Российский робот — это «Калашников» от робототехники
Фото: facebook.com/oleg.kivokurtsev
Как совместить бренды «Калашников» и Lamborghini, чем сервисные роботы лучше сотрудников-людей и как скука двигает робототехнику вперед — об этом в интервью «Новому проспекту» рассказал Олег Кивокурцев, основатель и директор по развитию компании Promobot.
Расскажите, пожалуйста, существует ли в России понятие рынка сервисных роботов в принципе? В какой стадии находится этот сегмент на сегодняшний день? Сколько компаний работает?
— Понятие рынка сервисных роботов в России существует. Сегмент находится в ранней стадии, если сравнивать его со зрелым рынком, например, компьютеров или телевизоров. Сегодня он ещё находится на этапе формирования, в ближайшие годы предстоит рост. На рынке есть как российские производители, так и зарубежные. Российские — AlfaRobotics, «Нейроботикс», «Промобот», R.Bot и ещё ряд других компаний, которые производят устройства, относящиеся к сервисной робототехнике. К слову, о производстве таких устройств даже заявлял «Сбер». Это роботы-дезинфекторы, например. Также к сервисным роботам можно отнести роботов-доставщиков, по данным Международной федерации робототехники (IFR). Сюда можно добавить и «Яндекс» (по данным Международной федерации робототехники (IFR) за 2019 год, в России 73 компании занимаются производством сервисных роботов. — Прим. «НП»).
Фото: cloud.aldebaran-robotics.com
Активно продаются китайские роботы Canbot.
В сравнении с мировыми цифрами как можно оценить объем российского рынка сервисных роботов?
— По данным Национальной ассоциации российских участников рынка робототехники (НАУРР), Россия находится на втором месте в мировом рейтинге производителей сервисных роботов после США (по данным опроса ассоциации, совокупная выручка 28 компаний, которые поделились цифрами, составила по итогам 2020 года 2,92 млрд рублей, показав рост 21% относительно предыдущего года. — Прим. «НП»). По сравнению с мировыми цифрами у России хорошие позиции.
Почему вам в принципе пришла в голову идея делать именно роботов, а не просто заниматься, например, разработкой ПО?
— Ну, вообще, я сам по образованию инженер-конструктор. На третьем курсе Пермского национального исследовательского политехнического университета, в 2011 году, я обнаружил, что рынок робототехники очень активно растёт и развивается. Тогда уже каждый пятый пылесос в Европе был роботом. Уже активно внедрялись роботы — мойщики окон, мойщики бассейнов. У нас были предметы по робототехнике в университете, изучали промышленных роботов. И я понял, что рынок готов к внедрению, нужно предлагать. Изучив ситуацию, я открыл, что именно сервисная робототехника будет расти быстрее всего. Роботы в первую очередь приходят туда, где работать грязно, опасно и скучно. Там, где грязно, уже есть роботы: мойщики окон, бассейнов, полов, роботы-пылесосы. Там, где опасно, уже есть роботы: промышленные роботы на производствах, роботы-пожарные и другие. А вот там, где скучно (такие профессии, как робот-охранник, робот-гид), решений мало. И это то направление, которое в ближайшее время точно может стрельнуть, подумал я.
Promobot V.4 диагност
Разработкой ПО, конечно же, тоже довольно перспективно заниматься, но у меня не было необходимых навыков. Вообще, робототехника — это три дисциплины сразу: программирование, конструирование и работа с электроникой. У меня был навык конструктора плюс немного навыков программирования, а вот с электроникой я работать не мог. Моих уровней программирования не хватало, чтобы делать полноценные программные продукты. Навык делать железные продукты у меня был: я с 11 лет занимался в кружке юных техников. Ходил в секцию картинга, и к первому курсу университета владел всеми видами инструмента, болгаркой, дрелью, даже умел работать на токарных и фрезерных станках. Двухтактные двигатели внутреннего сгорания перебрал более тысячи раз. Поэтому и пошёл в Политех на инженера-конструктора, на автодорожный факультет. Плюс у меня был навык с первого курса заниматься бизнесом: покупал в Корее электронику и продавал в Перми, занимался поставкой оборудования в рестораны: кофемашины, аксессуары, кофе и прочее. В Перми такого не было в 2010 году, я покупал в Москве и продавал. Также продавал стройматериалы, сдавал коммерческую недвижимость в аренду за комиссию. В общем, делал всё, что могло принести деньги. Иногда терял их.
Promobot V.4 диагност
Насколько роботы прибыльны сегодня? Почему?
— Сегодня это прибыльно. В среднем маржинальность в компаниях сервисной робототехники на продукцию составляет примерно 40%. Спрос большой, покупательная способность большая. Например, охранник в год в Европе стоит €50 тыс, один сервисный робот Promobot стоит €25 тыс., поэтому выбор очевиден. Клиенты готовы платить хорошие деньги. То же самое в смежных профессиях. В США консультант даже в Walmart (розничная торговая сеть. — Прим. «НП») стоит минимум $60 тыс. в год, а робот, который может делать то же самое (отвечать на вопросы, консультировать), может сделать это доступнее и за $30 тыс. Платёж делается один раз. Роботу не нужен перерыв. Клиенты это понимают, выбирают роботов. Для них это выгодно, если сравнивать с человеком.
Каковы основные сферы применения ваших роботов? Есть ли примеры необычного использования?
— На данный момент мы выпустили больше 12 прошивок для роботов, или кейсов применения. Это робот для ретейла, робот для гостиниц, робот для клиник (робот — медицинский диагност). Есть робот администратор, робот охранник, экскурсовод, промоутер, робот для образования, робот для детского центра. У нас есть большой опыт кастомизации роботов под разное применение. Ввиду того, то рынок изменился, так как в 2020 году большинство мест повышенного скопления людей были переведены на локдаун, выйдя в 2021 год, мы сфокусировались на четырёх основных продуктах. Первый робот — медицинский диагност, который может измерить основные параметры человека: пульс, рост, вес, содержание сахара в крови. Он может автоматически заполнять карточку пациента, экономить время терапевта, что в 2020–2021 году очень актуально.
Promobot V.4 диагност
Второе направление: на базе наших роботов мы реализовали образовательную лабораторию, где используются наши изделия. Совместно со специалистами из Пермского политеха создали ряд методических программ. Сегодня в 22 вузах РФ, а также двух зарубежных работают наши роботы. Кроме того, мы используем роботов в 15 колледжах в России. Они есть в школах. Даже недавно поставили в детский сад.
Робот-регистратор
Третье направление — роботы-промоутеры. Хоть у нас и перманентный локдаун, есть мероприятия, которые не всегда запрещены. У нас есть в России ряд компаний, которые участвуют в организации мероприятий, сдают роботов в аренду. Разработки в данном направлении мы тоже не останавливаем. Робот-промоутер — один из самых популярных кейсов.
И четвёртое — робот для МФЦ. Сегодня наш робот работает в МФЦ Салехарда, Перми, Москвы, Нягани, Челябинска и других городов. Всего более 12 городов. В МФЦ стоит задача обслуживания населения, контакт с человеком может быть опасен, поэтому роботы для данной индустрии очень актуальны. Помимо всего этого мы так же производим промобот-сканер — роботизированный сканер, который автоматически заполняет соответствующие поля. Это у нас такой проект-сателлит.
Робот-регистратор
Кто разработал дизайн ваших роботов? Почему он именно такой? Есть ли прототип из книги или фильма?
— Ну, вообще, концепцию первого нашего робота мы взяли из фильма «Робот и Фрэнк» (американский фильм 2012 года о дружбе пожилого мужчины и робота. — Прим. «НП»).
Мы долго думали, как сделать округлую форму. У нас долго не получалось, было мало опыта работы с пластиком. Мы увидели этот фильм, где квадратные формы выглядят отлично. В дальнейшем мы подключили к своей работе и взяли в штат одного очень хорошего дизайнера, его зовут Андрей Васьков. Он тоже выпускник Пермского политеха, как и вся наша команда. И у него очень высокая насмотренность на промышленные объекты. То есть он видел сотни фильмов, тысячи скетчей, изучал десятки тысяч лукбуков. Выбрал именно такой дизайн. Он нас всех устроил с первого раза. Стоит отметить, что ввиду особенности нашего производства мы можем часто выпускать новые модели. Со старта в 2015 году мы выпустили уже пять версий роботов, четыре версии промоботов и одну версию Robo-C — человекоподобного робота. Если вы обратите внимание на нашего последнего промобота V.4, то он соответствует всем последним тенденциям промышленного дизайна: агрессивные формы, острые углы — это сейчас в тренде, если посмотреть на современные автомобили, то они все именно такие. А наши конкуренты за это время не смогли наладить такие же модели, как у нас, пошли по другому пути, поэтому дизайн конкурентов смотрится слегка устаревшим.
