Виктор Украинский: «Двойное налогообложение вейпов ставит нас в один ряд с Кенией»
Новый проспект
Интервью

Виктор Украинский: «Двойное налогообложение вейпов ставит нас в один ряд с Кенией»

Прочитано: 374
Виктор Украинский: «Двойное налогообложение вейпов ставит нас в один ряд с Кенией»

В прошлом году JUUL Labs вышла на российский рынок. Какие планы стояли перед компанией и удалось ли достичь плановых показателей?

— Да, нам удалось не просто уложиться в изначальные планы, а даже немного их опередить. Россия — один из ключевых рынков для нашей компании. Это связано с тем, что здесь очень высокая численность курильщиков — 38 млн человек, то есть почти 30% взрослого населения. Это большой рынок для нас. Интерес курящих людей к альтернативным технологическим решениям растет, и мы это видим на примере нашего продукта. Не раскрывая финансовых показателей, могу сказать, как увеличилось количество поисковых запросов о наших устройствах в системе «Яндекс»: сейчас их 67 тыс. в месяц, а ещё не так давно было 30 тыс.

И какова конверсия?

— Около 50% — это доля курильщиков, которые после знакомства с нашим продуктом отказываются от курения обычных сигарет.

Виктор, как вы познакомились с основателями компании, российский офис которой возглавляете?

— Меня в своё время пригласили на работу бывшие коллеги по предыдущим компаниям, которые на тот момент присоединились к JUUL. Так я возглавил российское представительство JUUL Labs. До этого 20 лет работал в различных международных FMCG-компаниях.

Как развивается компания в России?

— Мы начали с Москвы, сейчас идем в крупные города. В Санкт-Петербурге наша продукция представлена уже почти в 1 тыс. торговых точек. В следующем году мы намерены расширить покрытие в рознице в первую очередь в миллионниках: это Новосибирск, Екатеринбург, Казань. Краснодар — также одно из очень интересных направлений.

В августе этого года вы говорили о возможной локализации производства в России. Как обстоят дела с этими планами?

— Сейчас мы находимся в начале пути, но как только экономика позволит обосновать перенос производства на локальный рынок, мы начнем заниматься этим вопросом. Мы всегда говорили, что не против производства и создания рабочих мест. На данный момент девайсы и картриджи производятся в Китае, а никотиносодержащая жидкость — на собственных заводах в США, там же она заправляется в картриджи. То есть мы экспортируем продукцию JUUL в Россию уже из Америки.

На каких условиях компания ведёт бизнес в России?

— С организационной точки зрения это традиционная модель, которая используется большинством иностранных компаний: дочерняя компания с российским юридическим лицом и долевым участием нашей материнской компании. А с точки зрения бизнеса наша деятельность не отличается от работы JUUL в Великобритании, Италии, Израиле или Испании. Наша потенциальная аудитория — миллиард взрослых курильщиков в мире.

Какую долю рынка занимают электронные девайсы — заменители сигарет, с которыми вы делите нишу, и каков спрос?

— Мы определяем свою нишу как «продукты с потенциально сниженным риском». Это системы нагревания табака и электронные испарители, которые используют сходную с нашей технологию испарения никотиносодержащей жидкости. Пока альтернативные электронные продукты использует 2% взрослого населения РФ, это в 15 раз меньше, чем доля потребителей обычных сигарет. Продукция пониженного риска находится в начале пути своего развития. Ее потенциал довольно велик — мировой тренд на отказ от курения и табачного дыма устойчив. К сожалению, многим людям трудно резко взять и отказаться от сигарет: в 9 из 10 случаев курящий человек снова начинает курить. Большинство заболеваний от курения вызывают канцерогены, образующиеся при горении табака — этот факт признан и доказан всеми мировыми институтами здравоохранения. В электронных испарителях нет процесса горения.

Какова мировая практика перехода на электронные девайсы?

— Мне кажется, что мотивация всегда одна. Не стал бы искать разницу между жителем РФ, Великобритании или США. Наш потребитель — это взрослый человек, который курит и хочет избавиться от надоевшей привычки, но сразу это сделать не получается. В таких странах, как Великобритания, Канада, Новая Зеландия, электронные сигареты стали признанным инструментом снижения вреда для курильщиков, и органы здравоохранения этих стран официально рекомендуют переходить с обычных «горючих» сигарет на электронные, поскольку в них содержится многократно меньше токсичных веществ.

Сталкивались ли вы со случаями подделок ваших девайсов?

— К сожалению, сталкивались, как многие большие бренды. Мы постоянно отслеживаем появление такой продукции и сотрудничаем с правоохранительными органами на всех соответствующих рынках для борьбы с этой проблемой.

В СМИ регулярно появляется информация об опасности электронных сигарет. Из последнего: в середине сентября говорилось об исследовании Миранды Уин о том, что электронные сигареты чуть ли не «разрушают лёгкие». Как вы это прокомментируете?

— Всегда нужно обращать внимание на методологию и условия проведения подобных исследований. Например, при исследованиях in vitro концентрация никотина может быть увеличена в десятки тысяч раз либо же может исключаться воздействие воздуха. Чтобы возник эффект, о котором сообщает исследование, нужно, по сути, перестать дышать воздухом и непрерывно вдыхать в течение нескольких суток только аэрозоль для вейпа. Это невозможно в реальной жизни. Ведущие мировые организации здравоохранения, такие как Национальная академия наук США, Американское онкологическое общество и Служба общественного здравоохранения Англии, считают электронные сигареты предпочтительной альтернативой обычным. Минздрав Великобритании официально заявил, что вейпинг на 95% менее вреден, чем курение сигарет — позиция ведомства базируется на анализе обширного числа исследований, проведённых по всем объективным научным критериям.

Как вы можете прокомментировать ситуацию со вспышкой легочных заболеваний в США из-за нелегальных вейпов с каннабисом? Повлияет ли это на легальных производителей?

— Мы можем подтвердить, что никакие продукты JUUL не содержат тетрагидроканнабинола, каких-либо соединений каннабиса или компонентов витамина Е. Мы уделяем первостепенное внимание безопасности потребителей и тому, чтобы наши продукты были доступны только взрослым курильщикам, для которых они и предназначены. Такие случаи еще раз указывают на необходимость защиты рынка от нелегальной торговли и, в частности, от торговли запрещенными или особо контролируемыми веществами.

Недавно российский Минфин разработал поправки к налоговому кодексу, согласно которому уже с 2020 года акциз на электронные сигареты может быть установлен на уровне 50 руб. за устройство. Как инициатива повлияет на отрасль?

— На сегодняшний день это очевидное двойное налогообложение, потому что картридж нельзя использовать без устройства, а устройство — без картриджа. Мы понимаем, что государство стремится увеличить налоговую базу, с одной стороны, и видит перспективу развития категории — с другой. В этом, скорее всего, и заключается причина. Мы в этом плане встаем в один ряд с Кенией — единственным в мире государством, применяющим такой подход, а не с такой страной, как Италия — там, наоборот, применяется пониженная ставка акциза на никотиносодержащие жидкости. В Европе никто не думает о том, чтобы вводить акциз на устройство.

Государство вообще идет навстречу производителям электронных устройств?

— Регулирование отрасли сейчас активно обсуждается. Мы, как ответственные игроки, выступаем за то, чтобы регулирование было разумным. Главное, чего хотелось бы избежать в регулировании, чтобы люди, которые уже отказались от обычных сигарет в пользу электронных, не были бы загнаны обратно в курилки и не испытывали проблемы пассивного курения. Это может побудить их вернуться к обычным сигаретам, и в этом я вижу определённый риск. Курящие люди должны иметь возможность получать информацию об электронных сигаретах как о разумной альтернативе курению, но при условии ограничения доступа к ним несовершеннолетних.

Мы активно выступаем за введение федерального запрета на продажу электронных сигарет людям моложе 18 лет. В Петербурге, кстати, немногие продавцы знают, что уже 2 года в городе действует локальный закон, ограничивающий продажу такой продукции. Локальные ограничения действуют на данный момент в 42 из 85 регионах России. По нашим наблюдениям, более половины ретейлеров в этих регионах об ограничениях ничего не знают. Проблема есть, и ее нужно решать. Когда примут единое федеральное законодательство, оно введет более серьезную ответственность за нарушение, и это повысит дисциплину торговых точек.

Пока запрета нет мы идем на опережение и добровольно внедряем возрастные ограничения: указываем на пачке, что продукт содержит никотин и не предназначен людям моложе 18 лет, требуем от всех продавцов JUUL проверять документы у покупателей, которые выглядят моложе 18-20 лет, а соблюдение этого требования постоянно проверяем с помощью «тайных покупателей». Если видим нарушения — проводим работу с точкой, а при повторных нарушениях вводим санкции. Мы сознательно ограничиваем продвижение продукта, отказываясь от работы с блогерами, селебрити и от широкой рекламы, чтобы о JUUL знали только взрослые курильщики. Если встанет вопрос, чему отдадим предпочтение — увеличению продаж в той или иной точке или ограничению продаж несовершеннолетним, мы выберем последнее. Это наш приоритет.

В таком случае каверзный вопрос: есть категория подростков, которые уже подсели на сигареты, а теперь не могут бросить. Как быть с такими случаями?

