рублей, исходя из розничной выручки «Улыбки радуги».
Купленная «Лентой» сеть в следующем году продолжит работать как отдельный формат, сохранит основные операционные процессы и свой бренд, а также продолжит географическую экспансию, в том числе укрепит позиции в Московском регионе.
Эта сделка позволит «Ленте» увеличить масштаб бизнеса и сократить отставание от конкурентов, в частности от «Магнита».
А сам «Магнит», похоже, присматривается к торговой сети «РеалЪ» — единственному заметному региональному игроку в сегменте продуктового ретейла. Правда, генеральный директор ГК «РеалЪ» Александр Мышинский сообщил, что решение о сделке не принято, «хотя компания постоянно получает предложения от потенциальных покупателей».
При этом возможности для расширения у федеральных игроков продуктового ретейла в Петербурге ограничены. «Сеть Х5 не может расширяться из-за ограничений ФАС, а у «Ленты» есть сеть «Монетка». Теоретически расширение может быть интересно только «Магниту», — говорит независимый эксперт по продвижению продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин.
Золотые щи и масляный хайп
Официальная инфляция в России за год разогналась до 9,3%. Но люди в магазинах видят совсем другой рост цен — на 15% и больше. Разница в оценках объясняется тем, что народ ориентируется на свои повседневные расходы, а Росстат — на корзину из 570 товаров и услуг, многие из которых действительно не стали дороже.
Но реальность такова: картофель за год подорожал почти в 2 раза, репчатый лук и капуста — в полтора. Так что русские щи, которые всегда были одним из самых доступных блюд в России, похоже, скоро перейдут в разряд деликатесов.
А продуктом года по уровню хайпа можно назвать сливочное масло. Рост цен на него хоть и не стал самым существенным за год, зато вызвал мощную волну негодования у населения и ответную реакцию властей. С начала года масло, по данным Росстата, подорожало на 32,1%. Основная причина — дефицит молочного жира, который необходим для производства. Народ сильно возмутился, и в 21 регионе страны власти вынуждены были заключить соглашения по сдерживанию цен на этот продукт.
По прогнозу Михаила Лачугина, в следующем году главный хайп из-за роста цен может собрать мясной сегмент. «Государство сокращает поддержку свиноводов. Многие производители свинины наращивают экспорт в Китай, что может отразиться на местном рынке. Кроме того, сохраняются проблемы с производством мяса индейки. У главного производителя — холдинга «Дамате» — не работает один из заводов», — пояснил он.
Рецепты для бедных
Участники рынка говорят, что попытки властей искусственно сдержать цены в магазинах до добра не доведут. «Можно прогнозировать дефицит разнообразия товаров в ряде категорий, потому что некоторые производители отказываются их выпускать, поскольку нормальный качественный товар невозможно сделать с ограничением цены», — говорит Александр Мышинский.
Эта ситуация также подталкивает производство фальсификата, в первую очередь молочной продукции. «Мы уже видим на полках фальсифицированные масло и сыр. Теперь, судя по всему, появятся такие же молоко и сметана. И всё это происходит на фоне громких разговоров о том, что система маркировки «Честный знак» защищает покупателя от подделок! Нет, фальсификата становится всё больше», — отмечает Александр Мышинский.
По его прогнозу, в 2025 году качество продуктов будет ухудшаться, потому что производители будут менять рецептуру, чтобы сделать продукт более дешевым и не разориться.