Robo-C — человекоподобный робот. Фото: robo-c.ru
У вас есть антропоморфный робот. Насколько он сложнее в техническом плане? И кто больше востребован?
— Мы с 2019 года делаем проект робота Robo-C. Занялись этим проектом, потому что восприятие устройства клиентами очень важно для нас. Есть исследование «Зловещая долина робототехники». Оно гласит, что, когда робот будет полностью похож на человека, к нему будет максимально повышенное восприятие, коммуникация с ним будет намного интереснее, чем с любым другим типом устройств. Поэтому мы начали 2 года назад этим заниматься. Мы понимали, что нам предстоит длинный сложный путь. Надо перепрыгнуть «зловещую долину», иначе этот путь не пройти. Кто первым выйдет из «зловещей долины», тот захватит весь рынок. Мы сейчас на пути выхода.
Robo-C — человекоподобный робот. Фото: robo-c.ru
Пока лучше продается Promobot V.4. Именно ввиду технической сложности не удаётся активно продавать Robo-C. С технической точки зрения он намного сложнее других изделий. Для того чтобы была копия мимики, у Robo-C в голове находится 38 сервоприводов, сервомоторов, и это только для того, чтобы была копия анатомии лица человека. У человека в лице 42 мышцы. 40 подвижных механизмов — это очень много, в то время как у робота всего лишь по семь штук в каждой руке, три в туловище, три в голове. Суммарно 20 сервоприводов на всём роботе. А на Robo-C только в лице 38. Он намного сложнее ещё и потому, что надо делать реалистичность, должно быть всё похоже: структура кожи, её геометрия, шероховатость — всё. Работа с силиконом для нас была очень сложным этапом. Но мы уже понимаем, как с этим работать. Наша команда пополнилась Петром Чагадаевым. Он один из лучших скульпторов России. И он тоже в этом направлении вёл работу давно. Он понимает, как идти. Наши роботы благодаря ему становятся лучше. Пётр работает в дальневосточном отделении нашей компании.
Робот в детском центре
Сколько стоит сделать одного «роботического» робота и одного антропоморфного?
— Розничная цена «роботических» промоботов составляет от 2 млн рублей, и человекоподобные тоже от двух миллионов. В целом себестоимость у них одинаковая.
В каких странах вы присутствуете сегодня? Насколько сильна конкуренция на мировом уровне? За счет чего вы выигрываете? Низкое ценообразование?
— Мы сегодня работаем в 42 странах мира, присутствуем на всех континентах, кроме Антарктиды. Мы есть в Австралии, Южной Америке, на Ближнем Востоке. Активно работаем в таких странах, как Оман, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ. Активно работаем в Азии и Сингапуре. И даже в Китае. В Европе: в Швейцарии, Германии, Испании, Италии, Польше, Чехии. В Северной Америке, конечно же. В Канаде, США, Мексике. И даже в Африке, в Гане, в Демократической республике Конго мы есть.
Конкуренция сильна. Мы выигрываем не только за счёт низкого ценообразования. Есть конкуренты, которые дешевле нас. Но за 2019 год более 20 компаний стали нашими дистрибьюторами. У нас большее количество опций. Каждый робот у нас собирается вручную, в то время как конкуренты применяют промышленный подход, такой же, как применяется в производстве телевизоров, чей функционал был утверждён ещё 50 лет назад. С роботами так нельзя. Каждый робот у нас штучный. Он должен быть лучше предыдущего, должно быть непрерывное улучшение. Если посмотреть на Promobot V.4 версии 100 или Promobot V.4 версии 300, то это два абсолютно разных робота. У нас модернизация идет постоянно, а технологический процесс конкурентов не позволяет внедрять больше опций.
Робот в детском центре
Второе — сервис. В каждой стране, где мы работаем, есть сервисный центр. У нас есть техническая поддержка семь дней в неделю, и мы активно с клиентом на связи, в то время как большинство производителей из Азии по своему опыту работы с другими устройствами, вроде тех же телевизоров и мобильных устройств, преследуют политику quick dollar — «быстрый доллар»: продали и забыли.
Третья причина — конкурентность по цене. У нас доступная цена, хоть и не самая низкая. Это достигается тем, что в России дешевле материалы и дешевле труд. Четвёртая причина — наш дизайн. У нас даже есть прозвище «Lamborghini от робототехники». Пятая причина — надежность. У наших роботов есть и второе прозвище — «Калашников от робототехники». Есть истории, как в Бразилии на одном конце континента кладут роботов в грузовую машину, через джунгли пересекают, достают из коробки, включают — он работает, никаких неполадок или проблем. Мы записываем все отказы. Следующие роботы таких отказов уже не имеют. Это постоянный процесс. Мы всё тестируем с самого начала, но к 30-40-му роботу мы знаем все неполадки, знаем, как их устранить, не допускаем их в производстве. К 500-му роботу всё возможное уже пройдено. Всё что можно уже устранено.
Робот в детском центре
Как пандемия повлияла на динамику развития рынка сервисных роботов?
— Отрицательно. Это коснулось вообще всех производителей. Это связано с тем, что компании, использующие сервисных роботов, — это компании, оказывающие услуги, а все такие компании ушли на локдаун. Нам, чтобы выдержать темпы выручки, пришлось начать выпускать станции для удалённого измерения температуры, выпускать сканеры, сужать рынок внедрений. Тем не менее фокусировка всё равно отличная, в итоге мы всё равно оказались в плюсе, нужные показатели выручки компании достигли, создали отличную базу для дальнейшего развития.
Насколько ваши прибыли в 2020–2021 году отличаются от предыдущих лет? Какова динамика в цифрах с учётом пандемии?
— В 2018 году прибыль составила 200 млн рублей, показав рост в 3 раза по сравнению с 2017 годом. Мы выпустили новый продукт — Promobot V.4, который оказался суперуспешным. Мы сняли сливки. В 2019 году — снова 200 млн рублей. Сливки кончились, и начался планомерный период экспансии, очень медленный, но это нормально с учетом того, что мы — железный продукт. В 2020 году такая же цифра. Мы прошли сложный и медленный период и ожидали резкий скачок, но случилась пандемия, и все наши клиенты ушли на локдаун. Удержать темпы помогли станции измерения температуры, которые мы продавали в США. С учетом того, что мы в США продавали через американскую компанию, сумма выручек двух компаний составляет примерно 300 млн рублей, так что можно сказать, что у нас был рост. Но мы сравниваем динамику русского юрлица. В 2021 году рынок постепенно восстанавливается, мы нащупали ключевые ниши, но спад экономики, конечно, сказывается и на нас. Тем не менее ожидаем рост не менее, чем до 350 млн рублей. Пока идём планомерно, согласно стратегии.
Почему у ваших роботов нет имен?
— Мы оставили данную привилегию собственникам. Когда робот включается, первое, что он просит: «Назовите меня». Собственники и придумывают имена. Кто-то интересные придумывает, кто-то скучные, кто-то шутливые. Это личное дело собственника робота. Он сам решает.
Фото: facebook.com/oleg.kivokurtsev
Олег Кивокурцев родился и вырос в Перми. В 2013 году окончил Пермский политех по специальности «Инженер-конструктор», в 2017 там же окончил аспирантуру.
В 2013 году втроем с одногруппником Максимом Утевым и Игорем Еремеевым, аспирантом электротехнического факультета, сделал робота-снегоуборщика. Инженеры сняли робота на видео и выложили ролик на YouTube. В результате робота приобрёл покупатель из Чехии за $3 тыс. Первый «офис» компании был в гараже.
Во время вузовского конкурса «Большая разведка» партнёры познакомились с бизнес-ангелом Алексеем Южаковым. Алексей предложил делать роботов для корпоративного применения (консультантов, промоутеров, гидов) и сделал первые инвестиции — 300 тыс. рублей. В 2015 году робот Promobot V.2 впервые отправился за пределы России — в Казахстан. В 2016 году Promobot становится портфельной компанией ФРИИ. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в производство роботов 150 млн рублей. С 2015 года компания произвела более 1 тыс. роботов, а география их поставок расширилась до 42 стран.