Вадим Чернушкин: "У каждого материала должен быть альтернативный поставщик"
![](/assets/cache/image/filesmanager/2024/07/07/0/bf220dbff92726f15815412d34d90598-um13i04frwm0m3sx15nejzsv6gv1w9ks.76f0e4ee.webp)
Российские деревообрабатывающие предприятия приспосабливаются к жизни под санкциями, и производители мебели не исключение. Какие уроки вынесли мебельщики из внезапно грянувших тотальных ограничений, как уход IKEA повлиял на развитие отечественной мебельной отрасли и чем петербургский рынок отличается от всех остальных, в интервью «Новому проспекту» рассказал Вадим Чернушкин, исполнительный директор одного из крупнейших производителей мебели в России, компании «Ангстрем».
Неприятные санкции
Вадим, как чувствует себя ваша компания спустя 9 месяцев санкций? Удалось ли нивелировать их последствия?
— Хотелось бы сказать, что санкции мы на себе не ощутили, но, к сожалению, это не так. Да, прямого давления на компанию нет. Но косвенно, через определенные запреты, ограничения поставок материалов и оборудования, санкции на нас сказались, и это ощущается до сих пор. В марте, когда всё начиналось, мы подстраховали себя там, где ожидали проблем. В чём-то это помогло, где-то мы, что называется, подули на воду, но, как показало время, были и вещи, которые мы не предусмотрели. По факту сейчас продолжаем бороться с этими проблемами.
По вашей оценке, с чем уже удалось справиться полностью или почти полностью?
— Удалось наладить поставки лакокрасочных и отделочных материалов, клеев для изготовления фасадов. Казалось бы, такие элементарные вещи, но и с ними на первых порах были проблемы, приходилось быстро-быстро искать аналоги. И это было сложно. В итоге наладили поставки из Турции, Китая, где-то нашли альтернативные варианты поставок оригинальной продукции. К тому же еще в марте мы по некоторым позициям закупились с запасом, никто же не знал, куда ситуация качнется. Например, когда обсуждали возможный уход с российского рынка европейской фурнитуры, то смотрели в Турцию и Китай, закупили партии комплектующих там, сейчас используем их у себя в линейках продуктов экономсегмента. Так что с точки зрения материалов и комплектующих санкционное давление не стало серьезным ограничивающим фактором, скорее это неприятно, без него жилось бы легче.
![](/assets/cache/image/filesmanager/2024/07/07/0/76b6476e30f0d2a9418fcd0082845cf3-463s2vr90docg2m7vb73elho6snxvdu1.6630f9c3.webp)
Какой способ налаживания цепочек поставок в итоге оказался самым рабочим: поиск аналогов необходимого или все-таки альтернативных путей доставки «привычных» материалов?
— В разных направлениях по-разному, единого верного ответа для себя мы не нашли. Но зато вынесли урок: у каждого материала должен быть альтернативный поставщик. Мы над этим работаем, но даже спустя 9 месяцев для нас это не так. Позиции, по которым мы еще не нашли альтернативных поставщиков и которые для нас критичны, поддерживаем: увеличиваем запасы у себя на складах, чтобы, если что-то снова случится, на производство бы всё это поступало.
К станку
То есть проблемных зон нет?
— К сожалению, есть. Это всё, что связано с оборудованием. Здесь нам повезло, потому что бо́льшую часть оборудования для нового проекта, фабрики фасадов, мы успели закупить и привезти до всех событий. То, что было в пути в «час икс», с небольшими задержками тоже благополучно доехало. Остались буквально единицы станков, которые мы бы и хотели закупить сейчас, но — увы… Проблемы не только с закупкой оборудования, но с обслуживанием. Здесь всё началось еще до февраля. Мы, например, уже скоро как год не можем получить запчасти от поставщика из Австрии, хотя тот станок на гарантийном обслуживании. Это нас огорчает.
![](/assets/cache/image/filesmanager/2024/07/07/0/b1a1844fdd1be2e34ee351a4aec2fcde-otylap2qvj1acz25x8vm2v93x9hnhbzl.e102c4dc.webp)
Это какой-то ключевой станок?
— Нет, с его помощью мы хотели расширить производственные мощности, выйти на другой уровень. На текущую деятельность компании его простой не влияет, у нас есть дублеры. В целом ситуация терпимая, работаем, чтобы разрешить проблему, и надеемся поставить точку в этом вопросе.
Трудности перехода
Удалось ли найти аналоги ушедшего импорта в России?
— Как сказать… Мы точно искали, но внутри страны смогли найти менее четверти необходимого. Из удачных примеров — смогли заместить отечественной продукцией декоративную фурнитуру и ряд элементов декора, которые раньше закупали в Европе. А вот что касается функциональной фурнитуры (петель, направляющих и так далее), то здесь у российских производителей, скажем так, большие перспективы развития. Есть у нас недалеко, в Курской области, завод по производству фурнитуры. Мы вышли на них с конкретным предложением, чтобы они рассмотрели возможность изготовления хотя бы части фурнитуры у себя. Но они отказались, ответили, что у них сейчас недостаточно оснастки для изготовления того, что нам требовалось.
![](/assets/cache/image/filesmanager/2024/07/07/0/832e9c14a0d4faa1e2739f9a5c0edc68-lhbgx825w4gq7hf9mcp235pb56ihjn3s.01f66cc9.webp)
Не возникает ли у производства сложностей при переходе с ранее используемых комплектующих на аналоги? Они же, наверное, не идентичны оригиналам?
— На этот случай у нас есть дублирующая техническая документация, и это тоже часть той большой работы, что мы проделали за девять санкционных месяцев. Если какого-то вида фурнитуры вдруг не станет, а дублирующая будет отличаться, например, по посадочным гнездам, у нас на этот случай готов план Б. Это позволит быстро отреагировать на ситуацию и не тормозить производство.
«Ангстрем» сегодня — это:
- ● 5 фабрик, 175 тыс. м2 собственных производственно-складских площадей;
- ● 12 технологий обработки материалов;
- ● новейшее оборудование от лидеров деревообрабатывающего машиностроения Германии и Италии;
- ● более 100 оптовых партнеров в РФ и странах ближнего зарубежья;
- ● 370 магазинов-салонов в России.
![](/assets/cache/image/filesmanager/2024/07/07/0/0d282e41cd21f6035e664fe92adfde4d-fybtaegb4sjmg3hviix3fdscvph7ztby.718cb8c3.webp)
Инвестиции на паузе
Повлияли ли санкции на инвестиционные планы «Ангстрема»?
— Да, мы уже приняли решение о переносе сроков строительства фабрики каркасов. Это фабрика-близнец нашей фабрики фасадов, которую мы успели построить и оснастить бо́льшей частью оборудования. Параллельно ей должна была идти фабрика каркасов. Но этот проект мы пока не форсируем как минимум до тех пор, пока не будет ясности, что происходит с производителями и поставщиками деревообрабатывающего оборудования.
Ранее вы планировали завершить проект фабрики каркасов в 2023 году. Намного сдвинулись сроки?
— Конкретно сказать не могу, пока нет понимания по оборудованию, планировать такие большие проекты бессмысленно даже в части строительных работ, ведь параметры производственного объекта тоже завязаны на станки и линии: их высоту, вес, длину и так далее.
![](/assets/cache/image/filesmanager/2024/07/07/0/b0ec5ce6d509a1f60b6b59a48979baab-v54c62zo9af88is3o4firfrxnezxqas3.21eb95f7.webp)
Рассматриваете ли оборудование из Азии?
— Наверное, это тоже нам урок. У нас уже был как положительный, так и отрицательный опыт сотрудничества с Китаем. И когда мы диверсифицировали наших поставщиков оборудования, искали альтернативы только в пределах Европы. Теперь «разворачиваемся на Восток». По последним отзывам видим, что там есть на что рассчитывать. Так что смотрим в сторону Азии, ищем и по отечественным производителям, которые, кстати, существуют и более активно заявляют о себе на рынке.
Уроки шведского
Ваша компания долгое время была поставщиком покинувшей Россию IKEA. Как повлиял на вас внезапный уход шведов?
— Помню, что ровно в тот момент, когда IKEA объявляла об уходе из России, у нас на складе грузились фуры с выполненными для них заказами. И мы вынужденно их тормозили, потому что было непонятно дальнейшее развитие взаимоотношений: уходят они временно, насовсем, приостанавливают деятельность. Глобально «Ангстрем» от ухода IKEA не пострадал: заказы «под шведов» у нас не превышали 10% общих объемов производства, скорее это была дозагрузка мощностей. Да, у них большая партийность, серийность, что позволяет повышать эффективность собственного производства, правильно балансировать его загрузку. И, как это было еще до ухода IKEA, мы продолжили использовать все полученные компетенции при работе с собственным продуктом.
![](/assets/cache/image/filesmanager/2024/07/07/0/c258187ef8f51f53235cb9d8bde84253-2x1m6by215if0o5sdy16ugpxtrj2rrog.a1a5f4c5.webp)
Реально ли продать остатки «икеевской» мебели через другие каналы, не через их шоурумы?
— Я не слышал, чтобы кто-то в моменте был готов покупать абсолютно всю продукцию IKEA. У них необычная специфика. Как-то давно мы проводили в своих салонах эксперимент: выставили мебель, которая на тот момент в магазинах IKEA хорошо продавалась. Спроса в нашем салоне на это не было. Дело в том, что когда идет связка правильно подобранных интерьеров, с правильной мебелью, аксессуарами, и всё это приправлено знаменитыми тефтельками, получается та самая атмосфера IKEA — эмоция, которая и обуславливает продажи. А просто выставить среди прочего пусть даже полный аналог мебели IKEA — не факт, что это взлетит.
Идем своим путем
С вашей точки зрения, может ли кто-то из российских мебельщиков повторить успех IKEA, вот это вот «интерьеры-мебель-аксессуары-тефтельки»?
— Многие об этом задумались, когда огромная ниша освободилась. Пока, с моей точки зрения, ближе всех к «идеалу» Hoff: они продают и мебель, и аксессуары для дома. Но о полной копии на сегодня речь не идет. В конце концов, IKEA эволюционировала десятки лет, а у нас всего-то прошло 9 месяцев.
«Ангстрем» наряду с мебельными салонами открывает и интерьерные. Это тоже попытка эволюции а-ля IKEA?
— Скорее это логичное усовершенствование формата, продиктованное запросами рынка. Мы уже давно планировали переход от бренда мебели к бренду интерьера, когда вы можете зайти в мебельный салон, увидеть готовую композицию и полностью ее приобрести: не только шкаф, кровать или тумбу, но и постер, и декоративные подушки, и вазочки и так далее.
![](/assets/cache/image/filesmanager/2024/07/07/0/f150b51218e245dc67d4378a7aa05b92-mva2bie2agz5035s3s2fy91dsemqddl1.76f0e4ee.webp)
Как обстоят дела с выводом нового формата?
— На сегодня у нас открыто 25 таких салонов. Это большие форматные точки, работающие в крупных городах: в обеих столицах (например, в Санкт-Петербурге их два) и миллионниках. Есть еще какое-то количество магазинов, которые по площади недотягивают, но с точки зрения оформления совпадают с новой концепцией. Мы идем по пути ребрендинга: переделываем существующие салоны в новый формат, у себя мы его называем кластер. И если с первой частью вопроса — визуальным переоформлением — вопрос решается несложно, то со второй — продажей аксессуаров — есть узкие места. Главное — аксессуаров должно быть много как с точки зрения ассортимента, так и с точки зрения количества. А это означает, что должны быть приличные складские площади и регулярная смена ассортимента. То есть это наработанные кооперационные связи, совсем другие логистика и экономика. Думаем, как это всё оптимально организовать.
Петербургская перспектива
Есть ли у петербургского рынка мебели свои специфические черты? Чем продажа мебели в Санкт-Петербурге отличается от продаж, скажем, в Москве или в регионах?
— Пожалуй, для Санкт-Петербурга нужна особая упаковка — с повышенной водонепроницаемостью из-за влажного климата. А так каких-то маркетинговых особенностей мы пока не прочувствовали. Мы видим Петербург как перспективный рынок: мебель продается, емкость рынка большая, покупательная способность хорошая, у нас там неплохие продажи и точно есть где прирастать. В нашем списке приоритетных городов для развития дилерской сети Санкт-Петербург в топе.
![](/assets/cache/image/filesmanager/2024/07/07/0/b2c9b6c9e4265c6a011cc62d8fad7b3d-qrnq4k7c2t2ee385il3fauz0e77bpkr4.312b88da.webp)
Каковы планы вашей компании по развитию в Петербурге и Ленобласти?
— В ситуации, в которой мы все оказались, что-то железно планировать невозможно. Точно могу сказать, что заводы за пределами Воронежской области строить в ближайшее время не планируем: надо завершить то, что сейчас на паузе. Стратегию дистрибуции в целом пересматриваем, считаем, где, в каких городах будем салоны открывать или сокращать. В целом дилерскую сеть будем увеличивать. Вопрос, в каком формате это делать.
От Европы до ковида
Какие тенденции на мебельном рынке актуальны сегодня?
— С точки зрения модели потребления — активный рост покупок на маркетплейсах, узкоспециализированных и широких, и это последствия ковида. Значительная часть покупателей стала более спокойно относиться к покупкам мебели, даже той, что сложнее табуретки, онлайн, только по картинке и отзывам. Есть изменения и в продуктовой составляющей, видимо, под влиянием европейской моды. Например, гостиная в привычном понимании, когда вдоль стен стоят шкафы, серванты и тому подобное, остается в прошлом. Сейчас акценты идут на отдельные предметы, и та же гостиная часто состоит из тумбы под ТВ или игровой приставки и удобного дивана. И всё. Это влечет за собой потребность в хранении, и производителям придется активнее выводить на рынок новые коллекции и виды систем хранения — гардеробного и скрытого типа.
![](/assets/cache/image/filesmanager/2024/07/07/0/72e8954803199d8a4a8c978dc1e60c52-si5tn4anyyjyzhn4bbwh3ybqxtc88jv4.d1df20cf.webp)
Каким вы видите будущее специализированных мебельных торговых центров?
— Возможно, изменения в модели потребления в итоге приведут и к изменениям в формате специализированных мебельных центров. Сейчас в ТРК простаивает большое количество площадей, и, полагаю, многие мебельщики будут передислоцироваться из мебельных центров в «обычные», если, конечно, там стоимость аренды будет человеческая. С моей точки зрения, будущее мебельных центров пока под вопросом.
«Ангстрем» — один из крупнейших брендов мебельной отрасли России, основанный в 1991 году в Воронеже. Розничная сеть «Ангстрем» насчитывает более 370 салонов в восьми странах мира, «Ангстрем» занимает лидирующие позиции по охвату территории России. Мебельное производство «Ангстрем» первым в России получило сертификат международного стандарта ISO 9001, первым начало использовать роботизированные станки в производстве мебели и открыло первый в России мебельный салон с VR-технологиями.
«Ангстрем» — обладатель множества премий и наград: в 2013 году компании была присвоена категория экологичности «А», в 2017 году «Ангстрем» взял премию «Гуд Вуд» и стал первым производителем мебели, получившим диплом программы «Российское качество». Также компания является многократным лауреатом премии в области промышленного дизайна мебели «Золотая кабриоль». В 2015 году приказом Минпромторга РФ «Ангстрем» включили в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли России, а в 2020 году признали системообразующим предприятием. В 2021 году «Ангстрем» завоевал 32-е место в рейтинге «Лучшие работодатели России».
Фото: angstrem-mebel.ru