— Для меня 2024 год — это практически возвращение рынка к тому, что было до пандемии. Рынок показал рост, мы пережили уход из России привычных брендов, а китайские марки закрепились и смогли показать хороший результат.
Несмотря на это, автобизнес чувствовал себя как на американских горках: увеличение утильсбора, подорожание автомобилей, пляска с курсами валют, выход новых брендов и усиление конкуренции, рост ставки рефинансирования... Это всё влияло на бизнес, и тот, кто быстрее реагировал на изменения, оказался на вершине.
Возросшая конкуренция между брендами сдерживала цену на автомобили, импортерам пришлось снижать цены, субсидировать кредиты — всё это безусловный плюс для покупателя. Так что мы можем назвать 2024 год годом покупателя.
В следующем году мы прогнозируем снижение спроса, рынок по объему вернется к 2023 году — будет продано около 1,1 млн новых автомобилей. Понятно, что правительство старается уменьшать инфляцию, так что ставка ЦБ останется высокой, а кредиты дорогими.
Маленьким игрокам выживать становится всё сложней, и на рынке произойдет оптимизация. Некоторые дилерские центры, особенно в регионах, окажутся на грани закрытия — те, кто занимается монобрендом, не входящим в первую пятерку. Уже сейчас начинают закрываться такие автосалоны, находящиеся в арендованных помещениях.
По пессимистичному сценарию, в зависимости от того, как будет развиваться ситуация, какая будет поддержка от государства, что станет со ставкой ЦБ, за первые 9 месяцев могут закрыться 30% дилерских центров.
При этом дилеры, которые имеют у себя в портфеле топовую пятерку, будут чувствовать себя хорошо, особенно в городах-миллионниках. Так что 2025 год будет нелегким, но интересным.