— Это сложный морально-этический вопрос. Наша аудитория — это исключительно взрослые курильщики, которые хотят, но не могут сразу бросить курить. Подростки не должны иметь доступа к никотину ни в какой форме, и оградить их от этого — совместная задача родителей, регуляторов и ответственных участников рынка.

А каким законодательством сегодня регулируется оборот электронных сигарет и нагреваемого табака?

— Сегодня этот вопрос не регулируется никак. Государство пытается понять, с чем имеет дело, чтобы выработать подход к регулированию рынка. Необходимо, чтобы проводилось как можно больше научных исследований. Первая ласточка — это исследование Всероссийского научно-исследовательского института табака и табачной продукции, которое установило, что в аэрозоле электронных сигарет содержание ключевых токсичных веществ на 80-95% меньше, чем в сигаретном дыме. Мы выступаем за то, чтобы таких исследований — и клинических, и поведенческих — было намного больше. Это даст научную основу для эффективного регулирования новой отрасли.

Какие у вас, как у директора российского JUUL, есть пожелания к нашим органам законодательной власти?

— Пожелание такое: ввести разумное регулирование, которое будет предполагать доступ взрослых курильщиков к информации об альтернативных никотиновых продуктах и содержать четкие критерии качества этих продуктов. Регулирование должно базироваться на научных фактах, а не на диких гипотезах, которые сегодня строятся в изобилии. Будут исследования — многое станет очевидно, и споры утихнут. Я очень надеюсь, что наша продукция не будет ограничена так же жестко, как табак, вред которого полностью доказан и не вызывает сомнений.

Справка НП:

Виктор Украинский окончил Саратовский государственный медицинский университет. В течение 5 лет работал врачом-кардиологом в Саратове. Позднее строил карьеру в FMCG бизнесе, более 20 лет трудился в таких компаниях, как British American Tobacco и Red Bull. В июне 2018 года возглавил российское подразделение JUUL Labs.

Компания JUUL Labs основана в 2015 году Адамом Боуэном и Джеймсом Монзисом. Штаб-квартира расположена в Сан-Франциско, а представительства работают более чем в 15 странах мира. К 2018 году JUUL Labs стала крупнейшим производителем электронных систем доставки никотина, заняв 70% рынка электронных сигарет. Выручка компании превысила $1 млрд. Сейчас компания на 35% принадлежит крупнейшему мировому табачному холдингу Altria.

В октябре 2018 года компания вышла на российский рынок через юридическое лицо ООО «Джуул лабс ру» (по данным СПАРК, на 99% принадлежит «Джуул Лабс ЮК Холдко Лимитед», Великобритания, на 1% — частной компании «Джуул Лабс Сингапур Холдко ПТЕ. Лтд.», Сингапур). Продукция JUUL Labs в России представлена более чем в 8,2 тыс. точек в Москве, Петербурге, Краснодаре и др.


вейпы Виктор Украинский табачная отрасль электронные сигареты
Обсудить
Другие статьи авторов Читайте также по теме

С 16 октября Тунис отменяет карантин для туристов
15.10.2021
ЦДС построит 77 тыс. м2 жилья в Мурино
15.10.2021
У представителей бизнеса спрос на отели в Петербурге почти вернулся на уровень 2019 года
15.10.2021
В реестре иноагентов Минюста появились юрлица-издатели Росбалта* и Репаблик*
15.10.2021
Италия может признать российскую вакцину от ковида
15.10.2021
IKEA предупредила о дефиците продукции
15.10.2021
Где в Москве арендовать самое дешевое жилье
15.10.2021
Патриот-реконструктор Бараненко арестован: ему грозит до шести лет лишения свободы
15.10.2021
Герой «Фото недели» Александра Петросяна камерунец Зомо пропал на белорусско-польской границе
15.10.2021
В Петербурге добровольцы получили первую дозу новой вакцины от коронавируса "Бетувакс"
15.10.2021
Яндекс начал маркировать сообщения СМИ, признанных иностранными агентами
15.10.2021
Федеральные компании заняли свою нишу на машиностроительном рынке Татарстана
15.10.2021
Табачный гигант "Филип Моррис" закрывает фабрику в Краснодаре
15.10.2021
Биткойн-биржа Coinbase создает NFT-маркетплейс
15.10.2021
Члены СПЧ предлагают изменения в закон об иностранных агентах
15.10.2021
В Петербурге отменили культурный форум
15.10.2021
Консорциум «ОБЪЕДИНЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС» подписал соглашение о партнерстве с АО «Центр технологий судостроения и судоремонта»
15.10.2021
Две трети россиян считают, что у людей нетрадиционной ориентации должно быть меньше прав
15.10.2021
Курс биткоина резко пошел вверх
15.10.2021
В России установлен антирекорд по смертности от ковида
15.10.2021
Ивану Сафронову запретили переписку в СИЗО
15.10.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки