— Для переработчиков молока 2024 год оказался противоречивым. С одной стороны, растут объемы производства и молока, и творога, и сыра, с другой — растут цены на сырое молоко. То есть фактически 2024 год — это год производителей, а не переработчиков молока.
Повышать отпускные цены для потребителей до уровня роста себестоимости никто из игроков рынка не будет. На такие меры идут только в крайнем случае. Кроме того, государство жестко контролирует цены на полке в магазине, сдерживает их. А это проблема для производителей.
В перспективе производители будут идти в более глубокую переработку молока, и усилится консолидация рынка. Крупные производители будут постепенно вытеснять малых и средних игроков, будут отнимать у них рыночную долю. Можно ожидать новые слияния и поглощения в сегменте.
Что касается господдержки, которая уже включена в бюджет на следующий год, то это компенсация «капексов» на строительство новых молочно-товарных ферм, а также льготное кредитование. То есть фактически на поддержку государства могут рассчитывать производители, а не переработчики молока. Но и тут не всё так просто: при нынешнем «ключе» ЦБ, даже при условии субсидирования ставки, кредиты для аграриев оказываются слишком дорогими.
На мой взгляд, целесообразно вернуть программу, которая была раньше, по компенсации «капексов» для производства сухого молока и сыворотки. Такая мера была бы очень кстати, потому что отрасль стоит на пороге нового инвестиционного цикла именно в глубокой переработке молока. Именно сыр, сыворотка и сливочное масло — наиболее доходные отрасли, куда компании планируют инвестировать. Но нам нужна более низкая себестоимость этой продукции и для внутреннего потребления, и для развития экспорта.