Владимир Гурьев: «Риск для бизнеса постоянный, но нужно больше оптимизма»
Владимир Гурьев, собственник торговой DIY-сети «Вимос», рассказал «Новому проспекту» о происхождении названия компании, импортозамещении в сегменте строительных материалов, расширении производства и планах по открытию новых магазинов.
Владимир Васильевич, в первом квартале большинство компаний подводит итоги прошлого года. Расскажите о ваших результатах, какой была инвестпрограмма?
— За прошлый год наш товарооборот вырос до 13,5 млрд рублей. Инвестиции составили около 500 млн рублей. Эти средства мы вкладываем в развитие компании и комфорт сотрудников. В частности, мы постоянно обновляем автопарк: закупили еще три единицы большегрузной техники из Китая. Европейских и американских машин в России у нас уже нет.
Также мы очень продвинулись в IТ-направлении — инвестировали более 50 млн рублей в установку нового программного обеспечения, для того чтобы оперативно взаимодействовать со всеми подразделениями компании. А для ускорения сервиса обслуживания покупателей мы разработали и внедрили собственные приложения вроде «Комплектовщик заказов» и собственное программное обеспечение, которое отменило бумажные отчеты и сокращает время на анализ данных по работе фирмы. Мы также работаем с искусственным интеллектом в области ценообразования.
Как развивалась сама торговая сеть, открывали ли вы в прошлом году новые магазины?
— Да, мы открыли один новый супермаркет площадью 3 тыс. м2 в пос. Свердлова. Это один из наиболее востребованных сейчас форматов. Хотя в целом у нас мультиформатная сеть. Мы объединяем гипермаркеты, супермаркеты и минимаркеты. Например, в Колпино и Новгороде работают магазины площадью более 6 тыс. м2 — это наши гиперы. Есть также магазины площадью по 500 м² и 800 м². А Ломоносовском районе Ленобласти у нас работает магазин площадью 900 м².
Какие у компании планы на 2024 год? Будут ли инвестиции в этом году?
— Мы хотим увеличить товарооборот минимум на 15%, увеличить количество собственного автотранспорта и, конечно, расширить свое присутствие на рынке DIY. Мы строим новый магазин в Тосно, а также расширяем и модернизируем магазины, которые работают более 15 лет. Они требуют обновления всего, в том числе торгового оборудования.
Ваша сеть представлена в основном на Северо-Западе. Есть ли планы по выходу в другие регионы?
— Пока нет. Северо-Запад еще не весь охвачен, так что и здесь работы достаточно.
Как на вашей работе отразился экономический кризис, связанный с началом СВО?
— Все столкнулись с этой проблемой, мы не исключение. Не скажу, что всё плохо. Прослеживается общая тенденция роста спроса на пиломатериалы и на другие строительные товары.
Были ли сложности с заменой поставщиков на фоне санкций?
— Наша компания на рынке уже 32 года, и ассортимент мы обновляем постоянно. Стараемся предлагать товар, исходя из новых тенденций. Но на самом деле поставщики у нас практически не поменялись, ведь они сами меняются и совершенствуются. Было несколько иностранных партнеров, но их уже заменили российские производители. Импортозамещение не стоит на месте, и оно очень помогает в работе. Сложности бывают, но мы их преодолеваем.
Многие говорят о том, что повышение ключевой ставки Центробанка негативно сказывается на развитии бизнеса. Отразилось ли оно на работе вашей компании?
— Отразилось, конечно. Мы, например, берем кредиты только для пополнения оборотных средств. А в свое развитие инвестируем самостоятельно. Если ставка не понизится, а нам нужно будет взять кредиты, будем брать на тех условиях, которые предложат коммерческие банки. Но мы не одни такие, так что приспособимся.
Сегодня рынок испытает кадровый дефицит в разных сегментах. Есть ли у вас в компании проблемы с кадрами?
— Вы сами говорите, что весь рынок в дефиците. Мы не исключение.
Как вы справляетесь с этой проблемой?
— Семь лет назад, в 2017 году, на базе нашей компании мы открыли свой корпоративный учебный центр, где обучаем сотрудников рабочим профессиям, чтобы повысить их квалификацию и переподготовить для работы в сфере торговли. Обучаться могут люди, пришедшие в нашу сеть из других сфер. Причем они учатся не просто так, а получают стипендию. За прошлый год мы заключили более 3 тыс. договоров на оказание образовательных услуг за счет средств компании. Сегодня у нас действуют семь востребованных в торговле образовательных программ. Но мы не стоим на месте, постоянно расширяем диапазон обучения.
Расскажите, пожалуйста, о вашем собственном производстве стройтоваров. Где оно находится?
— Оно находится в пос. Сиверский Гатчинского района Ленобласти. Там расположены завод по изготовлению железобетонных изделий, цех металлообработки и производство плодородной земли. Завод производит бетонные блоки, строительные конструкции, ворота, калитки, грунты и многое другое. Планируем расширять на этой площадке производство тротуарной плитки. Для этого закупаем дополнительное оборудование.
Были проблемы с закупкой оборудования на фоне санкций?
— Нет, мы приобретаем отечественное оборудование, которое не уступает зарубежному по функционалу. Недавно без проблем приобрели новую линию на Урале.
Что даст заводу расширение?
— За счет установки новой линии выручка всего производственного комплекса увеличится с 500 млн рублей до 700 млн рублей в год. А объемы производства плитки вырастут за счет увеличения ассортимента и увеличения выработки. Мы уходим от тяжелого ручного труда и хотим облегчить нашим сотрудникам работу. Сама плитка пользуется большим спросом в наших магазинах. Ее также применяют для благоустройства небольших муниципальных объектов: школ, детских садов. Мы планируем выйти с этой продукцией и на маркетплейсы.
В 2024 году «Вимос» отмечает 32 года. Как вы начинали бизнес? Что интересного можно вспомнить?
— В августе 1992 года фирма «Вимос» была зарегистрирована в налоговой инспекции. Первый магазин открыли во Всеволожском районе, в Токсово. Я с партнерами на тот момент купил там базу стройматериалов за $ 400.
А почему «Вимос»?
— Это аббревиатура из имен пяти партнеров, которые начинали бизнес: Владимир, Илья, Михаил, Олег, Сергей. Это первые учредители, с которыми я расстался спустя примерно 15 лет.
Почему расстались?
— Я никогда не стою на месте, для меня движение — это жизнь. А партнерам стало достаточно того, что уже можно не работать и не развивать бизнес дальше. На тот момент у нас было 10 магазинов стройматериалов, сегодня на территории Северо-Запада уже 45 магазинов. Не только в Петербурге и Ленобласти, но и в Псковской и Новгородской областях. И этого мало — мы планируем расширяться дальше.
Какие сложности возникали на старте бизнеса?
— Компания начала свое развитие в 90-е годы. Тогда все хотели легких денег, и самым простым вариантом обогатиться был рэкет. Два раза меня увозили на разборки бандиты, но я стоял до последнего, никому ничего не платил. Позже менялись законы, ужесточались правила игры. В связи с этим было много проверок пожарной, налоговой служб. Доходило даже до судебных разбирательств. Но все вопросы были решены согласно букве закона.
Что сейчас со спросом на рынке DIY в целом?
— Спрос достаточно стабилен и может увеличиваться. Активность на рынке соответствует сезонности: в январе-феврале спад, и мы работаем на грани убыточности, а с мая и по декабрь — оживление.
Запросы потребителей меняются. Люди хотят товары более высокого качества и улучшенный сервис. Хотят, чтобы магазин не просто продал товар, но и доставил его до двери дома. И мы развиваем это направление. Продаем даже мороженое и кофе для посетителей, чтобы им было комфортно совершать покупки и захотелось вернуться к нам.
Какие сложности есть сейчас в работе?
— Сложности, конечно, есть. По сути, риск постоянный, но что об этом говорить? Нужно больше оптимизма.
Можно ли ожидать сделок на рынке DIY в ближайшее время? Может быть, вы сами рассматриваете возможность покупки какой-то сети?
— Сейчас не рассматриваем. Но если предложение будет, обязательно рассмотрим. Пока мы строим магазины самостоятельно и иногда приобретаем отдельные объекты у собственников, которые хотят выйти из бизнеса.
А если вам предложат продать сеть «Вимос»?
— Если будет предложение, можем его рассмотреть. Все-таки бизнес создается для того, чтобы его потом продать. Хотя, конечно, «Вимос» — это мое детище.
Есть ли еще какие-либо увлечения помимо бизнеса?
— Охота и фотография. Охотой увлекаюсь уже 15 лет. Охочусь на разных континентах. Времени, конечно, мало, но я многое делаю по ночам, когда у меня творческий подъем. Делаю не только фото, но и коллажи из них.
Когда успеваете охотиться?
— Принцип такой: день работаешь — ночь охотишься, потом день работаешь — ночь спишь, и так чередуется. На охоте мы часто обсуждаем рабочие вопросы. Зачастую охота заканчивается вместе с отъездом деловых партнеров.
Торговый дом «Вимос» специализируется на продаже стройматериалов (формат DIY). Он принадлежит Владимиру Гурьеву и членам его семьи. Включает 45 магазинов строительно-отделочных материалов в Петербурге, Ленобласти, Великом Новгороде и Пскове. Общая площадь складов и магазинов — 70 тыс. м2, ассортимент — более 50 тыс. наименований. Предприятие стало первой торговой компанией Ленобласти, вошедшей в 2018 году в национальный проект «Производительность труда».
Владимир Гурьев родился в 1952 году в Ленинграде. В 1992 году основал и возглавил торговый дом «Вимос». В 2003 году был избран председателем Комитета по торговле, развитию малого и среднего бизнеса при Ленинградской областной торгово-промышленной палате. С 2011 года — член президиума правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Почетный предприниматель Ленинградской области.