Сергей Воронков: «Экспофорум» подошел к порогу загрузки
Сергей, насколько вообще прибылен выставочный бизнес? Имеет ли смысл выставочному комплексу занимать столько площадей?
— Цифра закрытая, но мы приближаемся достаточно быстро к уровню оборота крупнейших московских площадок. Несмотря на то, что у нас площади в 2-3 раза меньше, чем в «Крокусе» или «Экспоцентре», мы прирастаем ежегодно на 15-20%. «Экспофорум» уже подошел к порогу загрузки, что и подтолкнуло к необходимости строительства второй очереди. Сегодня достаточно сложно ставить крупные мероприятия в высокий выставочный сезон.
Сколько земли не хватает?
— Если говорить о второй очереди, то фактически у нас задача как минимум удвоить мощность. Приблизительно ещё 50 тыс. м2 площадей нужно построить, плюс дополнительные отели, плюс перспектива создания туристического хаба для обслуживания групп туристов. Хаб рассматриваем с учетом того, что мы находимся в рекреационном центре: рядом Пушкин, Павловск, ворота на Петергоф, Стрельну, Ораниенбаум. Такой площадки в городе, где можно было бы единомоментно обслуживать тысячи туристов, больше нет.
Мы рассматриваем два варианта развития: минимальный — это дополнительные 40 га, максимальный — 100 га. Сейчас обсуждается возможность выделения такого участка, примыкающего к «Экспофоруму». Земля принадлежит частным владельцам. Действующий градоначальник инициативу поддержал, даже сделал официальное заявление на конгрессе UFI, есть поддержка и прямые поручения федерального правительства. Есть все условия, чтобы эти планы воплотить в жизнь. С учётом решения земельных вопросов и проектирования в течение трёх лет мы все это построим.
Сколько составят инвестиции в строительство?
— Если говорить о строительстве трёх павильонов, то это около 20-30 млрд рублей. Если говорить о проекте глобальном, с учётом отелей, тревэл-хаба, то затраты могут вырасти в 2-3 раза.
Кстати, загрузка Hilton и Hampton очень хорошая: она достигает 70-80%. С точки зрения операционных показателей — с опережением. Какие отели появятся во второй очереди, будет зависеть от размера участка земли в итоге и от того, какие проекты будут согласованы с городом.
Не создаст ли будущее расширение транспортного коллапса в дни проведения мероприятий?
— Транспортного коллапса не будет, уже реализована первая очередь дорожной сети: расширено Петербургское шоссе до шести полос, достроен виадук через ж/д-переезд. Планируется строительство развязки с Витебским проспектом. Подписано соглашение о реализации первой очереди монорельсового трамвая с заходом в Пушкин, но мы надеемся, что в будущем затронет он и «Экспофорум».
Кстати, как обстоят дела в «Ленэкспо»?
— Мы по-прежнему используем этот комплекс под событийный, конгрессно-выставочный бизнес. Все крупные мероприятия, которые идут несколько дней, переведены в «Экспофорум», а «Ленэкспо» используется как резервная площадка. В частности, 2-ой и 7-ой павильоны. Остальные задействованы под постоянные стратегические для города проекты: Центр импортозамещения и локализации, Китайский деловой центр, детский ледовый театр, футбольный центр.
Сообщение о будущем редевелопменте этой площадки вызвало шквал обсуждений. Когда планируется начать первую очередь?
— Если быстро будут приняты все необходимые решения правительства в части утверждения проекта планировки территории, то первая очередь может начаться уже в конце 2019 года. В нее войдёт территория первого и второго павильонов, там будет построен отель минимум на 250 номеров. Остальная зона — это жилая застройка, яхтенный центр в Галерном ковше, морской променад, общественные зоны и детский сад. Это будет такой жилой квартал, который станет первым построенным в городе с применением смарт-технологий. Решение по второй очереди на оставшейся территории, я думаю, будет принято в течение 2-3 лет.
Сколько «Ленэкспо» сейчас приносит прибыли в год?
— Немного. Проекты, о которых было сказано, всё-таки больше социально ориентированные, реализуются при поддержке городского бюджета. Основная задача «Ленэкспо» — окупать эксплуатационные расходы. Кадастровая стоимость объектов повысилась в два раза, получается, что и налоговая нагрузка увеличилась, поэтому мы не рассматриваем «Ленэкспо» как центр прибыли.
Насколько вообще деловой туризм развит в Петербурге? Не ощущаете провала в связи с внешней политической обстановкой?
— Потенциал роста у делового туризма в Петербурге, если брать аналоги европейских столиц, которые мы хотим догнать, огромен. Мы отстаем по количеству проводимых мероприятий, которые учитываются мировой статистикой, и по количеству их посещающих примерно в 10 раз, например, от Парижа. Емкость этого рынка с учетом интереса к России колоссальная. Особенно с учётом значения делового туризма. Потому что деловой турист приносит косвенный доход в четыре раза больше, чем любой другой посетитель. Это во-первых. Во-вторых, это максимально эффективный канал для формирования делового имиджа: деловые туристы, в отличие от обычных, генерят следующие поездки. Они возвращаются, привозят своих партнеров.
Деловой — единственный вид туризма, который способен выровнять сезонность. У Петербурга очень короткий высокий сезон: белые ночи, лето — вся инфраструктура, особенно музейная, перегружена. Дорогие гостиницы, дорогие билеты. Деловой же туризм ориентируется на низкий сезон — весна, осень, когда город не загружен.
Многие города и страны доплачивают большие деньги для того, чтобы к ним приходили мировые мероприятия. Китай, который строит огромные комплексы и загружает их полностью, делает это за счёт субсидирования участия в выставках. За рубежом в выставках участвуют около 80% активных субъектов экономической деятельности, у нас — менее 10%. Это вопрос не только внешней, но и внутренней политики — поддержки и стимулирования этой отрасли.
Во Владивостоке (а в Калининградской области — с 1 июля 2019) действует упрощенный визовый режим для иностранных туристов. Региональные законодатели просят ввести подобную практику в СЗФО. Это даст отрасли толчок развитию делового туризма?
— Есть пять элементов, без которых невозможно развитие конгрессно-выставочной сферы. Это, во-первых, развитая индустрия гостеприимства в части отелей, ресторанов, всех необходимых сервисов — туристических, транспортных и прочих, что в городе развивается достаточно неплохо.
Второе — это транспортное обеспечение, с которым тоже всё хорошо.
Третий момент — доступность города. Здесь есть ещё, над чем работать, потому что количество прямых рейсов в Петербург сильно отстает от Москвы, не говоря уже о Финляндии. Сейчас присутствует общемировой тренд на сокращение командировочных расходов, времени пребывания в пути. С превращением Пулково в авиационный хаб ситуация улучшится.
Четвёртый момент — наличие конгрессно-выставочной инфраструктуры. С этим в городе тоже всё благополучно.
А вот пятый элемент — это визовая доступность. Здесь есть куда двигаться. Неслучайно Петербург инициировал возможность безвизового 72-часового въезда для участников деловых мероприятий. У нас сегодня режим такой есть, но в сфере круизного туризма, что обеспечивает около 800 тысяч туристов в год. Упрощенный визовый режим в Калининграде — чрезвычайно важная мера, потому что открытие пяти постоянных рейсов с Шанхаем увеличило поток китайских туристов за два года в 2,5 раза. Для людей бизнеса, приезжающих на мероприятия, это крайне актуально, так как вопрос получения визы может растягиваться на несколько месяцев, и планировать свое рабочее время с посещением мероприятий достаточно сложно.
А как сейчас строится работа с иностранными партнерами?
— Интерес к России большой. С учётом даже того негативного медийного фона, который имеется за рубежом. В целом доля участия иностранных компаний в мероприятиях разная: от 5% до 20%. На самом деле это немало. Санкции, безусловно, сыграли свою роль, география участников перераспределилась в сторону азиатских регионов, к примеру. Поэтому рынок адаптируется. Снизилось количество национальных экспозиций, поддерживаемых рядом санкционных стран, но при этом появилось много компаний, которые едут на мероприятия в обход санкций, как самостоятельные участники. К примеру, на Петербургский экономический форум самая большая делегация приезжала из США.
Наша задача — привлекать ротируемые мировые конгрессы. Ежегодно в мире таких проводится больше четырех тысяч. В «Экспофорум» необходимо привлекать не менее 4-5 таких мероприятий в год. До 2023 года мы выиграли 10 мировых конгрессов. Это в том числе Конгресс Европейской федерации ветеринарных ассоциаций животных-компаньонов 2019, Генеральная Ассамблея Всемирной туристской организации (UNWTO) 2019, Всемирный конгресс шеф-поваров 2020, Всемирный ринологический конгресс 2021, Чемпионат Euroskills (WorldSkills) 2022, Всемирный энергетический конгресс-2022. Провели уже 5. Особенно загруженным будет 2022 год — 5 мероприятий с интервалом в месяц.
Привлекаете ли вы на профильные выставки компании-стартапы, как, например, делает CES?
— В любой выставке есть доля начинающих проектов. На Днях промышленности и инновации в рамках Инновационного форума была представлена вся инновационная структура города со всеми инкубаторами, технопарками, кластерами. Город субсидирует участие таких компаний. Отдельного стартап-мероприятия у нас нет, задача состоит в том, чтобы развивать стартапы именно в нашей сфере.
В планах держим создание такой площадки с коворкингами, информационными платформами, которые бы облегчали вход на рынок инициаторам этих проектов. Ряд последних появившихся проектов реализуют молодые люди в возрасте 22-25 лет: блокчейн-форум, фестиваль «Старкон» и прочее. Они, конечно, нуждаются в поддержке, а для этого нужны специальные условия, чтобы таких проектов были десятки. Сейчас на нашей площадке реализуется более 200 проектов в год. Из них совсем новых, выросших с нуля, около десяти.
Как за рубежом поддерживается и развивается конгрессно-выставочная деятельность? В чем разница по сравнению с Россией?
— Если мы возьмём мировую практику, то крупные конгрессно-выставочные объекты строятся либо полностью за счет государства, либо с его непосредственным участием. В Германии, например, контрольный пакет акций выставочных и конгрессных центров принадлежит федеральной земле и возглавляется советом директоров, как правило, с присутствием бургомистра. Лидирующие страны в этой сфере, тот же Китай, который вышел уже на второе место по развитию в этой отрасли, рассматривают ее не как бизнес-отрасль, которая генерит прибыль, а как инструмент маркетинга территории.
Мы пока не идем по западному образцу, потому что у нас абсолютное большинство объектов инфраструктуры построено на коммерческие деньги, включая «Экспофорум». Объекты за западе развиваются везде комплексно в привязке к транспортной инфраструктуре, к наличию станций метро, к увязке возможностей для посетителей, туристов. На события работает вся индустрия гостеприимства. У нас пока эти составляющие слабо скоординированы, и государственная политика в сфере отсутствует как таковая.
Уже несколько лет обсуждается законопроект о выставочно-ярмарочной деятельности, однако он до сих пор не принят. Почему?
— У нас сама выставочная и конгрессная деятельность относится, если посмотреть классификатор экономических видов деятельности, к «прочим видам». То есть не является самостоятельной отраслью. Нет официальной государственной статистики, без которой невозможно ни мониторить рынок, ни развивать его. Всё это должно найти отражение в законе.
Сейчас проект закона требует существенной переработки. Мы это обсуждали на последнем собрании Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) вместе с ТПП и Министерством промышленности и торговли. Создана рабочая группа, в которую вошли не только представители союза, но и Национального конгресс-бюро, Российского экспортного центра, крупнейших площадок. Задача этой группы — доработать проект. Текст проекта был готов в 2014 году, за последнее время много воды утекло, обозначились новые тренды в развитии отрасли, поэтому мы выступили за то, чтобы обновить структуру и содержание закона.
Должна быть чётко прописанная форма поддержки и регулирования деятельности участников рынка: площадок, организаторов, операторов, сервисных компаний, о которых вообще ничего в законе не прописано, хотя без этого блока невозможно ни одно мероприятие.
Какие льготы предоставляются уже сейчас, и на какие можно рассчитывать после принятия закона?
— 28 ноября был принят закон о налоговых льготах для инвесторов, которые строят конгрессно-выставочные объекты. Если у нас будет реализован проект второй очереди, мы уже можем рассчитывать на такие льготы по налогам на имущество. На федеральном уровне сейчас самая динамичная программа поддержки у Российского экспортного центра, в котором есть и субсидирование участия в международных мероприятиях, и поддержка самих мероприятий.
Справка:
В 2008 году для возведения павильонов в Шушарах была создана строительная компания «Экспофорум». После покупки портфеля выставок ОАО «Ленэкспо» в 2011 году организация занялась конгрессно-выставочным бизнесом. Нынешнее название оператор «Экспофорум-Интернешнл» получил спустя 2 года — в 2013 году. Среди учредителей — ООО «Балт-Клин-Комплект» (80% от уставного капитала) и Иван Миронов (20%), сводный брат гендиректора «Газпром Межрегионгаза» Кирилла Селезнева.
Конгрессно-выставочный центр «ЭкспоФорум» включает в себя 3 павильона, конгресс-центр, 2 отеля и т.д., занимает площадь в 56 га.
Сергей Воронков родился в Оренбурге в 1965 году. Окончил Оренбургский политехнический институт и ВШМ СПбГУ, имеет степень кандидата экономических наук. Женат, есть дочь.
В 2004-2006 годы занимал должность зампредседателя комитета по печати Смольного. После этого руководил предприятиями ГК «Рестэк» до 2011 года. в 2011 году стал исполнительным директором ЗАО «Экспофорум». С 2013 года — гендиректор ООО «ЭкспоФорум-Интернэшнл».