Италия в Пскове. «Интерпродукт» построит завод моцареллы
Фото: Алексей Смышляев / Коммерсантъ
Петербургский холдинг «Интерпродукт» вложит 700 млн рублей в строительство завода по выпуску моцареллы в Псковской области. Продукция нового производства рассчитана на сегмент HoReCa, который активно растет.
Наблюдательный совет особой экономической зоны «Моглино» согласовал строительство завода по выпуску сыров на основе бессывороточной технологии. Об этом сообщила пресс-служба правительства Псковской области. Инвестор проекта — петербургское ООО «Интерпродукт». По словам генерального директора компании Андрея Шилова, в рамках проекта будут построены производственное здание с двумя блоками сыродельных линий, инженерный корпус, а также локальные очистные сооружения. Новый завод будет выпускать натуральный и имитационный сыр типа моцарелла, проектная мощность — 23 тыс. тонн в год. Объем инвестиций — свыше 700 млн рублей. Как рассказал на заседании наблюдательного совета Андрей Шилов, продукция будет поставляться в сегмент HoReCa в России и СНГ.
По словам одного из участников рынка, обычно при подобном производстве, работающем на HoReCa, доля натуральных сыров может составлять около 60%, доля имитированных продуктов — 40%. Эксперт считает, что данный проект будет, скорее всего, реализован в несколько этапов, поскольку технология производства моцареллы гибкая, и объемы можно плавно расширять под запросы рынка.
Торгово-промышленная группа «Интерпродукт» создана в Петербурге в 1991 году и занимается поставками ингредиентов для молочной промышленности. Это молоко, сыворотка, лактоза, сывороточные и молочные белковые концентраты, сычужные казеины, пермеаты, пахта. По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка ООО «Интерпродукт» за прошлый год составила 479 млн рублей, чистая прибыль — 33,7 млн рублей. Компанией в равных долях владеют Андрей Шилов и Ольга Семененко. Этим же предпринимателям принадлежит ООО «Пречистенский молочный продукт» (ПМП), управляющее сырным заводом в Ярославской области. Его выручка — 5,3 млрд рублей за прошлый год, чистая прибыль — 485 млн рублей.
ПМП выпускает сыры моцарелла и чеддер, а также пицца-топинги для сегмента HoReCa. Стратегический партнер компании — сеть «Додо Пицца», отмечается на официальном сайте завода.
Моцарелла в цене
Аналитики считают, что у нового проекта «Интерпродукта» хорошие перспективы. «Это один из лидеров в сегменте производства сыров для HoReCa. Компания давно и хорошо известна на этом рынке и наверняка понимает и знает, куда и кому будет поставлять сыр, выпускаемый на новом производстве», — говорит Юрий Власенко, управляющий партнер стратегического бюро «Лучшие практики». «Спрос на продукцию нового завода, несомненно, будет, поскольку моцарелла — один из ключевых ингредиентов при производстве пиццы. А этот формат показывает очень хорошие темпы роста и перспективы», — добавляет он.
Помимо ПМП, который входит в группу «Интерпродукт», моцареллу в России производят компании «Лакталис Восток» (лидер рынка), «Нева Милк», «ЭкоНива», «Гиагинский молзавод», «Молвест» и другие. «23 тыс. тонн выпуска в год этого сыра — существенный объем, учитывая, что лидер по производству моцареллы в 2023 году выпустил 37 тыс. тонн. Объем импортных поставок моцареллы в минувшем году превысил 18 тыс. тонн. Таким образом, новый проект не только импортозаместит зарубежную продукцию, но и сможет развивать экспортные поставки, поскольку внутренний рынок будет перенасыщен с учетом увеличения мощностей конкурентов», — комментирует заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК, гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова. «Безусловно, с развитием сегмента готовой еды и заведений общественного питания спрос на моцареллу будет возрастать. Кроме того, известно, что в качестве ведущего партнера инвестиционного проекта выступает сеть пиццерий», — добавляет она.
Марина Петрова отмечает, что проект всё же может столкнуться с рядом сложностей, таких как поставка зарубежного оборудования, некоторых ингредиентов и упаковочных материалов, усиление конкуренции на внутреннем рынке после увеличения мощностей ключевых игроков, поиск партнеров по экспорту в дружественных странах. При этом с проблемой закупки сырья «Интерпродукт», скорее всего, не столкнется. В связи с тем, что завод будет выпускать в том числе имитационный сыр, недостаток сырого молока не является препятствием для развития проекта, отмечает эксперт.
Рынок растет
О том, что рынок HoReCa и, в частности, потребление пиццы увеличивается, говорят исследования профильных компаний. По данным «Яндекс. Еды», в 2023 году россияне заказали в этой компании в 3 раза больше пицц, чем в 2022 году. На долю пиццы «Пеперони» пришлось более 25% от всех заказов, на «Маргариту» — более 13%, на «Четыре сыра» — 11%. В сегменте замороженной пиццы похожая ситуация. Реализация этой продукции, по оценке компании BusinesStat, с 2019 по 2023 год выросла на 31%, с 17,1 тыс. до 22,3 тыс. тонн. Расширение продуктовой линейки, развитие розничных торговых сетей и онлайн-торговли, ускорение ритма жизни способствуют росту интереса к продуктам быстрого приготовления, отмечается в исследовании.
Эксперты предполагают, что у «Интерпродукта» есть также возможность выйти и в розничный сегмент. «Известны примеры, когда компании из HoReCa начинали работать с сетями, иногда меняя ассортимент. У инвестора при желании есть возможность пойти по пути диверсификации, особенно с учетом того, что в рознице моцарелла пользуется спросом», — комментирует независимый эксперт по продвижению продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин.
«В целом рынок сыра еще не насыщен, и российские производители активно занимают на нем место. И им еще есть куда расти», — отмечает генеральный директор ООО «Агриконсалт» Андрей Голохвастов. Однако на Северо-Западе пока новых проектов по производству сыра не так много. ООО «Агро-Трейд» 2 года назад заявила о строительстве нового сырного завода в Гатчинском районе. В 2022 году компания «Молочная культура» запустила новый завод по выпуску творожных сыров, йогуртов и десертов; в этом году компания заявила, что планирует модернизацию производства.
В целом производство сыров в России за 2019–2023 годы выросло на 40,3%, с 540,2 тыс. до 758 тыс. тонн, подсчитали в BusinesStat. Ежегодно отмечался рост производства на 5,3–15,7%. В январе-июне 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года выпуск сыра и сырных продуктов увеличился на 9,7%, до 524,4 тыс. тонн. Такие данные приводит аналитический центр Milknews.
При этом производство натуральных сыров увеличилось на 11,9%, до 423 тыс. тонн, а выпуск сырных продуктов вырос на 1,1%, до 101,3 тыс. тонн. Потребление продуктов в данных категориях в январе-мае 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023 года увеличилось на 9,9%, до 531,9 тыс. тонн, отмечают в аналитическом центре Milknews.