«Мысли читать мы не умеем и не стремимся к этому»
И в быту, и бизнесе, и на отдыхе человек всё активнее будет использовать нейроуправление. В этом уверены представители российского разработчика Neiry. Стартап, существующий только 3 года, уже вошел в топ-100 EdTech-стартапов России и СНГ по версии аналитической компании HolonIQ и глобальной конференции EdCrunch. В интервью «Новому проспекту» коммерческий директор и совладелец компании Татьяна Александрова рассказала о развивающемся рынке: взаимодействии человека с окружающим цифровым миром, при котором команды компьютеру отдаются напрямую, с помощью импульсов головного мозга.
Что такое нейроданные? Это наши мысли?
— Нейроданные — довольно широкое понятие, но если говорить простым языком, то это данные об изменениях в биоэлектрической активности мозга человека, собранные в процессе взаимодействия с нейроинтерфейсом, мониторинга или решения разнообразных задач. Фактически это массив, содержащий информацию о том, как реагировал мозг на те или иные события во внешнем или виртуальном мире. Мысли читать мы не умеем и не стремимся к этому, потому что это все-таки за рамками этических соображений.
Каков объем рынка нейроданных в России? Он вообще есть?
— Тут скорее приходится говорить о рынке медицинских данных, которые преимущественно используются в лечебной практике — так называемом
brain monitoring data market. И там оценка международного рынка составляет $ 6,3 млрд в 2020 году с темпами роста в 6,2% от года к году. Мы же в большей степени занимаемся немедицинским применением нейроинтерфейсов, и в этом направлении рынок только формируется.
Сколько компаний в России занимается разработкой продуктов, основанных на алгоритмах нейроданных? Насколько сильна конкуренция?
— Если в целом говорить о применении нейроинтерфейсов в том или ином виде при создании продуктов, то на российском рынке существует около двух десятков компаний, которые связаны с нейротехнологиями. В этом списке как производители медицинского оборудования для регистрации ЭЭГ, так и компании, которые работают в сфере нейромаркетинга и помогают, например, парализованным людям взаимодействовать с внешним миром. Что касается конкуренции, то рано говорить об этом, так как рынок только формируется. Скорее мы смотрим в сторону партнерства с другими игроками, поскольку максимально заинтересованы в росте и развитии этого направления. А основной конкурент нейротехнологий на текущий момент — это те инструменты, которыми люди привыкли пользоваться в повседневной жизни, будь то устройства ввода или образовательные программы. А мы активно ищем способы, как дополнить и усовершенствовать текущие методы взаимодействия.
Кто является мировым лидером в этой сфере?
— Опять же, надо разделять сферы применения нейротехнологий, и в каждой области свои игроки. Из наиболее известных компаний я бы выделила Neuralink, gTec, Muse.
Сколько времени существует ваш стартап?
— Стартап существует 3 года, мы начали работу над проектом весной 2018-го. Юридическое лицо было зарегистрировано осенью 2019 года.
Когда вы рассчитываете начать зарабатывать и за счет чего?
— У нас уже есть первые продажи наших продуктов в Казахстан, Сингапур и США. Это продажи как образовательных продуктов, так и нашего устройства вместе с девкитом (development kit. — Прим. «НП») для разработчиков. В планах также создание продуктов для игровой индустрии, развитие направления промышленного применения нейроинтерфейсов, и, кроме всего прочего, большие надежды мы возлагаем на развитие B2C-сегмента в виде создания продуктов для персонального использования. Разработка медицинского направления тоже ведется.
Стоимость вашего стартапа после получения инвестиций независимые эксперты оценивают в 2,4 млрд рублей. Недавно вы привлекли 541 млн рублей инвестиций. В вашем бизнесе это много или мало? На что вы их направите?
— Сейчас мы привлекли инвестиции от Фонда поддержки проектов НТИ и ведем переговоры с внешними инвесторами. У нас есть согласованная с НТИ и РВК дорожная карта проекта, в рамках которого мы планируем создать международную сеть игровых нейроаттракционов для развлечений, образования и научных исследований, развернуть инфраструктуру для сбора, анализа и хранения нейроданных и заниматься разработкой алгоритмов, применимых в различных областях. Эти алгоритмы могут использоваться для управления персонажами в играх, производить мониторинг состояний с целью повышения персональной эффективности или, например, использоваться для диагностики и реабилитации пациентов с заболеваниями нервной системы.
Каковы перспективы рынка нейроданных в России и мире? От чего зависит динамика развития этого сегмента?
— Динамика развития рынка зависит в большей степени от качественной продуктовой работы и от того, насколько эффективно получится находить и создавать решения на базе нейротехнологий для конечных пользователей. Нам потребуется время, чтобы технология стала более понятной и применимой для простых людей, а крупные компании увидели в ней альтернативу существующим продуктам и решениям.
Справка «Нового проспекта»:
Neiry — компания, которая занимается разработкой нейротехнологий и созданием продуктов на базе интерфейсов «мозг-компьютер» для образования, развлечений, промышленности, медицины и персонального использования. Проекты нацелены на улучшение успеваемости в школе, повышение вовлеченности в игровой процесс, оптимизацию производственных процессов, диагностику и реабилитацию при заболеваниях нервной системы, улучшение качества жизни человека за счет использования возможностей мозга.
Компания входит в рейтинг топ-100 EdTech-стартапов России и СНГ по версии аналитической компании HolonIQ и глобальной конференции EdCrunch, является резидентом IT-кластера Фонда «Сколково» и участником программы пилотирования инноваций Агентства инноваций Москвы. В Neiry своя научная лаборатория: нейрофизиологи, нейробиологи и дата-саентисты.
Neiry проводят исследования о влиянии применения интерфейсов «мозг-компьютер» и виртуальной реальности на когнитивные функции детей и взрослых.
Компания принадлежит двум физическим лицам: Татьяне Александровой (2,5%) и Александру Панову (97,5%).