Тимур Иртуганов: "Основная проблема российского ЛПК - отсутствие сбыта"
Новый проспект
Интервью

Тимур Иртуганов: "Основная проблема российского ЛПК - отсутствие сбыта"

Прочитано: 1592

В 2022 году Росстат зафиксировал падение объемов промышленного производства во всех сегментах лесопромышленного комплекса. Так, выпуск целлюлозы снизился на 1,2%, лесоматериалов — на 10,3%, древесностружечных плит — на 10,5%, древесноволокнистых плит — на 12,1%, пеллет — на 19,5%, фанеры — на 28,8%. В чём причина падения ЛПК самой лесной страны мира, каковы прогнозы развития отрасли на 2023 год и помогут ли сертификаты на древесину подъему деревянного домостроения, в интервью «Новому проспекту» рассказал генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности (АМДПР) Тимур Иртуганов.

Почти весь отечественный ЛПК закончил 2022 год, судя по данным Росстата, не очень хорошо. Это так быстро сработали санкции?

— Предприятия отрасли, безусловно, ощутили влияние санкций, особенно те, кто работал на экспорт, но самого негативного сценария удалось избежать. Глобально отрасль в 2022 году попала в идеальный шторм. С одной стороны — закрытие традиционных рынков сбыта, снижение объемов продаж и цен на продукцию ЛПК в мире и на внутреннем рынке, с другой — транспортный коллапс, который подставил ножку развороту на Восток, с третьей — действия отдельных ведомств, с четвертой — катастрофическое снижение и так не зашкаливающего уровня внутреннего спроса на любую продукцию из дерева… С какой-то одной проблемой или даже с двумя «лесники» бы справились, как справлялись уже неоднократно. Но со всеми вместе — справимся, конечно, не впервой, но не так быстро, как хотелось бы. И это тот случай, когда точно не обойтись без системной поддержки государства.

Давайте тогда по порядку. Какие рынки в этом году потеряли деревопереработчики?

— Ответственно могу говорить лишь за наших подопечных — те предприятия, которые производят древесные плиты и фанеру и входят в ассоциацию. До 2022 года доля экспорта в общем производстве ДСП и OSB составляла 25-26%, ДВП и МДФ — 32%, фанеры — почти 70%. В прошлом году именно производители фанеры попали в самую сложную ситуацию. Традиционные рынки сбыта российской березовой фанеры, а это США и Европа, куда шло 42% всего объема фанеры, в один момент оказались для нас закрыты. Всё это негативно повлияло на ситуацию на внутреннем рынке: склады быстро затоварились, цены стали падать, все производители вынужденно сокращали объемы производства, а некоторые предприятия останавливались.

Почему не удалось быстро переориентироваться на восточные рынки?

— Действительно, есть огромный по объему рынок Индии, сопоставимый с европейским. Но на российский ЛПК действует полная сумма налогов и пошлин, составляющая 28%, так как между странами не заключены соответствующие договоры. В такой ситуации основное конкурентное преимущество российской продукции — низкие цены при высочайшем, без преувеличения лучшем в мире качестве продукции — потерялось. Наши производители фанеры выходят на высококонкурентные рынки вообще безо всяких «интересных плюшек» для покупателей, а в этом году всё это дополнилось еще и геополитикой. При этом спрос на российскую продукцию и в Турции, и в Индии, и в других странах есть. Когда мы в 2018—2019 годах начинали изучение турецкого и индийского рынка, заинтересованность местных покупателей была очевидна и высока.

Что в такой ситуации можно сделать?

— Промышленникам — практически ничего. Здесь точно нужна помощь государства в переговорном процессе, чтобы снять или хотя бы уменьшить эти драконовские пошлины. И, конечно, нужно возвращать механизмы компенсации экспортерам.

Кроме Турции и Индии идти больше некуда?

— Нет, почему же. Российские производители в этом году в ускоренном темпе продолжили поиски путей на рынки стран Ближнего Востока, Северной Африки. Но выход и закрепление на новых рынках, даже с низкими ценами, требует времени. 10 месяцев явно недостаточно, какие-то стабильные результаты будут года через два при хорошем раскладе.

Страны Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения), которые мы до сих пор считали партнерами, в этом году тоже ведут себя… странно. Периодически возникают сложности с поставками через Казахстан. Беларусь, наоборот, лишь нарастила объемы ввоза продукции ЛПК в Россию.

А что не так с логистикой? Насколько серьезно она усложнилась?

— Она не то чтобы усложнилась (понятно, что везти фанеру из Коми или Вологодской области в Китай сложнее, дольше и дороже, чем в Финляндию или Польшу), везти в принципе стало практически невозможно. На восток-то захотели переориентироваться не только плитчики и фанерщики, а и все остальные отрасли тоже. И оказалось, что пропускная способность железных дорог в том направлении слишком мала. В направлении порта Новороссийск железная дорога тоже работает плохо, тем самым закрывается еще одна из немногих оставшихся у российского ЛПК форточек. Это действительно огромная проблема, и — да, лесопромышленники не могут самостоятельно решить вопросы с логистикой такого масштаба.

Целесообразно ли перевозить древесину и продукцию из нее автомобильным транспортом? Это может решить проблему с логистикой в ЛПК?

— Это хоть что-то. Но и здесь мы заложники Минтранса: до сих пор не решена главная проблема автомобильных грузоперевозок — нормативы разрешенных максимальных нагрузок в 44 т. И до сих продолжается проектирование дорог под эти нормативы даже там, где нет мостов и не изношена дорожная инфраструктура. Благодаря этому мы сами понижаем свою конкурентоспособность: себестоимость продукции возрастает уже на этапе доставки леса на перерабатывающие предприятия. Ведь лишь небольшой процент сырья туда завозится с помощью РЖД, лес везут со всех сторон, а не только оттуда, где проложена железная дорога, и везут в основном автотранспортом. Эти нормативы грузоперевозок губят отрасль. Раньше это было не так очевидно, но в текущей ситуации, когда отпускные цены падают, это становится жизненно важным.

Были ли у ассоциации какие-то предложения по решению этой проблемы?

— Да, мы работаем над этим с 2018 года. И хотя Минпромторг нас в этом поддерживает, Минтранс сразу же блокирует любые инициативы, разговора вообще не получается. Например, мы предлагали увеличить предельно допустимую массу автомобиля с грузом до 55 т и без увеличения нагрузки на ось. Мы предлагали увеличивать количество осей, это сразу бы решило много вопросов. Для нас это позволило бы снижать количество рейсов и, как следствие, уменьшать транспортные расходы и себестоимость продукции. Снижалась бы нагрузка на дороги, а за счет траты меньшего количества топлива — еще и на экологию. Но Минтранс уже 5 лет упирается в искусственные показатели, нормативы, которые они сами и придумали. Здраво обсудить это проблему не получается.

В последние годы в сфере ЛПК было много нововведений. Одно из последних касалось взимания платы за лесные ресурсы по фактически проведенному объему вырубок. Сыграло ли это какую-то роль для отрасли?

— В связи с изменившимися обстоятельствами объемы производства и, как следствие, объемы заготовки леса сократились. Лесопользователи сделали абсолютно здравое предложение — брать плату за фактически заготовленный объем леса, но в изложении Минприроды это приобрело, к сожалению, гротескные формы. Взяв в 2023 году деньги за фактически заготовленный лес, предлагается остаток не списать, а перенести оплату до 31 декабря 2024 года. При этом, если предприятие является экспортером и рассчитывает, согласно Постановлению правительства №1347, на компенсацию логистических затрат, недополученные государством средства будут списываться с предприятия за счет этой субсидии. И получается, что чиновники дважды отчитались о поддержке, при этом предприятия заплатили ту же сумму, а положенной субсидии не получили.

По логике, все решения, которые обременяют лесопользователей, должны в данный момент блокироваться, а они принимаются… С моей точки зрения, мы все — министерства, ведомства, ассоциация — должны совместно решать задачу по защите интересов отечественных производителей продукции деревопереработки. Считаю, что в данный момент необходимо разработать комплекс мер поддержки отечественного ЛПК, и начать надо с принятия факта, что действующая стратегия развития комплекса нежизнеспособна в текущих реалиях. Новая стратегия, содержащая взаимосвязанные, взаимодополняющие, четко продуманные меры, решающая актуальные задачи, отрасли сейчас нужна намного больше, нежели 5 лет назад.

