Юлия Пашковская: "Уход международных сетей может изменить туристический имидж Петербурга"
Новый проспект
Интервью

Юлия Пашковская: "Уход международных сетей может изменить туристический имидж Петербурга"

Прочитано: 303

Юлия Пашковская, генеральный директор Гранд Отеля Европа, поделилась с «Новым проспектом» воспоминаниями об «интуристовской» юности, об опыте открытия отеля с нуля и рассказала о том, почему не разочаровалась в гостиничном бизнесе, работая в нем почти 30 лет.

Заманчивый мир «Интуриста»

Юлия, люди по-разному приходят в отельную индустрию. Насколько я поняла, вы окончили филологический факультет СПбГУ. Как оказались в гостиничном бизнесе?

— Да, я окончила английское переводческое отделение филфака, и для студентов нашего факультета университет предоставлял возможность работы в «Интуристе»: мы могли отучиться на курсах этой компании и отработать там практику гидом-переводчиком. Это было, в общем-то, по желанию, добровольно, но все с удовольствием туда шли, ведь, по сути, тогда это было единственной возможностью поговорить с иностранцем — настоящим носителем языка. Вот тогда я и открыла для себя этот туристический мир! (Улыбается.) И, хочу сказать, по сей день продолжаю петь дифирамбы системе «Интуриста».

Настолько качественной она была?

— Шел 1993 год, и без факсов, без интернета и, разумеется, без мобильных телефонов система работала как часы, фактически лишь на каких-то телексах и стационарных звонках. И еще была куча бумаг, с которыми ты ездил. Но всё это работало: люди заселялись в отели, ездили на экскурсии, ходили в рестораны. То есть система была крайне отлаженной, логистика четкой, и ты всегда знал, что если вдруг что-то пошло не так, то система тебя выправит, поможет, и клиент в большинстве случаев даже ничего и не поймет. Это была прекрасная школа, которая мне и показала мир туризма и отелей. Тем более что просто так тогда в гостиницу, где проживали иностранцы, было не попасть, и, не будучи гидом-переводчиком, я и не попала бы.

«Гранд Отель Европа» с высоты птичьего полета

Нужен был пропуск?

— Да, нам выдавали удостоверения-пропуска, и мы могли воспользоваться услугами любого ресторана, куда тоже просто так попасть было нельзя. А цены в них тогда были немного другие: например, ужин в формате шведского стола в «Пулковской» и «Прибалтийской» стоил около 4 рублей. Шведские столы в этих гостиницах поражали своей изобильностью, ведь там ужинали и обедали фактически только иностранные гости.

Иностранцы тогда кардинально отличались от нас, советских людей?

— Конечно, они были из другого мира, который мы воспринимали, наверное, немного отстраненно. Когда они рассказывали, куда ездили в отпуск — в Испанию, Грецию, — я это воспринимала так, как если бы сейчас мне сказали, что летали на Луну. Для нас за этим не стояло никакого опыта и никаких впечатлений, это были просто слова.

А как они воспринимали нашу тогдашнюю действительность? Наши 90-е годы не очень-то привлекательное время…

— Абсолютно спокойно. Но ведь туристы никакой «изнанки времени» и не могли видеть: программа и групповых, и индивидуальных туристов всегда была очень четко выстроенной, и свободного времени у них фактически не оставалось. Мне кажется, что большинство туристов воспринимало нашу страну просто как еще одно прекрасное экзотическое государство, где к тому же можно увидеть мировые шедевры.

Фасад гостиницы по Невскому проспекту. Начало XX века

В системе «Европы» с первых дней работы

Как же вы попали в гостиницу?

— Первым отелем, где я работала, стал отель «Олимпия», расположенный на норвежской нефтяной барже. Он служил тренировочной базой для открытия в 1991 году Гранд Отеля Европа. И когда это открытие произошло, весь персонал с баржи-отеля «Олимпия» красиво переехал в Гранд Отель Европа, который стал первым отелем в Петербурге под управлением иностранного менеджмента. После этого «Олимпию» немного реконструировали, вдвое уменьшив количество номеров, и она вновь заработала в преддверии Игр доброй воли, проводимых летом 1994 года. В это же время открылись еще два отеля: плавучий отель «Коммодор» (мы стояли с ним по соседству) и «Коринтия Невский Палас».

То есть опосредованно вы начали свою карьеру с «Гранд Отеля Европа»?

— И даже не опосредованно (улыбается). Это было совместное предприятие (оно так и называлось — СП «Европа Отель»), куда входил пятизвездочный Гранд Отель Европа и четырехзвездочная «Олимпия», куда я пришла старшим смены на ресепшн.

Лобби-бар Гранд Отеля Европа

Сразу старшим смены?

— Да, потому что у нас была очень глубокая, детализированная, подробная программа обучения, и людей действительно набирали без опыта, но сразу распределяли по должностям, от линейного персонала до менеджеров среднего звена. Потом я ушла в отдел продаж и маркетинга, а в конце 1994 года этот отель закрылся…

И, по идее, вы могли бы перейти в Гранд Отель Европа…

— Мне, безусловно, этого хотелось, но судьба на тот момент сложилась иначе. Я себе сказала «не надо волноваться, если мне суждено работать в отеле, я всё равно буду в нем работать» и с легким сердцем ушла в страховой бизнес (смеется).

Номер 105 Гранд Отеля Европа, в котором в 2004 году останавливался тенор Лучано Паваротти, теперь носит его имя

С филологическим образованием?

— Поэтому в 1995—1996 годах я отучилась в Стокгольмском университете на отделении банковского дела и финансов, получила степень MBA в области экономики. А по окончании обучения решила, что пора возвращаться в отель, и стала менеджером отдела бронирования отеля «Коринтия Невский Палас».

Притяжение мира отелей

Не смущала довольно низкая должность?

— Я изначально была настроена на то, что это временно, тем более что выбор был не особенно велик: идти в банк на нулевую позицию и бумажную работу или на живую работу в отель. Я решила, что лучше поработаю в отеле, пусть пока и на такой должности.

Не прогадали?

— Нет, конечно. Через полгода я стала заместителем директора по продажам и маркетингу, а через год была назначена на должность директора отдела продаж и маркетинга. В общей сложности я там проработала почти 8 лет, пока в 2004 году меня не пригласили готовить к запуску отель «Кемпински Мойка 22», предложив стать заместителем генерального управляющего.

Чаепитие в Гранд Отеле Европа

Сколько человек работало в этом отеле изначально?

— Очень мало! Сначала мы были вдвоем с генеральным, потом нас стало человек шесть. К нам добавились начальники основных отделов: отдела приема, хозяйственной службы, отдела кадров, директор по закупкам. Но даже столь малыми силами мы смогли заказать фактически всё, что было необходимо для существования гостиницы: посуду, белье, форму и прочее. В этом отеле я работала 2 года: год он открывался и год вставал на ноги.

Что побудило уйти?

— Приглашение, от которого я не могла отказаться: меня пригласили стать заместителем генерального менеджера Гранд Отеля Европа, и в мою ответственность входил отдел продаж и маркетинга. Поработав 3 года, я перешла на должность управляющего.


«Кандинский» — один пяти люкс-апартаментов Гранд Отеля Европа, выполненных в духе русского авангарда

Выйти из-за спины гендиректора

В чём особенности управления Гранд Отелем Европа?

— В том, что это историческое здание, и у нас есть охранные обязательства. А так как номера всё равно периодически необходимо обновлять, любой косметический ремонт мы согласуем с КГИОП (комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. — Прим. «НП»), в связи с чем немного увеличивается документооборот. Но всё это давно стандартизировано, проходит в рабочем режиме и никаких проблем не вызывает. Когда мы проводили реконструкцию 114 номеров делюкс, мы это делали совершенно спокойно.

Вам часто приходится обновлять номера?

— Нет, не часто, но, конечно, мы должны понимать реалии времени и учитывать современные требования гостей. Например, теперь для гостей очень важно, чтобы розетки были расположены близко к кровати, ведь им необходимо заряжать свои гаджеты. И в тех номерах, где таких розеток не было, мы их поставили. Но для этого разрешения от КГИОПа не требуется (смеется).

Люкс-апартаменты «Империал» площадью 350 м²

Что для вас изменилось с вступлением в 2020 году в должность генерального директора отеля?

— Технический перечень обязанностей изменился не кардинально, а вот чувство ответственности выросло в десятки раз. Ведь одно дело быть, по большому счету, только исполнителем, пусть даже инициативным, но прекрасно понимающим, что ты всегда у кого-то за спиной, и другое дело из-за этой спины выйти, подставив свою. Это, конечно, накладывает психологический груз ответственности и вызывает ощущение меньшей защищенности.


Нулевой загрузки не было никогда

И вы вышли из-под этой защиты именно в 2020 году. Успели хотя бы свыкнуться с грузом ответственности?

— У меня уже не было времени свыкаться: мы продолжали работать, не закрываясь ни на один день.

А думали о возможности закрытия?

— Я всегда считала, что какими бы ни были управляющая компания или собственник, отель в центре города, на Невском проспекте, работать должен: его уж точно не закроют и окна не заколотят. А вот тут мы были очень близки к тому, что заколотят (улыбается). Еще в феврале в отеле гостили наши итальянские коллеги, которые говорили нам, что у них происходит что-то непонятное. А ближе к апрелю представители нашего головного офиса спросили о том, какой у нас приготовлен план на случай нулевой загрузки. Меня этот вопрос настолько обескуражил, что я не смогла скрыть недоумения: как это в нашем отеле в преддверии весеннего сезона и майских праздников будет 0% загрузки?

Ресторан «Европа»

И нуля действительно не было?

— Нуля не было, но был период, когда мы жили с загрузкой 1%: в отеле жили три гостя.

А план-то на этот случай у вас всё-таки был?

— Был только жесткий контроль расходов, потому что расходная часть стала превалировать над доходной, которой фактически не было.

Как вы считаете сейчас, когда мы все приспособились к пандемии и можем спокойно оглядываться назад: а, может быть, лучше было закрыть отель на какое-то время?

— Нет. Можно было закрыть отель и не иметь этих троих гостей, но мне кажется, для очень многих жителей города знание того, что Гранд Отель Европа открыт, было хорошей психологической поддержкой. Опять же, если говорить о финансовой стороне вопроса, то ведь поддержание жизнеобеспечения здания всё равно требует определенного количества персонала, технической службы, службы безопасности. В любом случае невозможно уйти в нулевой расход. Поэтому я считаю крайне важным то, что мы остались открытыми: расход на троих гостей был минимальным, но это всех морально очень воодушевляло: отель жив, отель работает.


Гостей манит город, а не отель

2020 год стал провальным, а 2021-й?

— На 2021 год были свои надежды, но до пандемии 70% нашего бизнеса составляли всё-таки иностранцы. Они не вернулись, хотя какие-то иностранные гости уже начинали ездить: так, во время Чемпионата Европы по футболу у нас жила одна из иностранных команд, а в конце лета к нам заехала группа в сотню американцев. И к Новому году у нас тоже появились иностранные гости. Но на допандемийные позиции, конечно, вернуться мы не смогли.

Игроки сборной Словакии в Гранд Отеле Европа

А как изменил работу отеля 2022 год?

— Мы сейчас фокусируемся на российском рынке, на работе с регионами.

Но наши гости, наверное, не могут заменить иностранных с финансовой точки зрения?

— Вы знаете, сегмент гостей пятизвездочных отелей достаточно определенный. Даже до ковида у нас было два ведущих рынка — Россия и Америка: в 2010-е годы русских гостей у нас было примерно 25-30%, американских — 20-25%. Впоследствии доля американского рынка сократилась где-то до 12-16%, а русского осталась на том же уровне. И когда эти сегменты были плюс-минус одинаковы, то по комнатам, по номерному срезу русские гости тратили столько же денег, сколько и американские, а с точки зрения ресторанов иногда даже и больше. Поэтому этот сегмент русского рынка мы стараемся, конечно, сохранить. А что касается массового российского туризма, то да, наша ценовая категория для него всё же слишком высока.

Как же заманить в отель еще больше российских гостей нужного ему сегмента премиум?

— Заманивать нужно городом — Санкт-Петербургом, потому что в данном случае первично, конечно, направление. Хотя по статистике сейчас Петербург занимает одно из первых мест по туристической посещаемости. К сожалению, платежеспособность регионов разная, поэтому наш основной рынок — это Москва. И мы не готовы снижать цены, ведь это станет сильным ударом по нашим расходным статьям: поддерживать высокий уровень сервиса, высокий уровень продукта очень затратно.


Ресторан «Европа» в 1913 году

Соблазн сокращений

Как повлиял на гостиничный рынок Петербурга уход иностранных сетей?

— Пока еще никак. Пока никто этого не ощущает, но очевидно, что наличие западных сетей является подтверждением развитой инфраструктуры любого направления. Мы помним времена, когда в городе было буквально три-четыре пятизвездочных отеля: «Астория» без международного управления, «Невский Палас» и Гранд Отель Европа. Это говорило о неразвитости туристической структуры. И, к сожалению, уход международных сетей — это отсыл к прошлому.

Но время сейчас всё же другое. Могут ли собственники отелей нивелировать этот уход?

— Собственники отелей, безусловно, стали более опытными. Но, мне кажется, сейчас для них очень сложный момент, касающийся того, чтобы не поддаться соблазну сокращения каких-либо расходов. Потому что у международных компаний разработаны четко выстроенные стандарты, и собственник, приглашая к управлению своим отелем такую компанию, на это подписывается. А сегодня наступили тяжелые времена, и так как гостевая часть является одной из самых дорогих, то, к сожалению, может возникнуть соблазн что-то в этом отношении подсократить, зная при этом, что с тебя не будут жестко требовать, и искренне думая, что скорость полета при этом вроде бы измениться не должна. И это, конечно, не очень хороший путь.

Конфеты собственного приготовления

А скорость полета незаметно изменится, правильно?

— Да, и я это очень четко заметила, когда была в Москве. В этом году загрузка московских отелей очень сильно упала, и прямо-таки чувствуется, как на гостях начали экономить. Поэтому уход международных цепочек может изменить имидж Санкт-Петербурга как туристического направления.


Отель как стиль жизни

За почти 30-летнюю жизнь в гостиничном бизнесе вы не разочаровались в выбранном пути?

— Нет! Смотрите, с одной стороны, мы существуем в определенном замкнутом пространстве, у нас, можно сказать, натуральное хозяйство (улыбается). С другой стороны, это постоянное общение с людьми: с гостями, сотрудниками, клиентами. То есть это работа, которая никогда не кажется скучной. Жизнь в отеле очень живая и динамичная, и на каком-то этапе для сотрудников отель перестает быть просто местом работы и становится стилем жизни.

У вас очень красивый отель! С красивой историей…

— Спасибо! Этот отель всегда жил историей страны. В 2025 году ему исполнится 150 лет, и он всё это время шел нога в ногу со всеми событиями, которые переживала Россия, но, несмотря ни на что, оставался отелем. Единственный период исключения — это период с 1941 по 1943 год, когда здесь был госпиталь. История отеля настолько богата, что мы не перестаем делать открытия. Периодически открываются какие-то новые страницы жизни, факты, истории, предметы интерьера, о которых мы не знали. Это удивляет и радует — постоянно.

справка нового проспекта

Юлия Пашковская родилась в Ленинграде. Окончив филологический факультет СПбГУ, она в 1993 году начала работать в гостиничной индустрии, а в 1994 году — в плавучем отеле «Олимпия», входившем в СП «Европа Отель», в которое входил и пятизвездочный «Гранд Отель Европа». В 1995—1996 годах продолжила образование в Стокгольмском университете на отделении банковского дела и финансов, получив степень MBA в области экономики. В 1996 году стала менеджером отдела бронирования отеля «Коринтия Невский Палас», через полгода — заместителем директора по продажам и маркетингу, а в 1997 году — директором отдела продаж и маркетинга. В 2004 году Юлию Пашковскую пригласили готовить к запуску отель «Кемпински Мойка 22» (сейчас — «Гранд отель Мойка 22») в должности заместителя генерального управляющего. В 2006 году она стала заместителем генерального менеджера Гранд Отеля Европа, в 2009 году — управляющим отеля, а в 2020-м — генеральным директором.

Гранд Отель Европа, отель Belmond, открытый в 1875 году, — старейшая гостиница класса люкс в Санкт-Петербурге, расположенная на углу Невского проспекта и Михайловской улицы. Здесь император Николай II чествовал принца Сиама, ужинал П.И. Чайковский, давал концерт сэр Элтон Джон и пела Уитни Хьюстон. Здание отеля с пышным фасадом в стиле необарокко, оформленное архитектором Людвигом Фонтана, является памятником архитектуры. Знаменитое витражное панно «Аполлон на колеснице», витражный потолок, изящная деревянная резьба в стиле модерн украшают ресторан «Европа», выполненный по проекту архитектора Карла Маккензена и открытый с 1905 года.


гостиничный бизнес отели
Другие статьи автора Читайте также по теме
Китай с 6 февраля возобновит туристические поездки организованных групп в Россию и некоторые другие страны. «Новый проспект» узнал, готовы ли петербургские отели к встрече гостей из Поднебесной и как вообще можно подготовиться к приему китайских путешественников.
Владелец и генеральный директор пятизвездочного отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы рассказал «Новому проспекту», какие преимущества гостиничной отрасли дает глубокий экономический кризис и зачем в отеле повышать цены, ограничивая загрузку.
Уходящий год представители гостиничной индустрии оценивают позитивно. Отелями наконец-то заинтересовались местные жители: они стали проводить в гостиницах уикенды, считая их своим маленьким отпуском. «Новый проспект» узнал, с каким настроением отельеры смотрят в будущее.

В России сотрудники IT-компаний смогут брать льготную ипотеку до исполнения 50 лет
31.01.2023
Петербургский Джонни Депп потребовал от Первого канала 10 млн рублей за отказ называть его по фамилии
31.01.2023
Смольный приватизирует мусороперерабатывающий завод в Янино
31.01.2023
Простой на заводе Hyundai в Петербурге продлен еще на месяц
30.01.2023
Завод "Автотор" приступает к сборке китайских автомобилей. В планах — несколько брендов
30.01.2023
В Петербурге появятся еще три газозаправочные станции в разных районах
30.01.2023
В Петербурге на бывшем складе "Юлмарта" собираются производить беспилотники
30.01.2023
Олег Газманов получил 17 млн рублей на создание базы патриотических песен
30.01.2023
Российских туристов в Греции и на Кипре стало меньше на 80-90%
30.01.2023
Новый учебник истории со спецоперацией может появиться в школах со следующего года
30.01.2023
На "АвтоВАЗе" возник дефицит краски для автомобилей
30.01.2023
Отсрочки для многодетных отцов по призыву во время мобилизации сохраняются
30.01.2023
ФСБ задержала троих восьмиклассников за теракт на железной дороге
30.01.2023
В России создают еще одного крупного дистрибутора электроники
30.01.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки