Новый проспект
Интервью

Трамвай как искусство

Прочитано: 23966

Петербург в 2022—2023 годах собирается потратить на закупку новых трамваев и троллейбусов более 120 млрд рублей. Всего предполагается приобрести более 500 единиц электротранспорта, в том числе и 192 трамвая. Большая их часть (135 машин) будет собрана на Невском заводе электрического транспорта им. А.Ф. Пироцкого. О том, как работает завод в условиях кризиса, о нюансах сборки трамваев и преимуществах небольшого коллектива в интервью «Новому проспекту» рассказал директор завода Сергей Назаров.

Сергей Николаевич, какое место занимает Невский завод электрического транспорта в компании «ПК Транспортные системы»?

— «ПК ТС» — большая компания, в ее составе три производственные площадки: в Энгельсе, Твери и Санкт-Петербурге. В Энгельсе запущен полный цикл сборки кузова будущих трамваев, в Твери их окрашивают, устанавливают элементы экстерьера, вклеивают стекла и монтируют полы. Ну, а наш завод, по аналогии со спортивной эстафетой, «бежит» последний этап, передает заказчику конечный продукт.

Из каких соображений финишная сборка организована именно в Петербурге?

— Из чисто экономических. Раньше мы всё делали в Твери, но там был всего один цех. Соответственно, когда мы задумались об увеличении объемов выпуска транспорта, стало ясно, что нужно расширять производственные площади. В процессе поисков узнали, что здесь есть цех под запуск, и руководство компании приняло решение его арендовать. Невский завод электрического транспорта располагается на территории Октябрьского электровагоноремонтного завода, соответственно, наш корпус априори имел нужные параметры по электроснабжению для проведения пусконаладочных, обкаточных работ. Одним словом, идеальное место для производства электрического транспорта.

Какова производственная мощность Невского завода электрического транспорта?

— Мы рассчитывали максимум на 220 машин в год, чего можно добиться при двусменном режиме работы. Пока таких объемов у нас не было. В основном делаем около 140 единиц техники в год. Обычно загрузка по году у нас равномерная. В 2020 году, когда площадка в Энгельсе только-только запустилась, шла наладка мощностей, и завод просто не успевал всё в срок изготовить по объективным причинам. Мы их подстраховали — взяли часть заказов на себя. Это был тот период, когда мы параллельно с трамваями собирали еще и троллейбусы. А так троллейбусы — это прерогатива площадки в Энгельсе.

Сборка трамвая сильно отличается от сборки троллейбуса?

— На самом деле нет. Тот же кузов, интерьер, крышевое оборудование, жгуты, кабина — специфика почти идентичная. Трамвай собирается за 8-10 рабочих смен, троллейбус на пару дней быстрее. С точки зрения технологического процесса тоже особой разницы нет, перенастраивать наше производство не требуется. Вся разница в шасси: если речь идет о рельсовом транспорте, то это тележка, а если о колесном, то шасси — и, пожалуй, всё. Для перемещения кузова по территории завода, по сборочным позициям, мы используем технологические тележки, как под телеги, так и под мосты. Так что у нас хоть подводная лодка будет стоять, она точно так же будет перемещаться по цеху.

Как вы доставляете «полуфабрикаты» из Твери в Петербург?

— Автомобилями, на тралах. Упаковываем кузов, ставим на прицеп, и он едет себе, как обычная фура. Для односекционного вагона используем один трал, для двухсекционных — два. Дорога от Твери до дверей завода по трассе М-11 занимает 5 часов. В цеху у нас два 20-тонных крана, трал заводим целиком в цех, наши сотрудники снимают его, ставят на технологическую оснастку — и всё, пошла сборка. Готовую транспортную единицу заказчику отправляем так же, на тралах. Самая дальняя точка, куда мы отгружали продукцию, — Улан-Удэ. Туда мы поставляли односекционные «Львята». На сборке вагон был шесть дней, еще два на испытаниях: камера дождевания, 10-километровая обкатка, потом приемка ОТК, упаковка, погрузка на трал, и в путь. За 10 дней водители доставляли «Львят» заказчику на Байкал.

Почему выбран именно автотранспорт? С относительно близкими городами понятно — так удобнее, но, казалось бы, логичнее отправлять груз на такие дальние расстояния, как Улан-Удэ, по железной дороге?

— Практика показала, что такая кооперационная система — это лучший ход. С железной дорогой всё сложно: здесь надо загрузить вагон на трал, доставить его до станции погрузки, перегрузить, дождаться окончания составления поезда, а потом пока он еще пойдет. Плюс в город заказчика надо отправлять бригады, которые будут снимать вагон с платформы, ставить на тралы… Это всё с точки зрения организации логистики невероятно огромный, трудоемкий и долгий процесс. Трал — оптимальное средство.

Трамваи для разных городов сильно отличаются?

— Сама основа одна и та же, кузов идентичен, а вот карта окраски трамвая у каждого города своя. Что касается деталей интерьера, они тоже одинаковы, но у них может быть разная цветовая гамма. Заказчик сам выбирает комплектацию. В базовой обязательно будут USB-розетки, Wi-Fi-датчики для подсчета пассажиров, кондиционер. А дальше всё зависит от полета фантазии. Например, Москва заказывала внутреннюю семицветную подсветку всего состава. На процесс сборки дополнительные опции не влияют. А вообще, конечно, комплектации для двух столиц и для регионов отличаются процентов на сорок. Самое сложное техническое задание оказалось у Петербурга: по желанию города добавили с десяток новейших систем.

Например?

— Например, петербургский трамвай в автономном режиме с полной загрузкой сможет пройти 3 км вместо базовых полутора. Поэтому в случае обрыва контактной сети трамвай сможет продолжить работу на линии. В этих машинах установлена система активной помощи водителю (автопилот), которая в случае нештатных ситуаций призвана исключить человеческий фактор.

Базовая модель трамвая — это отечественная разработка или Alstom?

— Нет, это разработка конструкторского бюро «ПК ТС», и больше никаких «Альстомов». Это наша компания, наша работа, наши достижения, наше лицо. Брать что-то у кого-то… зачем? Сейчас у нас восемь моделей, 11 модификаций: изменения кузова, масок, модульная кабина, панорамное остекление кабины. Никто, кроме нас, так далеко в России не продвинулся.

Насколько вы зависите от сторонних поставщиков?

— Изначально сама концепция «ПК ТС» заключалась в том, что мы должны делать всё сами, внутри компании, либо максимально к этому приблизиться. Мы же видим, что происходит. Например, раньше мы заказывали кузова на Тверском вагоностроительном заводе. Однако у завода есть свои приоритетные заказы, и нам приходилось ждать своей очереди, а значит зависеть от их сроков производства. Поэтому со временем мы поняли, что нам нужны собственные компетенции по производству кузовов, поняли, что должны быть свои покрасочные камеры, потому что у каждого вида транспорта свои стандарты покраски, и зачастую то, что годится для железнодорожного вагона, неприемлемо для общественного транспорта. Ведь если смотреть на современный трамвай, то он выглядит как дорогая иномарка. Чтобы достичь такого эффекта, нужно, чтобы все ключевые этапы производства были реализованы внутри своей компании.

Как текущий кризис повлиял на работу предприятия? Были ли проблемы с комплектующими, с логистикой и цепочками поставок?

— У нас 90% комплектующих отечественного производства, и мы стремимся увеличивать этот показатель. Но с оставшимися 10% импорта некоторые трудности были, не со всеми поставщиками, но были. Вот, например, линолеум: его поставляет французская компания, у них санкций не было, поэтому они как работали, так и работают. А вот что касается смазочных материалов или резиновых изделий, пришлось побегать. Уплотнители исторически хорошо делали немцы: нет у нас такого каучука, который делает узлы более эластичными, нет и разработок соответствующих или были, но про них забыли. Поэтому брали у немецких компаний. Клей, который применяется для вклейки стекол, покупали у Henkel, и когда те заявили, что уходят из России, стали думать, как заменить и чем. Наши химики-технологи проработали весь процесс и нашли замену здесь, в России. Конечно, есть Китай, но мы понимаем, что это не панацея и не выход из положения. В жизни может произойти всё что угодно, поэтому лучше развивать компетенции внутри своей страны.

Часто бывает так, что из-за какой-то мелочи, поставки которой прекратились, внезапно останавливается целое производство.

— Да, была такая ситуация с микрочипами. Но поставщики, которые с нами работают с первого дня, тоже смотрели в будущее и закупались заранее. Мы же не живем по принципу «выиграли контракт — и хорошо», а стараемся работать на склад. Золотой запас запчастей, инструментов и комплектующих обязан быть, и мы его формировали и продолжаем это делать. К тому же у нас очень эластичное производство. Такого, чтобы из-за отсутствия одной детали встало всё, нет: мы просто занимаемся другими этапами сборки, а когда нужная запчасть придет, вернемся назад.

Все «мелочи» в наличии? То есть проблем с импортом нет?

— Да нет, почему же. Например, немецкая компания Hubner прекратила поставки межвагонных переходов, при том что другие узлы они поставляют. Не знаю, с чем это связано, видимо, санкции у них так выборочно работают. Мы решаем эту проблему, увеличивается логистика, и для нас это означает, что сроки сдачи заказа начинают сдвигаться. Для минимизации задержек мы используем временную технологическую оснастку, это позволяет не нарушать производственный процесс. В итоге сейчас на заводе стоят 12 полностью готовых машин и ждут одной детали. Она должна прийти в ближайшее время, мы ее поставим и отправим вагоны заказчику. Поставки будут в сроки, оговоренные контрактом.

Есть ли сложности с ремонтом и обслуживанием импортного оборудования?

— У нас нет сложных станков и производственных линий, так что никаких переживаний. Да, у нас стоят домкраты и подъемные сооружения австрийской Autolift, например, с помощью них отгружаем вагоны на тралы. Само железо остается железом, которое и поставили. Если надо заменить жгуты, мы уже давно не обращаемся к западному поставщику, а спокойно закупаем нужные элементы у других компаний или изготавливаем сами. На реле, установленных в немецких пультах, написано Made in China. Так что всё есть, продается, покупается, заменяется.

производство машиностроение трамвай промышленность импортозамещение
Другие статьи автора Читайте также по теме
Сегодня в Подмосковье открылся самый крупный в России завод по переработке пластика «ЭкоЛайн-Вторпласт» и завод по производству готовых изделий из вторичной гранулы «ЭкоПласт».
19.04.2024
Первый заместитель генерального директора АО «Компрессор» Юрий Кузнецов рассказал о проблемах предприятий оборонно-промышленного комплекса, о причинах кадрового голода в индустрии и о кратном увеличении сроков поставок комплектующих для оборонной спецпродукции.
Производители мясных изделий Петербурга и Ленобласти испытывают серьезные финансовые сложности. Для увеличения продаж им стоит активней работать с региональными торговыми сетями и общепитом, говорят аналитики.

В Петербурге раскрыта схема фиктивной регистрации более 400 мигрантов
19.04.2024
Путин обновил состав рабочей группы по увековечению памяти жертв политрепрессий
19.04.2024
В Казахстане запретили продажу вейпов
19.04.2024
Опрос: по выходным работают 70% россиян
19.04.2024
Петербургские отели перед майскими праздниками оказались загружены на 70%
19.04.2024
За год в России на 35% выросло число проектов комплексного развития территорий
19.04.2024
В Ленобласти ужесточат правила продажи алкоголя для 700 заведений общепита
19.04.2024
Петербургская компания стала соинвестором крупнейшего перерабатывающего комплекса России
19.04.2024
«Группа ЛСР» экс-сенатора Андрея Молчанова заплатит дивиденды за 2023 год
19.04.2024
Объединились «Партия роста» и «Новые люди»
19.04.2024
МТС-банк планирует привлечь в рамках IPO до 10 млрд рублей
19.04.2024
На майские праздники между двумя столицами запустят дополнительные «Сапсаны»
19.04.2024
С начала СВО за фейки и дискредитацию российской армии осудили 132 человека
19.04.2024
Трехчасовой обыск у журналистки Ксении Клочковой закончился. У нее изъяли технику и пригласили на допрос
19.04.2024
Торговая сеть «Лента» может оказаться банкротом из-за долгов за услуги ЖКХ
19.04.2024
Плохая погода стала причиной переноса общегородского субботника в Петербурге на 27 апреля
19.04.2024
С начала года вторичное жилье в Петербурге подешевело почти на 9%
19.04.2024
Следователи пришли с обыском домой к журналистке "Фонтанки" и "Ротонды" Ксении Клочковой
19.04.2024
США заблокировали принятие Палестины в состав ООН
19.04.2024
Доля иностранных брендов в моллах Петербурга с начала СВО сократилась до 37%
19.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки