Сергей Моренков: «Если ты делаешь выводы из предыдущих кризисов, всё будет хорошо»
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

Сергей Моренков: «Если ты делаешь выводы из предыдущих кризисов, всё будет хорошо»

Сергей Моренков: «Если ты делаешь выводы из предыдущих кризисов, всё будет хорошо»
Глава ГК «Стратегия Рост» Сергей Моренков рассказал «Новому проспекту» о том, какое из направлений его бизнеса самое прибыльное, почему самые пессимистичные ожидания автодилеров не сбылись, что ждет авторынок в следующем году и как ему удается извлекать выгоду из кризисных явлений. 

Сергей, ваша ГК «Автополе» выкупила на торгах за 500 млн рублей складские запасы у «Росана», обанкротившегося дистрибьютора Bombardier Recreational Products (BRP). Сделкой недовольны конкуренты, которые пытаются ее оспорить («НП» подробно писал об этом). Как дела в суде? 

— Мы никогда не участвовали в тендерах или госпоставках, поэтому история для нас нетипичная. Мы развиваемся не по принципу Олега Тинькова, который создал бизнес, потом продал его, потом создал новый бизнес и так далее. Я всегда тщательно подхожу к каждому новому начинанию и не трачу время на одноразовые истории без наличия перспектив построить эффективный долгосрочный бизнес.

Наша компания выкупила этот лот, поскольку у нас есть серьезные планы по развитию направления мототехники, мы поделимся ими чуть позже. Лот был представлен в основном снегоходами, а это сезонный продукт, который продается с октября по декабрь. Количество снегоходов в нем сопоставимо с годовым объемом продаж BRP. Понятно, что цель оспаривания торгов — это не пустить технику в продажу в нынешнем сезоне. 

Есть версия, по которой оспорить сделку пытаются бывшие собственники, но вряд ли сегодня суды не поддержат законные действия в интересах государства. Впрочем, я прекрасно понимаю, что всё это предпринимательские риски. Бизнес — не самое благодарное занятие в наше время, да и всегда так было. Власти считают, что бизнесмены жулики, население уверено, что предприниматели валяют дурака и при этом имеют непомерные прибыли, а закон бизнесменов никак не защищает. 

Как сейчас идут продажи автомобилей? Удалось оправиться от периода, когда действовали ограничительные меры?

— Хотя мы открылись уже в апреле, трафик упал очень сильно, многие люди действительно оставались дома, опасаясь за свое здоровье. Дилеры в Петербурге разделились на две группы: одни посчитали, что работать опасно и не надо рисковать, другие продолжали работу, несмотря ни на что, вплоть до того, что их закрывал Роспотребнадзор. Но так или иначе все работали: никто же не откажет покупателю, который заехал в сервис и заодно хочет посмотреть машину. Статистика это подтверждает: машин продавали меньше, но продавали. Я своими глазами наблюдал, как к нам на парковку приехал автовоз другого дилера, и клиенту автомобиль они выдавали прямо на нашей территории, так как мы находимся в Ленобласти. С нами это не было согласовано, но мы не стали препятствовать. 

Можете оценить свои потери?

— Что касается нашей автомобильной группы, то потерь мы не понесли, несмотря на локдаун. Наоборот, только за 9 месяцев 2020 года мы продали столько же машин, сколько за весь прошлый год. Здесь свою роль сыграло несколько факторов: во-первых, всплеск покупательской активности после пандемии, а у нас были хорошие стоки, так как мы не закрывались, во-вторых, мы закончили строительство и открыли съезд с КАД. Кроме того, продолжается строительство города Кудрово — растет количество жителей и, соответственно, потенциальных покупателей.

Да, многие говорят о всплеске спроса, но сколько он продлится?

— Я в апреле давал прогноз и оценивал ситуацию крайне негативно, но ошибся. Я предполагал, что рынок в этом году упадет вдвое из-за пандемии: наблюдали за Китаем — там всё жестко делали. Всё закрыли, люди сидели по домам, экономика падала. Но ситуация довольно быстро изменилась. Здесь сыграли свою роль и отложенный спрос, и закрытые границы, когда люди перестали тратить деньги на поездки, а также на рестораны и развлекательные сервисы. В итоге они стали обновлять квартиры, машины, загородную недвижимость. Отсюда всплеск, который мы наблюдаем с июня — после снятия всех ограничений. 

Статистика говорит, что люди, с одной стороны, не богатеют. С другой стороны, по факту мы видим, что зарплаты растут, а хороших специалистов не хватает. Пищевая отрасль очень хорошо заработала в первом квартале, когда население запасалось продуктами на случай глобальной эпидемии. В сфере услуг многие перешли на обслуживание на дому. Конечно, по некоторым отраслям пандемия ударила сильно — по тому же общепиту и авиакомпаниям, но это не означает, что так произошло везде. 

В автобизнесе сейчас ситуация неплохая. Режим ограничений, когда возможность путешествовать отсутствует, желание отказаться от общественного транспорта вкупе с государственной поддержкой автопрома подхлестнули людей приобретать больше автомобилей. В следующем году мы не ждем резких перемен. Да, сейчас в штуках автомобилей продается меньше, но это связано с тем, что имеются ограничения в производстве, так как во время пандемии не работали многие производители комплектующих. В итоге оценить спрос сейчас сложно, поскольку ты продаешь ровно столько автомобилей, сколько можешь получить от дистрибьютора. При этом ощутимо выросла маржинальность.

Намного подорожали машины за последнее время?

— Например, марки GM, которые сейчас импортируются, подорожали в среднем на миллион рублей, в том числе и потому что американский автоконцерн отказался от производства автомобилей в Белоруссии. И тем не менее по сравнению с другими автомобилями того же сегмента их цена остается привлекательной. 

Какие сейчас бренды представлены у вас? Есть планы по расширению вашего портфеля? 

— В нашем портфеле восемь марок автомобилей и пять мототехники. Но также у нас арендуют площади дилеры Chery и Geely. У нас уже был опыт, когда мы получали дилерство всего подряд. Это сомнительная стратегия. Сегодня я понимаю, что лучше иметь одну хорошую франшизу, чем пять непонятных. Доходы в лучшем случае такие же, а издержки кратно выше. Мы рассматриваем возможность завести в «Автополе» еще несколько крупных брендов. Например, сейчас участвуем в тендере VW.

За последний год наш портфель вновь пополнился Honda и Opel. Opel сейчас предлагает интересные продукты, которые превосходят многих конкурентов, но пока не слишком известны широкому кругу покупателей. 

Какие у вас планы по развитию вашей земли в Кудрово?

— Всего у нас в Кудрово около 20 га. Пандемия внесла свои коррективы: мы планировали уже в этом году начать строительство коммерческих площадей (в общей сложности больше 60 тыс. м2), но отказались от этих планов. Скорее всего, сейчас они не будут столь востребованы: спрос на аренду падает, и в ближайшее время роста не предвидится. 

Кроме того, недавно мы ввели в эксплуатацию четвертую очередь выставки «Эксподом» — это крупнейшая в России выставка загородного домостроения. Мы также построили дополнительные цеха, склады, парковки, несколько шоурумов. Развиваемся постоянно, пусть и не так масштабно, как хотелось бы. 

У вашей группы помимо автодеревни есть еще несколько проектов. Как они себя чувствуют в нынешней экономической ситуации?

— Да, помимо автобизнеса мы занимаемся производством и импортом пищевых ингредиентов, химических реактивов, моющих средств, строительной химии. Изначально в 1990-е мы занимались импортом мясопродуктов. Но после того, как грянул кризис 1998 года и импорт потерял смысл, начали развивать импортозамещение. Говорят, что кризис — это время возможностей. Я сначала думал, что это за возможности такие, когда всё вокруг рушится, но потом со временем понял, насколько это глубокое высказывание. Кризис всегда связан с переменами, и если ими грамотно управлять, то бизнес выходит на новый уровень. В кризис 1998 года, когда резко подскочил доллар, мы отказались от импорта простых продуктов и начали заниматься только высокотехнологичными, начали создавать лаборатории, производственные предприятия.

События 2008 года подтолкнули полностью изменить подход к валютным рискам и в целом к финансово-кредитной политике. Когда за несколько дней сумма долгов и стоимость их обслуживания удваивается, а покупатели не заказывают товар и перестают оплачивать долги, в такие дни начинаешь быстро учиться…

Крымский кризис 2014-го дал старт девелоперскому направлению и показал, что нельзя полагаться на один банк, даже если это государственный банк. В банке работают люди, и эти люди могут быть друзьями твоих конкурентов.

2020-й показал, что если ты делаешь выводы из предыдущих кризисов, постоянно развиваешься, у тебя будет всё хорошо. Сегодня очевидно, что 2020-й год мы закончим с великолепными показателями по всем нашим бизнесам.

Какое направление самое удачное?

— Да мы не гоняемся за удачей, не ищем сверхвыгодных контрактов, не торгуем акциями, в общем, не стремимся за легкими деньгами. В этом и есть стратегия. Мы рыночная компания, которая развилась без всяких преимуществ, знакомств, ну, в общем, сами понимаете…

Могу сказать, что пищевой бизнес не подвержен никаким потрясениям. Мы в нем уже 25 лет, работаем по всей стране. По операционной прибыли он лучший. Вспомните весеннюю самоизоляцию. У меня есть друзья, которые закупали тушенку, макароны, сигареты и забивали этим всем полный гараж. Теперь вот машину в другом месте ставить приходится.

Готовились к апокалипсису? 

— Возможно. Время было тяжелое: никто не знал, что ждет впереди.

В автобизнес вы пришли позднее. Почему решили им заняться, учитывая, что до этого развивали производство?

— У меня по каждому направлению бизнеса есть партнеры. В автобизнесе это Сергей Вайнер, с которым мы познакомились в 2004 году. Он тогда уже активно работал на авторынке и предложил мне инвестировать $2 млн в официальный дилерский центр Mazda. С тех пор мы уже вложили больше $20 млн, но Mazda у нас так и не появилась. (Смеется.)

А Вайнер до сих инвестиции отрабатывает?

— На самом деле автобизнес — очень важное для нас направление. Понятно, что по уровню маржинальности он далек от желаемого, но заниматься им безумно интересно, и я рад, что когда-то решился на эту авантюру.

Справка «Нового проспекта»:

ГК «Стратегия Рост» ведет деятельность с 1997 года, оборот группы за 2019 год — 10,7 млрд рублей. 

Пищевое направление холдинга занимается поставкой и производством соевых продуктов, специй, сухих овощей, маринадов, пряностей и приправ. Основные предприятия: ООО «Планета вкуса», ООО «Кулинарный Маг».

Химическое направление занимается производством и комплексными поставками химических реактивов, технической химии, моющих средств, лабораторного и аналитического оборудования, приборов, мебели и посуды. Основные предприятия: АО «ЛенРеактив», ООО «НОВА», ООО «ЗС Кемикалс».

Еще одно направление — продажа и обслуживание транспортных средств. Предприятия, входящие в группу компаний, являются официальными дилерами марок автомобилей Chevrolet, Cadillac, Jeep, Suzuki, УАЗ; Hyundai, Volvo, Honda, Ford, Opel, а также официальными дилерами марок мототехники Honda, Polaris, CFmoto, Suzuki, Kawasaki. Основные предприятия: ООО «Автополе Джей», ООО «Автополе Н», ООО «Автополе Карс», ООО «МКЦ «Автополе», ООО «Автополис «Кудрово», ООО «Автополе Мото Кудрово», ООО «Автополе Мультикар», ООО «Автополе Ф».

Девелоперское направление специализируется на управлении собственной недвижимостью, развитии территорий, предоставлении недвижимости в аренду. Основные предприятия: АО «Победа моторс», АО «Реактив», АО «Динабург», ООО «НеваЛинк», ООО «Принцип фонд», ООО «Торговый мир», ООО «Октябрьская 44».


К списку новостей