— Начиная с ковидных времен частная медицина медленно, но верно катится в кризис. Частные клиники за редким исключением так и не смогли за эти годы предложить пациентам принципиально иного качества медицинскую помощь, основанную на доказательной медицине и этических стандартах, создать гарантированную систему сервиса, внедрить эффективный и профессиональный менеджмент, создать рейтинги на основе объективных статистических показателей деятельности. Где, например, статистика по эффективности циклов ЭКО по клиникам и врачам, где рейтинг пластических хирургов и стоматологов?
В частных клиниках работают те же врачи, что и в ОМС, на таком же оборудовании, как и в государственных клиниках, и примерно в таких же условиях. В результате доверие к частным клинкам падает. Поэтому пациенты ведут себя всё более агрессивно. Мы видим, что число судебных процессов против частных медцентров растет. Причем чаще всего суды встают на сторону клиентов.
Другой тренд: государство явно дает понять, что уже не рассматривает частную медицину как партнера. Операторы рынка ОМС стремятся изгнать частные клиники из госсектора, в том числе обвиняя их в перетягивании к себе кадров.
Многие представители и руководители медицины повторяют, как мантру, слово «пациентоориентированность», не совсем понимая, о чем идет речь. Например, недавно на круглом столе я услышал от представителя клиники ЭКО, что сервис — это обеспечить пациентов вкусным лимонадом за 180 рублей, а от представителя клиники пластической хирургии — про индивидуальный подход, притом что они даже не проводят предварительные консультации пациента с психологом.
Среди менеджеров, работающих в отрасли, мало тех, кто понимает, что сервис — это не только чашечка кофе, бахилы и плакаты как о том, как мы любим пациента. Сервис — это четкие параметры оказания услуги и гарантии соблюдения стандартов. Как оказалось, у большинства клиник нет таких стандартов. Сервис — это и физическая среда клиники (безопасная для всех входная зона, запах, чистота, дизайн помещений), и надежность (соблюдение расписания приема, прав пациентов, сохранность документации, стабильность работы личных кабинетов и других информационных продуктов), и доступность (дозвониться, добраться, припарковаться), и финансы (адекватные цены и рассрочки), и безопасность, и соблюдение партнерской модели коммуникации с врачом, и психологическое сопровождение пациента.