Ольга Лукина: «Я бизнесмен, и я мишень»

Вы с 1995 года консультируете российских бизнесменов. Как изменились предприниматели с тех пор?

— Запросы поменялись. Сейчас бизнесмены, не дожидаясь проблем, которые накроют их бизнес, хотят разобраться заранее. У них высокий уровень осознанности, они знакомы с серьёзной аналитической терапией.  Даже очень взрослые седовласые бизнесмены открыты к тому, чтобы разобраться в своих конфликтах, проанализировать, по каким причинам они делают системные ошибки, им хочется жить гармонично и успеть больше. Молодых бизнесменов, стартаперов по 27–29 лет, стало намного больше, и работать с ними, сопровождать их очень радостно. Когда я только начинала свою практику, таких запросов не было. Это явление последних лет.

А какие раньше были запросы?

— «Брутальные». Очень много было алкогольных историй: люди не умели аккуратно и безопасно употреблять спиртные напитки, а все переговоры проводились в ресторанах, банях, люди упивались до поросячьего визга. Также очень много было напряжения, связанного с бандитизмом, вымогательством, шантажом, с реальными угрозами. Люди приходили на приём в огромном страхе за свою семью, и нужно было работать с их эмоциональным состоянием, потому что внешние вызовы активизировали детские конфликты, и человек очень плохо себя чувствовал — не мог концентрироваться, работать. Много было запросов, связанных с любовным треугольником: в 90-е годы у мужчин появились деньги, на них появились охотницы, плюс наличие длинноногой блондинки было своего рода модой, признаком статусности. Люди были неискушённые, не понимали, чего все это стоит. Бизнесмены, у которых всё было нормально с пониманием того, кто они, что им ценно, таких вещей себе не позволяли, прекрасно жили со своей семьей, ценили эти отношения, и им было всё равно, что их считали «тёпленькими», неадекватными. Ну а те, кто был уязвим, нарциссичен, кто смотрел на себя через призму оценки окружающих, попадались на эту удочку и очень сильно от этого страдали.

То есть осознанность бизнесменов развивалась вместе с самим бизнесом, которого до некоторых пор в нашей стране не было?

— Да, бизнес был молодой, люди зарабатывали, как умели. Поляна была совершенно пустая, люди вырвались на свободу, с ума сошли от первых заработанных денег: заводили любовниц, строили дома по 1500 квадратных метров, совершенно не задумываясь, что в них будет гулять эхо. И только позже, в начале нулевых, года с 2005-го, стали потихоньку появляться запросы на то, чтобы делать бизнес осознанно, навести порядок в делах, в отношениях с людьми. Бизнесмены поняли, что развивать дело, которое приносит большое количество денег, на стихийной платформе нельзя. И если говорить о динамике, то на сегодняшний день в моей практике больше всего запросов на осознанное развитие лидера и его бизнеса. Люди понимают, что негармоничность основателя бизнеса, неровность в его поведении, слепые зоны в его осознании деструктивно влияют на производственные процессы, на команду. И клиенты приходят и приводят команду для того, чтобы дать своему бизнесу шанс вырасти в великую компанию. Это наиболее частый запрос сейчас. Наши бизнесмены выросли. Теперь у них отношение к бизнесу как к делу, которое может раскрыть их потенциал.

В своей книге «Бизнес и/или свобода» вы рассказываете про владельца бизнеса, который после работы над собой и внедрения изменений в коллективе столкнулся с саботажем и агрессией со стороны своего доверенного лица — финансового директора.

— Это был собирательный образ, но суть такова: пока ты сам находишься в игровых отношениях, живёшь под давлением эмоций, вокруг тебя очень много комплиментарных людей: подобное притягивает подобное — ты играешь с ними, они играют с тобой. Драматический треугольник Карпмана: если ты любишь обвинять, орать, преследовать, вокруг тебя обязательно будут люди, которые это терпят, к этому привыкли, для которых это норма жизни. Если твой финансовый директор — человек, который многие годы агрессивно тянул одеяло на себя, и ты, сам того не замечая, этому подчинялся, то как только ты начинаешь личностно становиться свободным, проводить границы, сразу столкнёшься с его агрессией. И тут вариантов может быть только два: либо член твоей команды тоже растёт и начинает с тобой уважительные партнёрские отношения, либо ты с ним расстаёшься.

В своих книгах вы много внимания уделяете проработке травм из детства.

— Моя работа настроена на то, чтобы достать травмы, которые в жизни клиента произошли, когда он был маленьким, и обезвредить заранее эти бомбы замедленного действия. Чтобы в момент испытаний бизнесмен не провалился в беспомощность и отчаяние ребенка. Когда ты осознан, благополучен, даже если у тебя были травмы — они проработаны, ты с ними уже ок.

Есть ли какие-то особенности национального бизнеса, присущие только нам?

— У нас страна возможностей, которая несёт в себе культурально очень неконструктивные привычки во многих серьёзных вещах, и эти привычки не дают эти возможности использовать. «Что ни время, то гемморой».

В Америке беспрекословное уважение к свободе выбора личности, к частной собственности, труд, целеустремленность — это ножки, на которых стоит их протестантская культура. В российской православной культуре нет уважения ни к свободе выбора, ни к частной собственности, ни к труду как к инструменту достижения успеха в обществе. Мы стоим на страдании, духовных терзаниях, чтобы у всех всё было поровну, что надо молиться, а не трудиться — и в следующей, вероятно, жизни всё будет хорошо. Если трудимся, то на разрыв аорты и на благо Родины, либо пребываем в пассивности в ожидании чуда извне.

Про поровну. Какой-то умник посчитал: если всё состояние наших бизнесменов из списка Forbes поделить на население страны, всем хватит. И все обсуждают активно.

— Замечательно. Опять 17-ый год. У нас нет уважения к частной собственности, к тому, что это принадлежит этим людям, и они это заработали. Другой вопрос — какими способами, но это вопрос к судебным органам и государственной системе. Меня пугает, что вообще это обсуждение вообще идёт.

И вот я бизнесмен.

— И я мишень. Если у меня есть деньги, успех, я заметен — я мишень.

И как мне жить, как сохранять здравомыслие?

— Очень важно самому оставаться в здравом уме, найти свое эмоциональное здоровье. Внутреннее равновесие. Именно оно помогает довольно спокойно переживать какие-то неприятные события, вызовы. Чёткое понимание себя, своих возможностей. Анализ реальности. Учитывать какие-то вещи. Прогнозировать. Это взрослость, это высокий эмоциональный интеллект. В это важно инвестировать — как в физическое здоровье, так и в эмоциональное.

Вы много говорите о том, что миром сейчас правят эмоции. В соцсетях нарастает число кейсов, когда бизнес начинают «топить» блогеры, которым отказали в чём-то, общество делится на «за» и «против», возникают флешмобы…

— Еще Лев Толстой писал, что сумасшедшие часто побеждают, потому что у них нет ни ограничений, ни этики. Пошла эмоция, она, как правило, плохо управляемая и не осознаваемая, зацепила эмоции других неуравновешенных людей, возник некий общественный резонанс. Рецепт таких флешмобов прост: расскажи людям историю, вовлеки их в эмоции и через эти эмоции отведи их, куда тебе нужно. Как правило, рассказчик и манипулирует ситуацией.

Как защищаться бизнесмену, когда он владелец малого или среднего бизнеса, и он один на один с толпой, у него нет ресурсов, как у людей из списка Forbes, где кризисные коммуникации отрабатывает целый штат профессионалов?

— По меньшей мере избегать контактов и столкновений с неуравновешенными людьми, которые ведут себя, как сумасшедшие. Даже если ты пойдешь на поводу у этих потребителей, то никакой благодарности ты точно не получишь. Мой совет бизнесменам, с которыми я работаю, всегда таков: твоя нервная система — не помойка, она очень хрупкая, пожалуйста, относись к ней бережно, аккуратно впускай только то, что тебе нужно.

Мои бизнесмены часто мне рассказывают подобные истории: например, в частную стоматологическую клинику приходит неуравновешенная дама с ребенком и с порога требует 50%-ую скидку, потому что ей этого хочется. Когда ей спокойно объясняют, что у компании есть определенные лимиты, ей могут сделать скидку на это и на это, а 50%-ую скидку на всё сделать не позволяют регламенты, и это не значит, что к ней плохо относятся, тут же появляется пост в соцсетях: «Не ходите в эту клинику, там сидят жлобы, в них нет ни капли человечности, они только зарабатывают деньги». Если человек не слышит аргументов, если он хочет получить только то, что он хочет, разве можно считать, что он взрослый и что он адекватный?

Но именно такие посты привлекают максимальное внимание.

— К сожалению. Очень мало постов сдержанных, основанных на фактах, которые интересно читать думающему человеку. Потому что адекватные люди больше заняты делом, им некогда писать посты, они это делают редко. Выплески больных эмоций видны сразу, уже на втором предложении можно понять, что это поток непереваренных эмоций, и к действительности оно мало имеет отношения.

Есть какой-то чек-лист, чтобы сразу распознать подобные посты и не тратить на них свои силы и время?

— Обращайте внимание на два аспекта: соблюдается ли сдержанность и присутствует ли аргументация. Например, я еду в новую страну и выбираю отель, открываю отзывы. Фонтан эмоций — всё прекрасно, или, наоборот, всё ужасно — пролистываю сразу. Мир нейтрален, во всём есть плюсы и минусы одновременно. Я ищу объективную оценку, где человек приводит факты. Не «мне очень понравился ресторан» — это расплывчатая информация, без конкретики, то есть эмоции, а «очень чисто, вкусная еда, сбалансированное меню» — это факты, от которых я могу оттолкнуться, определяя для себя, важно мне это или нет. Если не понравилось, также: «Я чувствовал себя некомфортно, потому что персонал неприветливый, не здороваются, долго откликаются на звонок» — это факты. Сбалансированность. Сдержанность.

Как быть бизнесмену, если ему надо найти своих клиентов в толпе?

— Не надо стремиться понравиться всем. Если ты чётко понимаешь, что не хочешь иметь дело с неуравновешенными, эмоционально не совсем здоровыми людьми, которые, как правило, и неблагополучные, определи, для кого ты делаешь свою продукцию, свой товар, с кем ты хочешь взаимодействовать, и именно к ним и адресуйся. Этот месседж людям нездоровым покажется скучным и неинтересным — для них там нет «крючка». Одна из серьёзных тем, с которыми я работаю с бизнесменами и их управленческими командами — учиться выстраивать взаимоуважительные, заботливые отношения со своим ключевым клиентом, вместо того чтобы пытаться угодить неуравновешенным людям, растрачивая на них свои ресурсы. Благодарности от них ты всё равно не получишь.

Среди ваших клиентов и высокопоставленные топ-менеджеры крупных структур. Какие особенности работы с ними?

— Для меня бизнес — дело, у которого есть родители — один или несколько, — которые рисковали всеми своими ресурсами, осознанно вкладывались, и благодаря их постоянным методичным усилиям каждый вложенный ими доллар превратился в миллионы. Большие сырьевые структуры — это про процесс. Там у людей совершенно другие задачи, цели. Люди, находясь там, меняются. И когда ко мне приходит топ-менеджер оттуда, сложно с ним работать: он хочет невозможного — делать интересное, осознанное дело там, где всё завязано на связях, на том, чтобы правильно вовремя что-то кому-то сказать, кому-то понравиться, кому-то попасться на глаза… Где всё про процесс, а не про дело. Хочешь делать интересное дело, чувствовать драйв, быть замеченным по результатам — иди в живой бизнес!

А зону комфорта покидать не хочется.

— Там большая зарплата, страховки, возможности… И вот мы застреваем в этой истории.

Были истории с неожиданным финалом?

— Были. Люди находили в себе мужество изменить контекст.

Прямо в открытый космос шагали — в своё​ дело?

— Зачем в открытый космос? Я против революций. Я за эволюцию. Можно, находясь на текущем месте, понимая всю его бесперспективность, расти вбок, начать что-то своё. И потихонечку развивать своё дело.

Это самое комфортное.

— А зачем по-другому? Если мы взрослые, разумные люди, которые хотят испытывать приятные эмоции, если жизнь не подкидывает испытаний, когда неизбежны переживания — это бывает, никуда от этого не деться, — зачем же самим себе создавать трудности?

Но иногда бывает, что ты уже по ценностям не совпадаешь с компанией, и нужно вовремя уйти, чтобы оказаться сохранным.

— Я много раз проходила такие ситуации с клиентами: их толкают, дают возможность расти, но клиенты понимали — дальше придется переступать через свои ценности. И они приходили с запросом помочь им принять правильное решение. Не предать себя, не искуситься. И это всегда было необыкновенно: я видела, как только они принимали правильное решение, оставались верными самим себе, у них в итоге развивался успешный бизнес. У одного клиента классный инвестиционный фонд, он сам его делает так, как он хочет — по своей этике. У другого появился бизнес, который его достоин. Просто нужно было это сделать.

Новичкам везёт.

— Есть такой эффект: когда человек преодолевает душевные муки, суть которых есть страх вырваться из привычного сценария, как только он выбирает то, что действительно ему нужно, что даст ему перспективы для самореализации, у него открываются удивительные возможности, нужные люди появляются. Это правда.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня