Герой России лётчик Александр Гарнаев: "Общество узнает. Общество ужаснётся"
Фото из личного архива А.Гарнаева
В чём смысл лётного братства тех, кто присягал служить народу СССР; какие перспективы есть у российской гражданской авиации после отказа мировых авиагигантов иметь дела с РФ — об этом «Новому проспекту» рассказал Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель Александр Гарнаев.
Александр Юрьевич, вы заявили, что складываете с себя полномочия председателя правления Клуба героев, создателей и испытателей авиационной и космической техники города Жуковского. Кого объединяет этот клуб?
— Эта организация была создана мной 18 лет назад в марте 2004 года. Тогда она называлась коротко — Клуб героев города Жуковского. Организация имела официальный статус с утверждением в Думе. Я был тогда депутатом Московской областной думы. Был утверждён перечень областных общественных организаций, которые по действовавшему тогда законодательству имели право получать финансирование за счёт половины налога на прибыль в счёт благотворительности. Мы привлекали деньги с предприятий. Предприятия налогооблагаемую базу не увеличивали, а просто половину областного налога на прибыль отдавали в наш клуб. Мы процветали, пока этот закон не перестал действовать. Три года назад мы вынуждены были переучредить наш клуб. Во-первых, у нас прекратился этот источник финансирования. А во-вторых, мы расширили этот клуб. С тех пор его полное название — Клуб героев, создателей и испытателей авиационной и космической техники города Жуковского. Клуб объединяет тот же костяк профессионалов — больше 20 героев России и Советского Союза. Плюс к нам пришло большое количество физических и юридических лиц, которые были задействованы в контуре создания и испытаний авиационно-космической техники. Если перечислять все специальности, получится большой список на сотни имён.
Почему вы, герой России, заслуженный и уважаемый лётчик пошли на такой шаг — отказ от работы в собственном детище?
— Я специально записал видеролик, где я показываю своё заявление о сложении с себя всех полномочий, чтобы никто не сомневался, что это не фейк. И это заявление о клубе — лишь одно из частных заявлений. А вообще я полностью отказался от всех должностей и всех долей во всех российских предприятиях, организациях и юридических лицах. И это не протест, я подчёркиваю. Это от отсутствия понимания, как дальше можно выполнять хоть какие-то обязанности в условиях широкомасштабной «операции».
Испытатели ОКБ «МиГ» Анатолий Квочур и Александр Гарнаев, 1988. Фото из личного архива А.Гарнаева.
Как на ваше решение отреагировали коллеги по клубу, коллеги по лётной работе, друзья, товарищи?
— Во-первых, на меня тут же наехали. Меня больше всего поразило, кто наехал (улыбается). На меня наехал один мой ровесник, до того момента бывший моим другом, Герой Российской Федерации, с которым мы вместе работали, летали. Он чуть попозже меня начал испытательную работу и чуть позже меня получил звание Героя России. Тем не менее мы дружили до этого дня. Весь смех в том, что он сам окончил Харьковское авиационное училище, окончил с отличием; сам родился в Сумской области (область на северо-востоке Украины, которая граничит на западе с Черниговской областью, на севере и востоке — с Российской Федерацией, на юго-востоке — с Харьковской, на юге — с Полтавской областью. — Прим. «НП»). И после окончания училища он работал лётчиком-инструктором, служил офицером в Харьковской и Полтавской областях. Именно в этих районах его родители, его жена оттуда, у него там очень много было друзей, любви, о которой он мне много лет рассказывал с тоской…И я спрашиваю себя, а что вообще с людьми-то происходит?!
Но это лишь один вид реакции. А второй вид реакции прямо противоположный. Втихаря, чтобы никто не знал, на меня посыпался вал одобрений со стороны моих коллег. Но что гораздо более важно, идут одобрения от их детей! Людей, с которыми я вообще не был в контакте. Но они, узнав о моем решении, где-то взяли мои контакты и сами стали выходить на меня. Дети тех самых родителей, которые на меня наезжают! Их дети выказывают мне горячее одобрение. Меня это, разумеется, очень сильно вдохновило, хотя на мои действия ни та ни другая реакция не влияет никак, потому что есть вещи, в которых я уверен абсолютно, и меня никакие ни одобрения, ни осуждения, ни репрессии не заставят отказаться от моих принципов.
Фото из личного архива А.Гарнаева
Почему кажется, что среди военных профессионалов никто не высказывается о происходящем, почти как в православной церкви? Мы просто не умеем слышать, или действительно вы одиноки?
— Нет. Я совершенно точно не одинок. Здесь я ставлю многоточие.
Фото из личного архива А.Гарнаева
Действительно ли вы публично предложили себя в качестве переговорщика с украинской стороной по пленным? Минобороны России ранее официально сообщало, что есть пленные.
— Да, потому что для меня невыносимо видеть наших ребят, в том числе которых я знаю лично, видеть, как они сильно страдают. Это невыносимо для меня… И я хотел бы получить санкцию властей на эту работу. И только с получения санкции властей я готов развернуть гуманитарную и гуманную миссию. С этой целью я выбрал с той стороны своего друга, Героя Украины №1 Александра Васильевича Галуненко, и уже получил от него ответ, что Галуненко Александр Васильевич прячется в подвале своего дома между Гостомелем и Бучей. Мы с ним очень дружны. Александр Васильевич — заслуженный лётчик-испытатель СССР. Александр Васильевич Галуненко — Герой Украины номер один. Наберите в любом поисковике его имя, и вы узнаете, что это за человек (знаменитый советский лётчик-испытатель, выпускник Ленинградского института авиационного приборостроения (ГУАП), много лет работал в Авиационном научно-техническом комплексе имени Антонова, прошёл путь от лётчика-испытателя на предприятии до одного из его руководителей, бывший депутат Верховной рады от Партии регионов. — Прим. «НП»). Он первым поднял и испытал самолёт Ан-225 «Мрия» (самый большой и грузоподъёмный самолёт за всю историю мировой авиации, был создан для проекта советского космического челнока «Буран». — Прим. «НП») — тот самолёт, который на его глазах разбомбили…
Минобороны РФ, признав наличие пленных, один раз за время спецоперации официально сообщило про 498 погибших военных ВС РФ. Я могу спросить так: когда и при каких условиях общество узнает окончательные цифры по людским потерям и потерям в технике?
— Это два события, которые произойдут одновременно. Во-первых, общество узнает. Во-вторых, общество ужаснётся. Или сначала общество ужаснётся, а потом узнает. Эти два события будут иметь очень маленький временной интервал. Они произойдут почти одновременно. Когда — это другой вопрос…
Фото из личного архива А.Гарнаева
Фото из личного архива А. Гарнаева
Вы ведь не только военный лётчик, но и гражданский. Я видел ваш комментарий, что после введения новых санкций «все авиаперевозки на всех самолётах фирм Airbus, Boeing во всех российских компаниях незаконны, небезопасны и не подлежат страхованию». Можете объяснить, о чём идёт речь?
2 марта стало известно, что Boeing и Airbus прекратили обслуживание российских самолетов. Авиакомпаниям, в частности, стали недоступны техподдержка судов и поставки запчастей, сообщал «Коммерсантъ».
— Речь идёт о том, что современный лайнер — это достаточно сложное устройство (улыбается). Устройство, состоящее из большого количества деталей, каждая из которых, во-первых, должна быть сертифицирована, во-вторых, иметь авторское сопровождение производителя. И это непрерывный процесс, непрерывный. Даже когда самолёт в воздухе, его моторы жужжат, и каждый мотор отдельно своему производителю посылает такие эсэмэсочки. И сам самолёт посылает их, и все его системы. Современный самолёт интегрирован в мировую информационную систему точно так же, как тот телефон, по которому вы сейчас со мной говорите. Как только авторское сопровождение теряет юридическую силу, так сразу самолёт становится неисправным. На неисправном самолёте нельзя возить пассажиров, потому что страховка не имеет юридической силы, вот и всё.
Обыватель скажет: но ведь самолёты не стали сами по себе хуже за две недели, шасси же не отвалилось, грубо говоря. Что можно на это ответить?
— На это можно ответить, что Российская Федерация — это абсолютный рекордсмен мира с очень большим отрывом от других стран по катастрофичности. Мы прочно удерживаем это первое место. В прошлом 2021 году даже близко к России никакая из стран не стояла. Если обывателя это устраивает, значит он должен быть готов, что рекорды эти будут расти геометрически. Возможно, и с его личным участием.
Россия же делает Sukhoi Superjet 100. Почему нельзя надеяться на импортозамещение? Или можно?
— Чтобы импортозаместить что-то в Airbus, надо заменить 100% деталей, а чтобы импортозаместить иностранное в самолёте «супержесть», нужно заменить 85% деталей. Там меньше 15% имеет авторство и конструкцию внутрироссийскую, остальные комплектующие нероссийские.
То есть с учётом того, что нас отрезают от всего внешнего, можно забыть про эти машины тоже?
— Это уж кому как хочется. Кто-то забудет, кто-то не забудет. Как показала крайняя катастрофа с участием Superjet 100, даже те части, которые спроектированы чисто в России, они абсолютно небезопасны, они не удовлетворяют требованиям безопасности, убивают людей. Например, в Шереметьево 41 человек сгорел не по причине того, что там какие-то узлы плохо работали. Да, там многое плохо работало, но ничто не было смертельным. Смертельным явилось то, что во время удара об полосу разрушился бак! Бак, к которому шасси приклёпаны напрямую, без необходимого разрывного звена. Керосин, разлившись, сжёг людей. Люди погибли не от удара молнии и не от удара самолёта об полосу. Люди погибли от горящего керосина. Именно это сочленение как раз чисто российское производство, безо всяких импортозамещений.
Фото из личного архива А. Гарнаева
Что делать пилотам, которые после новых санкций окажутся на земле? Чем обычно занимаются лётчики, лишённые крыльев? Если можно, дайте примеры хороших историй, с плохими и так перебор…
— Есть много хороших примеров, есть много плохих примеров, есть много никаких примеров. Надо хороший пример (смеётся). Я — это хороший пример. У меня вся жизнь состоит только из хороших примеров. Мне не стыдно ни за один день, который я прожил, и ни за одно решение, которое я принял, при всём том, что много раз сменились вывески «руководящих партий», названия государств, в которых я работал, сменились эпохи с застойных, перестроечных и того, что было потом. Не знаю только, как назовут дальше нынешнее. Думаю, что неприличным словом. И во всех этих радикальных изменениях, происходивших вокруг меня в любой точке, где бы я ни находился, мне всегда хватало сил, воли и знаний, чтобы пробиться вперёд, и всегда только совершенствоваться. Это самый хороший пример из тех, что мне известны.
Сейчас гражданские суда облетают РФ. Например, маршрут из Японии в Скандинавию теперь пролегает через Северный полюс. Вы как оцениваете изменение уровня рисков для мировой авиации после запрета полётов через пространство России?
Фото: скриншот сообщения в Twitter менеджера по планированию полётов Finnair Riku Kohvakka
— Ни капли не изменилась ситуация, потому что лететь через Арктику или лететь через российский Дальний Восток и Сибирь — это тот же самый уровень риска, то же самое отсутствие сплошного радиолокационного поля, то же самое очень ограниченное количество запасных аэродромов. И для этого есть специальные правила — ETOPS, которым должны следовать лайнеры, выбирая маршрут. И если они им следуют, а цивилизованные лайнеры им следуют, то им совершенно безразлично с точки зрения рисков, лететь ли им через Тихий океан, Атлантику, Арктику или безлюдную Россию. Совершенно одинаково.
Вы видели не одну военную кампанию. Вы понимаете, где предел, после которого станет понятно, что спецоперация сворачивается?
— Я не знаю, где этот предел. Мне даже непонятно, почему эта спецоперация началась, а уж тем более как я могу знать, где она будет сворачиваться. Мне это абсолютно непонятно…
Александр Юрьевич Гарнаев. Родился 1 сентября 1960 года в городе Жуковском Московской области, в семье Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Юрия Александровича Гарнаева. Отец погиб в 1967 году при выполнении государственного задания во Франции.
С 1975 года начал летать в Жуковском аэроклубе. В 1981 году с золотой медалью окончил Армавирское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков, служил офицером на лётных должностях в 234-м гвардейском истребительном авиационном полку (Кубинка) до воинского звания капитан.
В 1985 году поступил в Школу лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР, после выпуска из которой с июня 1987 года работал лётчиком-испытателем в ОКБ имени А.И. Микояна. За период работы в ОКБ Микояна проводил лётные испытания опытных самолётов «МиГ-29М», «МиГ-29К», «МиГ-31Б/-31Д», на самолётах «МиГ-23», «МиГ-25», «МиГ-27», «МиГ-29», «МиГ-31» испытывал опытные ракеты и различные системы авиационного вооружения.
13 августа 1991 года выполнил первый полёт опытного самолёта, ставшего впоследствии опытным экземпляром перспективного истребителя с отклоняемым вектором тяги. Провёл большой цикл испытаний опытного противоспутникового авиационного комплекса («изделие 07»), успешно завершённый проведением в июле 1991 года зачётных боевых работ по орбитальным объектам в целях нейтрализации американской Стратегической оборонной инициативы. Об этом лётчик рассказывал 47news после того, как Минобороны РФ в ноябре 2021 года уничтожило ракетой с земли старый советский спутник-разведчик, вызвав переполох на орбитах, где работают космонавты («Новому проспекту» эту ситуацию подробно комментировал конструктор ОКБ им. Павла Сухого Вадим Лукашевич). По сообщениям в прессе, в 1990-е годы работы по «изделию 07» были свернуты, а доработанные самолёты предполагалось использовать для выведения на околоземную орбиту небольших спутников.
В 1989 году с отличием окончил факультет «Стрела» Московского авиационного института. С 1990 года выполнял сравнительные совместные полёты по международным программам военно-технического сотрудничества (воздушные бои, методики лётных испытаний, в том числе на иностранных боевых самолётах на зарубежных авиабазах в США, Франции, арабских и африканских странах, Юго-восточной Азии). Участвовал в многочисленных показах одиночного и группового пилотажа на самолётах «МиГ-29», «Су-27» и «Су-30» на авиасалонах и авиашоу в России, странах СНГ, Европы, Азии, США.
В 1994 году был переведён на лётно-испытательную работу в Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова (ЛИИ). В ЛИИ Александр Гарнаев участвовал в испытаниях опытного самолёта «Як-130», выполнял сверхдальние перелёты на «Су-30» в группе под руководством Героя России, заслуженного лётчика-испытатель СССР А.Н. Квочура продолжительностью более 10-11 часов, с неоднократными дозаправками в воздухе днём и ночью, в том числе над океаном, от арктических до тропических широт, лётные исследования на экспериментальных летающих лабораториях, лётные эксперименты при расследовании авиационных происшествий.
Руководил отрядом лётчиков-испытателей №1 в составе Лётно-испытательного центра ЛИИ. Проводил инструкторскую работу по подготовке лётно-испытательных кадров, а также на самолётах «Су-27», «Су-30», «МиГ-29» в авиационных частях ВВС и ПВО: лидирование в обеспечение международных полётов смешанных групп, дозаправка в воздухе, воздушные бои, режимы с маневрированием на малых (околонулевых) скоростях, больших углах атаки, штопор.
В 1998 году Александр Гарнаев с отличием окончил Российскую академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление». В этой же академии в 2002 году окончил аспирантуру и защитил диссертацию, имеет учёную степень кандидата экономических наук. В 2002 году закончил лётно-испытательную работу в ЛИИ. В 2002—2006 годах был депутатом на постоянной основе. С 2006 года — действительный государственный советник 1-го класса. На неосвобождённой основе был депутатом Московской областной думы до 2012 года, при этом продолжал летать инструктором-общественником в ряде аэроклубов.
С 2008 года — частный пилот бизнес-авиации. В 2009 году окончил USA Airline Transport Pilot Academy (Trenton, NJ) и получил квалификацию FAA-ATPL (USA FAA Airline Transport Pilot, 2009) прошёл полный курс обучения в Airbus Training Center (Toulouse, France), работал в авиакомпании «Аэрофлот» (в том числе в должности командира воздушного судна Airbus А-330) до 2017 года.
В 2018—2021 годах — частный пилот бизнес-авиации. В 2021—2022 — председатель правления Клуба героев, создателей и испытателей авиационной и космической техники города Жуковского. Автор трёх книг, а также научных и публицистических работ.
Герой Российской Федерации (1998). Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (2002).
Дважды женат. Отец шестерых детей.