Какую главную задачу, с вашей точки зрения, должна решать новая стратегия?

— За последние несколько лет мы убедились, что ситуация в мировой торговле может меняться стремительно. Писать стратегию, ориентируясь на такие непостоянные величины, просто несерьезно. У нас есть главная постоянная величина — наш лес. Соответственно, главной целью стратегии должно стать обеспечение производителей лесными ресурсами, учитывая создание уже на этом этапе максимальных конкурентных преимуществ для российских предприятий на любых рынках. А вот дорожная карта к такой стратегии должна решать все текущие проблемы. Сегодня у российского ЛПК основная проблема — отсутствие сбыта продукции. Вот ее и надо решать в первую очередь.

Каков прогноз по отрасли на 2023 год?

— В 2022 году производство ДВП и ДСП серьезно просело, выпуск фанеры достиг исторического минимума, вернувшись на уровень 2010 года. Если ничего не изменится, то прогнозируемое падение в 2023 году в сегменте ДСП может составить 8% от уровня 2022 года, в сегментах ДВП и фанеры — 14%, что, увы, автоматически отбросит отрасль еще дальше, на 15 лет назад, на показатели 2006-2007 годов.

лесная промышленность лесопереработка
Другие статьи автора Читайте также по теме
Американская компания International Paper (IP) получила возможность продать свои 50% в группе «Илим» — совместном предприятии с российскими партнерами Захаром Смушкиным и Борисом Зингаревичем. Они и купят долю американцев. Аналитики считают, что сделка не ухудшит работу компании.
Крупный переработчик древесины «Вологодский лес» увеличивает производство древесных брикетов. Инвестиции в проект оцениваются в 200 млн рублей. Биотопливо пользуется спросом в России, говорят эксперты.
Мебельщики Калининградской области собираются запустить производство в Турции. Это позволит им возобновить экспорт продукции в Европу, поскольку товары с турецким сертификатом под санкции не попадают.

Ребцентры для участников СВО открылись во всех районах Петербурга
01.04.2023
Трое петербуржцев вошли в топ-10 лучших кондитеров России по версии Where to Eat
01.04.2023
Новые памятники включат в расследование о ненадлежащем содержании мемориалов в Петербурге
01.04.2023
Три журналиста из Петербурга получили "Золотое перо России-2023"
01.04.2023
В Петербурге впервые прошел конкурс петербургской кухни "Приз Радецкого"
01.04.2023
В первый день записи детей в 1 класс в Петербурге подано 30 тыс. заявлений от родителей
01.04.2023
Доля китайских автомобилей на российском рынке в этом году может достичь 60%
01.04.2023
Рынок хлебобулочной продукции в России по итогам 2022 года вырос на 15,5 % до 990 млрд рублей
01.04.2023
Московскую квартиру бывшего министра Абызова продают почти за 0,4 млрд рублей
01.04.2023
Италия запретила гражданам пользоваться ChatGPT
01.04.2023
Дизайн нового игрового планшета ASUS создал автор костюма "Железного человека"
01.04.2023
Солнце в марте радовало петербуржцев лишь 76,5 часа
01.04.2023
Первую Lada с бывшего завода Nissan планируют выпустить к ПМЭФ
01.04.2023
Более 110 новых "умных" трамваев появится в Петербурге за три года
01.04.2023
Юрлицо Electronic Arts в России ликвидировано
01.04.2023
Мишустин выделил 86,5 млрд рублей на развитие электротранспорта в 10 регионах
01.04.2023
В России начался весенний призыв в армию
01.04.2023
Сбербанк повысил тарифы за QR-платежи
01.04.2023
Илон Маск собирается посетить Китай
01.04.2023
МХТ — в Петербург, Александринка — в Москву: начинается традиционный гастрольный обмен театров
01.04.2023
Россия на месяц стала председателем Совбеза ООН
01.04.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки