Пётр Лобанов: "Бургер с вареньем и арахисовой пастой мы подсмотрели у Элвиса Пресли"
Новый проспект
Интервью

Пётр Лобанов: "Бургер с вареньем и арахисовой пастой мы подсмотрели у Элвиса Пресли"

Прочитано: 3690

Пётр Лобанов, совладелец бургерных «Бюро», а также тапас-бара, кафе и пиццерии, рассказал, как команда парней, никогда не работавших в ресторанах, сделала ставку на крафтовые бургеры и смогла с первого проекта попасть в яблочко и развить целую гастрономическую сеть.

Пётр, свою первую бургерную вы открыли не так уж и давно — всего несколько лет, правильно?

— Относительно недавно, да, 8 лет назад, в сентябре 2013 года. Но я не один: мы открыли её втроем — я и мои друзья Артём Хватов и Евгений Иогансен. Так и продолжаем дружить и вместе открывать новые заведения.

Почему именно бургерная? Обычно люди думают об открытии ресторанов…

— Мы пришли из «Мира коммерческой недвижимости» — занимались приватизацией нежилых помещений и не имели за плечами никакого опыта не то что ресторанных открытий, но даже опыта работы в ресторанах! Поэтому изначально у нас был сугубо бизнесовый подход: мы нашли помещение и придумали концепт, который нам показался экономически интересным. Соответственно, в это первое кафе на ул. Жуковского мы вложили все наши накопленные деньги, а так как работали с коммерческой недвижимостью, то смогли найти интересное помещение на выгодных условиях.

Сила трёх (слева_направо): Евгений Иогансен, Артём Хватов, Пётр Лобанов

В какую же сумму вам обошлось открытие кафе тогда, в 2013 году?

— Мы вложили в него 5 млн рублей, и это в 2-3 раза дешевле, чем сумма вложений в те заведения, которые мы открываем сейчас. Сейчас нужно вкладывать 13-15 млн рублей. Правда, мы открываем заведения уже чуть бо́льшей площади. Площадь первой бургерной всего 70 м², и нам часто не хватает пары-тройки столов, чтобы зарабатывать больше: по пятницам и субботам народу очень много.

Вы хотели открыть именно бургерную?

— Да, именно бургерную. Мы подумали, что в Петербурге есть «Макдоналдс», «Бургер Кинг» и прочее, но никто не делает крафтовые бургеры, а ведь всё к тому идет, что это станет новым трендом. И мы очень сильно угадали! Уже на второй месяц работы мы начали продавать по 100+ бургеров в день. И под Новый год у нас были совершенно бешеные финансовые показатели. Мы сами при этом работали в зале администраторами, стараясь понять с нуля работу заведения, и нереально качнули в первый год: очереди были чуть ли не на улице, постоянные брони, заказы. Это первое кафе мы окупили где-то за год.


Себестоимость бургера казалась безумной

Каким образом, придя в отрасль совершенно посторонними людьми, вам удалось не просто выжить, а развиться в сеть?

— Прежде всего, думаю, помог энтузиазм. Нас буквально драйвило! Мы нашли то, что нас до сих пор мотивирует.

Чему пришлось учиться?

— Фактически всему! На самом деле, как ни странно, мы не понимали вообще ничего, поэтому и пошли сами работать в зал. И в первый год у нас была безумная скорость принятия решений! Помню, доходило до смешного: вводим блюдо, в зале его начинают заказывать, писать какие-то отзывы, и тут же на следующий день мы в нём уже что-то меняем. Рука была настолько на пульсе, что любые изменения происходили мгновенно. Сейчас, конечно, мы уже разрослись, у нас 10 разных кафе, и ввод нового меню занимает месяц: пока мы его придумаем, продегустируем, бухгалтер-калькулятор посчитает, все научатся готовить… А тогда это было с такой скоростью, какую сейчас просто невозможно представить.

Вы хотите сказать, что и бургеры сами придумывали, и готовили?

— Нет, конечно! (Смеется.) Это было бы уже слишком. Нам с самого начала в этом первом кафе помогал наш товарищ Кирилл Шишов — очень талантливый повар, долгое время работавший в Ginza Project. Если бы не было Кирилла, то у нас ничего бы не получилось. Он нам сделал супернеобычный продукт — очень богатые бургеры, в которых использовались «живые» соусы, салаты руккола, айсберг, ромейн. Никто не привык к такому подходу в бургерах: себестоимость бургера в 100 рублей казалась просто безумной! Но именно это и сыграло в пользу заведения: ставка на то, что у нас очень качественный продукт, себя оправдала.

Люди к нам приходили и удивлялись, что бургер может быть самостоятельным блюдом, а не фастфудом. А мы декларировали свою философию, что для нас бургер — это способ подачи какого-то рецепта. К примеру, французский бургер с двумя видами горчицы, сыром чеддер и прочим, скандинавский с брусничным вареньем. Или бургер с черносмородиновым вареньем и арахисовой пастой: казалось бы, непредставимое сочетание, но бургер очень популярный! И до сих пор мы делаем подобные гастрономические сочетания, что и нам, и гостям очень нравится.

Сами придумываете?

— Наши ребята-повара, мы периодически даем им такую задачу. Но если говорить о бургере с черносмородиновым вареньем и арахисовой пастой, то здесь мы немножко слукавили (смеется). Такие бутерброды очень любил Элвис Пресли, и мы подсмотрели это сочетание у него, просто добавили мясную котлету.

Гордимся постоянными гостями

И всё же, открывая первое заведение, ожидали ли вы такого быстрого и мощного успеха?

— Не ожидали, но мы и сейчас, когда открыли уже не одно кафе, видим, что заведение или сразу работает хорошо, или в нём что-то не так. Поэтому мы хотя и не ожидали, но как-то и не особенно удивились, ведь сами активно работали в нём и хватали волну, пока идет. И через год, когда стало понятно, что первое кафе окупилось, мы сразу же начали открывать второе. Выбрали другой район — на Петроградской, нашли помещение, и… эти два заведения до сих пор хорошо работают! Причём Петроградка работает чуть лучше, чем центр.

Как вы это объясняете?

— Хороший вопрос… В центре у нас две точки в 10-минутной пешей доступности друг от друга — на ул. Жуковского и на ул. Садовой. Возможно, есть какой-то небольшой «каннибализм». Но в любом случае на Петроградке нам сразу же удалось найти своего гостя. Там «Бюро» в темном интерьере, с приглушенным светом, очень уютное и слегка «пабное». Гости его любят.

А у вас постоянные гости?

— Да, у нас постоянные, и мы очень этим гордимся. Я вообще считаю, что если ты не работаешь на адской проходке, к примеру где-то на Невском, то бизнес возможно строить только на «постоянниках».

По меню у вас заведения одинаковые?

— Да, фактически одинаковые, хотя может различаться структура спроса: где-то больше едят горячих блюд, где-то меньше, но всё равно так или иначе мы сформировались как концепция бургерных, развиваемся в этой концепции, у нас 15 бургеров на выбор, и понятно, что они являются основой меню. При этом у нас есть и супы, и салаты, и для нашей концепции их много.

Всё это потом ввели?

— Нет, сразу же. Решили, что нужно предлагать гостям какую-то альтернативу бургерам, тем более что закупочный лист по продуктам у нас в любом случае большой: много свежих салатов, сыров и прочего.

Фуд-корты экономически интересны

Кроме бургерных в отдельных помещениях, у вас есть точки на фуд-кортах. Чем отличается подход к ним?

— На фуд-корты мы идем прежде всего по экономическим причинам. Стоимость открытия там в 2-3 раза дешевле, чем стоимость открытия в отдельном помещении, ведь ты не тратишь деньги на проектирование и постройку кафе, не закупаешь мебель, а лишь выстраиваешь технологию. Понятно, что оборот на фуд-корте немного ниже, чем в полноценном кафе, но не критично, не в 2-3 раза. При этом у тебя достаточно эффективный и оптимизированный фонд оплаты труда. Меню там чаще всего сокращено за счет тех же супов и салатов: гостям предлагаются почти всегда исключительно бургеры. Но они этого и ждут!

То есть направление перспективное?

— Да, оно нам нравится, мы в этом году будем открывать еще две точки — в новом фуд-корте «Вилка» в Кудрово и на фуд-холле Balagan на Малом проспекте Петроградской стороны.

Не испугал локдаун прошлого-позапрошлого года, когда все фуд-корты были закрыты?

— Да, нас, конечно, тогда сильно поморозили, но сейчас в принципе время для открытия новых точек и инвестиций в ресторанный бизнес немного странное…

Играем с концепциями

Тем не менее вы продолжаете открывать точки, да еще и осваиваете новую концепцию…

— Да, мы постоянно экспериментируем, ищем себя (смеется). Дело в том, что мы стали очень быстро развиваться и за 3 года открыли четыре «Бюро». А в 2016 году открыли точку в спальном районе, и она не пошла: мы не нашли там своего гостя, поэтому немного засомневались в концепции и открыли тапас-бар Pinch на Белинского, 5, потом кафе Californication.Poke&Bowls; на Жуковского, 15, то есть стали играть с концепциями. А год назад открыли пиццерию «Мастер и Маргарита» на Петроградской (смеется). Так что проектов у нас несколько! А недавно начали исследовать еще один концепт — в ТЦ «Меркурий» открыли Potato Papa.

Что-то из картофеля?

— Решили переосмыслить всем известную «Крошку картошку»: так же взять печёный картофель, но не с холодными майонезными салатами, а с чем-то более интересным. Например, картофель «Чили кон карне» с томатами и страчателлой, с лососем и битыми огурцами — словом, совершенно необычные сочетания. Всё это очень вкусно, но пока присматриваемся к этой концепции.

То есть всё же бургеры идут сейчас лучше всего?

— С бургерами просто всё понятно, это такая рабочая лошадка. Если ты хочешь в Петербурге в 2022 году попробовать бургер, то с большой долей вероятности тебе посоветуют пойти в «Бюро» — известную сеть, которую все знают.


Рентабельность падает

Насколько я понимаю, ваша история может быть хорошим примером для новичков ресторанного дела, которые хотят войти в индустрию, правильно?

— Я бы не рекомендовал смотреть на нас как на классический путь рестораторов… То, что у нас тогда получилось, сейчас не представляется возможным. Более того, мне кажется, что сейчас даже не стоит начинать этим путем идти, потому что экономика заведения общественного питания сходится очень сложно. Есть у нас круговой пирог составляющих оборота: аренда, ФОТ, продукты, коммунальные платежи и прочее. И этот пирог сегодня растет как на дрожжах, ведь каждый сегмент увеличивается, поджимая другие: растет себестоимость продуктов, на 30% за 2 года выросла оплата труда, растут арендные ставки, растут коммунальные платежи и прочее, прочее, прочее. Всё это давит на сегмент оставшейся прибыли, и рентабельность заведения, особенно небольшого, на 40 посадочных мест, падает.


Какого уровня заведение нужно открывать, чтобы как-то всё же вырулить с рентабельностью?

— Мне кажется, хотя бы на 70-100 посадок. Понятно, что не все концепты под это подходят, да их и заполнить нужно еще, чтобы на этих 70-100 стульях гости сидели. Это сложно! Наверное, и маленькие заведения могут быть рентабельными, но лишь когда сам владелец стоит за стойкой, а его жена — на кухне: все деньги в дом. Но чаще всего для меня это загадка! Для меня загадка, как многие кофейни работают. Они выглядят успешными, я сам люблю их посещать, но я вижу, что оборачиваемость столов низкая, посадочных мест мало, туда не попасть, а люди с ноутбуками сидят часами и не уходят.

Вам самим цены пришлось повышать?

— Да, но они всё равно остаются адекватными. Классический бургер, наш №1 продаж — 1 тыс. штук в каждом «Бюро» ежемесячно, стоил в 2013 году, когда мы открывались, 250 рублей. Сейчас — 370 рублей.

В локдаун сильно упали продажи?

— Везде по-разному. В последний локдаун в ноябре мы готовились к сильной просадке, а, к примеру, «Бюро» на Петроградке показывало фактически те же цифры, что обычно. Я был так приятно удивлен! Видимо, гости реально перестроились, но при этом не готовы были отказаться от бургера.

Сила трёх

Вас трое партнеров, делите ли вы обязанности?

— Так сложилось, что Женя у нас отвечает за бухгалтерию и финансы, Артём — за маркетинг, а я — за все внешние коммуникации. Но мы все на равных долях, всё обсуждаем, принимая коллективное решение. У нас есть интересное и очень простое правило, как мы шутим, единственный пункт устава нашей компании: нас трое, и любое ключевое решение проходит систему голосования. Поэтому если сейчас, пока мы с вами разговариваем, ребята захотят продать какое-то «Бюро», они продадут! (Смеется.) Потому что их двое, и это уже кворум: меня они не спросят и будут правы.

Выручкой-то поделятся?

— Это да, но это такой жесткий принципиальный пункт в нашей внутренней системе управления: никто из нас не может на 100% блокировать решение нашего общего совета директоров. И нас это спасает! Потому что иначе будет лебедь, рак и щука: все уперлись на своем, и всё. И нет никакого развития! Поэтому как люди делают бизнес вдвоем, я вообще не понимаю, ведь так или иначе всегда приходится стоять на какой-то развилке.


Мы когда-то искали локацию под очередное заведение и начали рассматривать Васильевский остров. Ребята там живут и хотели этого открытия, а я был изначально против: мне Васильевский остров казался тогда неподходящим местом. А они сказали: «Ты прости, но нас двое, открываемся на Ваське!» И в итоге мы открылись, и что вы думаете? Я был не прав! Прекрасная точка, замечательно себя показала с самого начала, и всё хорошо. Вот что значит сила трёх! Мы это давно поняли, и ведь получилось: не перессорились, дружим семьями, дети наши уже подрастают, тоже дружить будут. На удивление позитивная история!

Ресторан всё же не планируете открыть?

— Мы думаем об этом. Хочется вырасти из кафе в сегмент, который чуть повыше.

справка нового проспекта

Пётр Лобанов, совладелец сети бургерных «Бюро» и ряда других проектов, родился в 1988 году. В 2009 году окончил СПбГУ, факультет «Высшая школа менеджмента», направление «Маркетинг». В университетские годы вместе с будущим компаньоном по бизнесу Артёмом Хватовым выиграл конкурс L’Oreal Paris: ребята ездили в штаб-квартиру компании в Париже, где презентовали свою маркетинговую стратегию. После этого обоих звали на работу в компанию, но они отказались: пошли в «Мир коммерческой недвижимости», занимались приватизацией нежилых помещений, работали с арендаторами, что впоследствии очень помогло в работе с собственным бизнесом.

Свою первую бургерную «Бюро» на ул. Жуковского, 29, Пётр Лобанов и его друзья Артём Хватов и Евгений Иогансен открыли в сентябре 2013 года. Сегодня в сети шесть бургерных «Бюро», а также тапас-бар Pinch на ул. Белинского, 5, кафе Californication.Poke&Bowls; на ул. Жуковского, 15, пиццерия «Мастер и Маргарита» на Петроградской стороне и Potato Papa в ТЦ «Меркурий». В этом году планируется открыть еще два «Бюро» — в новом фуд-корте «Вилка» в Кудрово и на фуд-холле Balagan на Малом пр. Петроградской стороны.

рестораны общепит
Другие статьи автора Читайте также по теме
Бывший руководитель сервисной службы Генерального консульства США Василий Гениев рассказал «Новому проспекту», где в советское время можно было получить 35 рублей за один вечер, каким столовым прибором нужно есть котлету и за что в ресторане было стыдно бандитам.
Что представляют собой четыре стратегии по формированию гастрономического туризма и какую роль играют щи с ананасами в развитии туристического предложения Петербурга, узнал "Новый проспект".
В Кубке Губернатора «Лучший шеф-повар 47 региона» принимают участие 18 поварских команд из муниципальных районов и одного городского округа Ленобласти.

16.05.2023

Ученые Петербурга подтвердили изменение климата на Чукотке по костям динозавра
30.05.2023
Петербург признали лучшим городским брендом России
30.05.2023
Все пляжи Курортного района Петербурга благоустроят к 2025 году
30.05.2023
"Мегафон" через суд ЕС добивается отмены санкций
30.05.2023
Умер актер из "Фантастических тварей" Петер Симонишек
30.05.2023
Власти Запорожья будут поставлять в Петербург элитную черешню
30.05.2023
В Кремле анонсировали переговоры Путина с президентом Эритреи
30.05.2023
На Васильевском острове построят музей электротранспорта с блокадной экспозицией
30.05.2023
Российские банки перестали открывать клиентам накопительные счета в евро и долларах
30.05.2023
ПМЭФ-2023 увеличил цены на гостиницы в Петербурге в несколько раз
30.05.2023
Российский аукционный дом выставил на торги землю под жилье в Шушарах
30.05.2023
"Детский мир" завершил реорганизацию и начинает выкуп акций
30.05.2023
Эмин Агаларов ушел из Crocus Group ради собственных проектов
30.05.2023
Телескоп NASA обнаружил на планете Энцелад водяной гейзер высотой более 500 километров
30.05.2023
Песков: "Атака на Москву - это ответ на наш эффективный удар по центру принятия решений в Киеве в воскресенье"
30.05.2023
Суд не отпустил режиссера Женю Беркович из СИЗО
30.05.2023
На российские активы сети Decathlon претендуют инвесторы из Турции и Ливана
30.05.2023
На мощностях завода "Авангард" в Петербурге появится новое производство электроники
30.05.2023
У Роскомнадзора запросили список слов, которые нельзя использовать в СМИ
30.05.2023
Умер лауреат Нобелевской премии по физиологии, онколог Харальд цур Хаузен
30.05.2023
Утром Москву атаковали дроны. Все сбиты, но есть повреждения жилых зданий
30.05.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки