Юрий Дедов: «Ювелирные изделия из червонного золота сегодня не производят»

Почему ювелиры не создают украшения из червонного золота, можно ли определить качество золотых колец и браслетов по цвету и как увидеть будущие ювелирные изделия на «ёлочке», «Новому проспекту» рассказал Юрий Дедов, заместитель генерального директора по производству ведущего в Республике Беларусь производителя ювелирных изделий, бриллиантов и алмазного инструмента АО «Гомельское ПО «Кристалл».
Юрий Фёдорович, на вашем предприятии создаются золотые украшения: обручальные кольца, перстни с бриллиантами и другими драгоценными камнями, сережки, цепочки, кулоны и прочее. Всё это считается местным производством?
— Конечно, только нужно учитывать, что в Беларуси алмазы не добывают: мы сотрудничаем с крупными алмазодобывающими предприятиями, при этом поставщиком алмазного сырья для предприятия является крупнейшая в мире алмазодобывающая компания «Алроса» из России. А в остальном всё, что гранит наше алмазообрабатывающее производство и потребляет ювелирное, делается непосредственно на нашем предприятии. 20% всех выпускаемых у нас бриллиантов используются на внутреннем рынке — в Беларуси, 80% уходит на экспорт. Раньше это было дальнее зарубежье — Бельгия, Израиль, ОАЭ, сегодня в основном Россия.

Идет процесс аффинажа, во время которого из изделий разной пробы и разного состава извлекается чистое золото
В каком виде драгоценные металлы поступают к вам на предприятие?
— В виде лома (улыбается). Это лом ювелирных изделий — то, что население сдает в скупку. Он приходит большими мешками, килограммов по 10-20, потом проходит стадию аффинажа — химической очистки ото всех примесей. То есть весь этот лом из золотых изделий разной пробы и разного состава мы растворяем в царской водке — смеси азотной и соляной кислот. Потом во время процесса осаждения выделяется чистый золотой песок. Он плавится в большие слитки либо гранулы.
Сколько такого золота получается из килограмма лома?
— Из обычной 585 пробы получится 585 граммов чистого золота 999,9 пробы.

Золотой песок плавится в большие слитки чистого золота
Ювелирная «ёлочка»
И из большого слитка сразу же производят золотые изделия?
— Не сразу. Сначала художник-конструктор создает эскиз, потом каждую деталь этого эскиза проектирует в трехмерном изображении для 3D-принтера. А 3D-принтер выращивает из полимерного пластика заготовку — прототип будущего изделия. Эта технология обеспечивает высокую точность, так по частям можно создать изделие даже крупных размеров.

Жидкий воск для создания будущих золотых деталей заливается в резиновую пресс-форму
То есть ювелирные изделия изготавливаются из заготовки-прототипа?
— И вновь еще рано! (Улыбается.) Такой прототип является образцом для изготовления резиновой пресс-формы, в которую заливается жидкий воск. Потому что сначала создаются восковые модели будущих золотых деталей, которые напаиваются на такой же восковой сердечник. Далее эти будущие детали формуются специальной формомассой (гипсовой смесью) и прокаливаются в карусельных печах в течение 16 часов. Воск вытапливается, образуя полость. Гипсовая смесь при этом становится прочной как камень и может при заливке драгметалла выдержать очень высокие температуры. И вот только после этого мы можем на «ёлочке» (она называется блоком) увидеть будущие ювелирные изделия, например, из обычного сплава красного золота. Такая технология производства ювелирных изделий называется методом литья.

Ювелирные изделия «вырастают» на таких «ёлочках»
Что входит в сплав красного золота?
— 58,5% чистоты (чистого золота), 8% серебра, остальное — медь.
Золото на пробу
Можно ли по цвету изделия определить, что оно изготовлено из качественного золота?
— Цвет золота не означает, что оно действительно той пробы, за которую его могут выдавать. Например, европейцы предпочитают в основном золотые изделия 750-й пробы, цвет которых довольно яркий — близкий к лимонному. Но ювелиры начали в чистое золото добавлять другие легирующие добавки (не 8% серебра, а от 20% до 30%) и доводить цвет изделий из сплава золота 585-й пробы до цвета, близкого к 750-й пробе. Это пошло из Арабских Эмиратов, из Турции, Египта, а сейчас такие изделия производят все, потому что они стали очень популярны.
Так дешевле?
— Конечно, дешевле, ведь люди платят за них как за украшения из сплава 585-й пробы, а получают при этом сплав, визуально близкий к 750-й, где больше чистоты. Мы тоже уже прошли регистрацию такого сплава и также выпускаем подобные изделия.

«Ёлочки» из красного и белого золота
А можно сделать кольцо из чистого золота?
— Нет. Согласно ГОСТу на ювелирные сплавы, по которому работают и в Республике Беларусь, и в Российской Федерации, ювелирные изделия создаются только из специальных ювелирных сплавов 385-й пробы, 585-й, 750-й. Максимальная проба — 958-я. Ювелирное изделие 999,9-й пробы — 99,99%, червонное золото — по документации изготовить невозможно, оно не входит в ювелирный сплав по ГОСТу и из него сегодня нигде не делают ювелирные изделия. Но из червонного золота производятся мерные слитки: мы их изготавливаем для Национального банка и Министерства финансов Республики Беларусь, которые продают их населению через банки. Пропорции основных примесей также регламентируются ГОСТом. В красном золоте это медь и серебро. В сплав белого золота входит 58,5% чистоты, всё остальное — никель и цинк, серебра здесь уже нет.

Из червонного золота производятся мерные слитки, которые изготавливаются для банков
Не простое украшенье
Кроме метода литья, есть какие-то еще технологии производства?
— Для производства ювелирных изделий применяются четыре технологии. Кроме метода литья, их можно производить из проволоки: из нее мы делаем различные крючочки, соединительные колечки, оси для сережек и прочее. Из полосы изготавливаются в основном штампованные крестики, а из трубы — обручальные кольца.
Чтобы на них не было шва?
— Да. Когда наше производство только начиналось, мы брали проволоку и прокатывали ее на вальцах с определенным рельефом. Потом эта золотая проволока шла на специальный навивочный станок, где навивалась по определенному размеру будущего кольца, раскусывалась и спаивалась, получалось кольцо. Кольца из трубы делаются уже по другой, бесшовной технологии. Мы производим около 260 наименований обручальных колец как из белого, так и из красного золота, в том числе методом синтеринга.

Из проволоки производятся крючочки, оси для сережек и прочее; из полосы делаются штампованные крестики, а из трубы изготавливаются обручальные кольца
Что такое синтеринг?
— Технология спекания многоцветных золотых колец, когда два или три кольца одинакового размера соединяются вместе на плавильной машине без припоя. Получается двух- или трехцветный вариант обручального кольца.
Кольца из трубы более прочные?
— Конечно. Если шовное изделие, изготовленное из проволоки в мастерской, может лопнуть — или от деформации, или от некачественной пайки, то с бесшовным этого никогда не случится.

Кольца по бесшовной технологии делаются из белого и из красного золота, а также методом синтеринга
В руках мастера
На «ёлочке» уже фактически готовые золотые украшения, правильно?
— Каждый такой блок сначала проходит контроль пробы в лаборатории, где после анализа должны подтвердить соответствие данной пробы заявленной. Только тогда эти «ёлочки» будут демонтированы. После подтверждения пробы каждая деталь обкусывается и отправляется под индивидуальным номером в кладовую, становясь заготовкой из драгоценного металла. При этом на каждом этапе ее пути контроль качества продолжается, и если контролер обнаруживает какие-то дефекты, то эта заготовка уходит либо на доработку, либо на переплавку — в зависимости от дефекта.
А из кладовой?
— А из кладовой заготовки попадают в руки мастеров-ювелиров, причем все детали мастера получают комплектно, чтобы можно было собрать полноценное изделие. Ювелир обрабатывает специальными инструментами все поверхности — и гладкие, и рельефные; собирает изделие, выравнивает его, проверяя работу каждого замка (если это, например, сережка или цепочка), проверяет парность сережек, правильный размер кольца и прочее. Создание ювелирного украшения — крайне трудоемкий процесс, требующий внимания и концентрации, ведь каждое изделие должно быть обработано очень точно, в соответствии с эскизом и технической документацией. Потом ювелир сдает его в отдел контроля качества, где оно вновь проверяется и поступает на операцию «шлифовка».

Заготовки из кладовой попадают в руки мастеров-ювелиров
Куда девается золотая пыль?
— Возвратные отходы бывают двух видов. Первый — отходы, которые собирают рабочие на своих местах. Они накапливаются в определенных емкостях, а потом плавятся. По результатам лаборатории бухгалтерия производит расчет, сколько золота сдал каждый рабочий за отчетный период: на каждое изделие есть своя норма потерь. Второй вид отходов осаждается на пол в виде пыли. Поэтому вся вода после помывки пола собирается в специальную емкость и перерабатывается. В результате переработки золото вовлекается снова в оборот для изготовления изделий.

Готовые изделия шлифуют
Произведение искусства
Последняя операция — это шлифовка, я правильно понимаю?
— Да, готовые изделия шлифуют — руками или на роторных машинах, после чего они уходят на контроль и обязательное апробирование в Государственной инспекции пробирного надзора в Минске. Оттиск клейма инспекции пробирного надзора подтверждает содержание заявленного количества драгоценного металла в изделии. А потом изделия попадают либо на окончательную полировку, либо на закрепку драгоценных или полудрагоценных камней. Это тоже сложная операция: у мастера должен быть очень точный глаз и твердая рука. При этом мы крепим даже алмазы. А закрепить натуральный алмаз, который не имеет четкой конфигурации, четких понятных линий, тяжелее, чем обычные камни: фианит, изумруд, сапфир, аметист, топаз, гранат, агат, жемчуг и прочие.

Закрепка драгоценных или полудрагоценных камней производится вручную
Сколько ювелирных изделий производит ваше предприятие?
— Несколько десятков килограммов в месяц. И каждое из них — это произведение искусства, созданное ювелирами высочайшего класса!

История завода «Кристалл» начинается с первого белорусского бриллианта, который был огранен 27 декабря 1972 года. В настоящее время ОАО «Гомельское ПО «Кристалл» является ведущим в Республике Беларусь производителем ювелирных изделий, бриллиантов и алмазного инструмента. В качестве управляющей компании оно входит в государственный ювелирный холдинг «Кристалл-Холдинг»; с 2013 года включено в список привилегированных клиентов самой крупной в мире алмазодобывающей компании АК «Алроса», который включает только около 40 компаний в мире, объединенных в Alrosa-Alliance.
Материал создан по итогам поездки в Гомель, организованной Туристическим кластером Санкт-Петербурга и СЗФО. Об этой поездке и о том, как развивается турпоток между Россией и Беларусью, можно прочитать в статье «Рукой подать. Беларусь и Россия готовы обмениваться туристами»