Павел Федюков: "Люди не меняются, они любят тусить"
Павел Федюков, сетевой арт-директор «Руки Вверх! Бар», рассказал «Новому проспекту», в чём секрет успеха сети, работающей во многих городах России, как бары взаимодействуют со звездами и почему солист группы «Руки вверх» Сергей Жуков принимает активное участие в проекте.
Павел, новый «Руки Вверх! Бар», открытый только что на проспекте Культуры, построен по той же бизнес-модели ночного клуба, что и первый, открытый в 2012 году, или они различаются?
— Проект в Петербурге уже третий: наши бары работают на канале Грибоедова и на Московском проспекте, и бизнес-модели, по сути, не отличаются. У нас есть позитивный опыт работы в Москве, где наши бары успешно функционируют почти в каждой части города, кроме юга. Такой же принцип мы решили применить в Петербурге и открыли бар на севере города. И по финансовым показателям уже видим, что это удачный проект. Помещение бара не такое большое, поэтому есть определенный потолок по товарообороту и выручке. Но мы и не рассчитывали на такие же объемы, как на Московском: там помещение бара примерно в 6 раз больше.
Нет ли своеобразной каннибализации проектов?
— Да, это всё ночные клубы с одной концепцией. Каннибализации нет, так как мы осваиваем новые районы Петербурга, где есть определенная аудитория гостей, которые, выбирая между тем, чтобы выбраться в центр города или «потусить на райончике», выберут второе. Таким образом мы только расширяем пул наших лояльных гостей. В остальном портрет гостя очень похож, это возрастная категория от 30 до 50 или даже 60 лет. Красивые, платежеспособные. Концепция бара предполагает, что у нас можно вспомнить и почувствовать самое беззаботное время в жизни — детство и юность. Сейчас людям это необходимо, как никогда.
Ваши бары работают не только в Москве и Петербурге, но и во многих других городах России. Как различается их аудитория?
— В целом никак: у нас одна и та же целевая аудитория. Залог успеха в том, чтобы любить своего гостя и относиться к нему с уважением. За годы существования баров операционные моменты, маркетинг и арт-часть научились работать как единый выверенный механизм. Именно это дает возможность активно расширять сеть!
Новость об открытии солистом группы «Руки вверх» Сергеем Жуковым третьего «Руки Вверх! Бара» в Петербурге можно прочитать здесь.
Жуков-руководитель
В ваших заведениях часто выступают известные группы. В чём сложности работы со звездами, что приходится учитывать и какие требования выполнять?
— Все наши звезды, с которыми мы работаем, из 90-х. Это группы «Вирус», «Фактор 2», певица Света и другие. Все они наши друзья. За многие годы тесного сотрудничества по всем городам, где есть «Руки Вверх! Бары», у нас выработался очень четкий алгоритм работы. Условия крайне лояльные и по оплате, и по бытовому и техническому райдеру. При соблюдении этих райдеров никаких сложностей не возникает. При работе с современными звездами есть свои нюансы: там требования намного выше. Но таких исполнителей не более 10%.
При этом звезды есть и среди основателей сети. Они остаются сугубо медийными личностями, выполняя задачу привлечения внимания к заведению, или как-то еще участвуют в работе проекта?
— Я думаю, что вопрос непосредственно про Сергея Жукова? (Улыбается.) Он является нашим руководителем. В операционной части, конечно, у него нет возможности участвовать из-за плотного графика (кстати, недавно он собрал 75 тыс. зрителей на сольном концерте в Лужниках). Но что касается стратегического планирования, важных концептуальных моментов, то их мы все согласовываем с ним и со вторым боссом — Павлом Чесноковым. Проработка меню, коктейлей, интерьеров — он всегда в этом участвует. Его вклад огромен. Мы успешно работаем уже 11 лет, и это показатель того, что Сергей Жуков не только красивая вывеска. Заведения, где звезда просто приходит, дает свое имя и далее устраняется, обычно в скором времени закрываются.
Павел Федюков (справа) с Сергеем Жуковым
Как сохраняете интерес звезд, в том числе и Сергея Жукова, к ночным клубам, ведь они взрослеют, их приоритеты меняются, и «интересы молодости» наверняка отходят на второй, третий, еще какой-то план?
— Проект «Руки Вверх! Бар» — это квинтэссенция 90-х и творчества Жукова. Тут априори концепция и формат не могут наскучить. Как я уже сказал, недавно Сергей собрал огромную аудиторию, исполняя песни из 90-х. Разве можно потерять интерес к собственной молодости, перестать вспоминать первую любовь или школьную дискотеку?
По клубам ходить не перестали
Как ночные клубы пережили пандемию и как на них повлияла СВО? Снизилось ли количество гостей, насколько уменьшились выручка и прибыль? Другими словами, насколько устойчивым оказался этот бизнес?
— Пандемия, конечно же, была для нас очень сложным периодом, но за это время мы не закрыли ни одного заведения, продолжали выплачивать зарплату сотрудникам. Как только появилась возможность открыть бары, мы начали работу с соблюдением санитарных норм, к примеру, ограничивали количество гостей до 50 человек. Постепенно мы вернулись на прежние обороты. Не скажу, что в течение пандемии были высокие показатели по рентабельности, но стабильно в ноль мы работали. Что касается СВО, то определенные волнения были. Но люди не перестали ходить по клубам, наоборот, возникло что-то вроде «пира во время чумы»: гости отдыхали, как в последний раз. Больше проблем возникло с персоналом: у нас некоторые сотрудники ушли на СВО, да и в целом ситуация отразилась на рынке труда.
Как изменился срок окупаемости заведений по сравнению с допандемийными временами?
— Никак. Если честно, если брать аналитику, то срок абсолютно не изменился. Мы раньше сообщали, что срок окупаемости у нас 2 года. Сейчас он такой же. Однако раскрою большую тайну: сроки часто оказываются меньше. Рекорд окупаемости у нас был 8 месяцев.
А как сегодня, в столь нестабильное время, можно вообще что-то прогнозировать?
— Мы очень давно работаем, поэтому берем аналитику, учитываем сезонность, добавляем коэффициенты, составляем планы работ и движемся к намеченным целям.
В золотые 90-е клубная индустрия процветала, ночные клубы росли как грибы. Потом всё поутихло, люди перетекли в какие-то более спокойные заведения, а клубам пришлось конкретно меняться, если они собирались остаться на рынке. Открывая первый бар «Руки Вверх», вы наверняка всё это учитывали. Что происходит с индустрией сейчас? Как поменялись люди?
— Люди не меняются — банальная фраза (улыбается): как все тогда любили тусить, так и сейчас любят. Время циклично, и мы со своей концепцией, интерьерами, музыкальным форматом и прочим прекрасно отвечаем на ностальгический запрос гостей. Дискотеки 90-х и фестивали, которые проводятся в каждом городе, собирают тысячи людей. В следующем году Сергей Жуков опять соберет «Лужники». В наших клубах гости переживают свою второю, пятую, десятую молодость. И актуальность этой темы не меняется. Но у нас также есть различные фишки, которые помогают расширять аудиторию, в том числе и концерты современных звезд.
Павел Федюков, сетевой арт-директор «Руки Вверх! Бар», работает в проекте с 2017 года. Сейчас сеть, развивающаяся по франшизе, насчитывает 30 баров более чем в 15 городах России: Москве, Петербурге, Краснодаре, Сочи, Иркутске, Тольятти, Кирове, Воронеже, Уфе, Перми, Томске и других. В ближайшее время планируется открыть еще пять баров.