Михаил Крутихин (иноагент): "Придётся менять законы"
Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Крутихиным Михаилом Ивановичем либо касается деятельности иностранного агента Крутихина Михаила Ивановича
Минфин собирается пополнить бюджет 200 миллиардами рублей, повысив ставку налога на прибыль для производителей сжиженного природного газа (СПГ) до 32%. Партнер консалтинговой компании «РусЭнерджи» Михаил Крутихин (25 августа 2023 года признан иностранным агентом) рассказал «Новому проспекту» о том, почему усиленное налогообложение производителей СПГ не испортит им жизнь и что нужно для того, чтобы план Минфина не остался на бумаге.
Михаил Иванович, когда слышишь про налог в 32%, возникает ассоциация со сверхдоходами: это какая ж у производителей СПГ рентабельность, если предлагают такой налог?
— Было бы слишком просто, если бы я сейчас ответил, мол, да, у них рентабельность 60%, так что могут себе позволить. Нет, конечно, тут очень неоднозначно всё. Газ на разных месторождениях добывается по-разному, то есть имеет разную себестоимость. Второй момент — себестоимость сжижения. Она зависит от технологии, которую применяют на каждом конкретном предприятии. И самое главное — расстояния от месторождения до завода, где происходит сжижение.
Наверное, предприятию «Газпрома» в Высоцке в этом плане не очень повезло.
— Мягко говоря. На компрессорную станцию «Портовая», где «Газпром» недавно начал производить СПГ, причем в очень небольших количествах, газ надо гнать 3 тыс. километров с Ямала. Другое дело тот же «Газпром», имеющий контрольный пакет в консорциуме «Сахалин-2». Там отработанная система поставки с севера на юг острова и вся необходимая инфраструктура для отгрузки на танкеры прямо с работающего завода. Невозможно подсчитать среднюю прибыль таких заводов, у них совсем уж всё по-разному.
«Сахалин-2» — первый российский СПГ-проект, он заработал в 2009 году. В 2021-м «Сахалин-2» отгрузил 10,4 млн т СПГ. С августа 2022 года оператором проекта выступает ООО «Сахалинская энергия». Компания зарегистрирована 5 августа, после того как от участия в проекте отказалась Sakhalin Energy, акционерами которой являлись «Газпром» (50% плюс одна акция), Shell (27,5% минус одна акция), Mitsui & Co (12,5%) и Mitsubishi (10%). Собственники «Сахалинской энергии» в СПАРК не разглашаются, по данным РБК, 50% долей принадлежат ООО «Газпром Сахалин холдинг». В конце августа «Коммерсант» сообщил, что Mitsubishi и Mitsui решили сохранить свои доли в проекте.
Насколько я понимаю, в этой отрасли есть ещё и разница в «расстоянии до казны», как некоторые шутят…
— Ну да. Та же «Портовая» — обычное предприятие, подчиняющееся всему, что написано в Налоговом кодексе, а «Сахалин-2» подчиняется Соглашению о разделе продукции, которое вводит для него особый налоговый режим, прописанный в законе «О соглашениях о разделе продукции». Чтобы изменить налогообложение «Сахалина-2», надо изменить федеральное законодательство.
В общем, новая ставка Минфина ударит по тем, кто далёк от месторождений и не имеет налоговых льгот?
— Да, и это означает, что, в общем-то, не ударит ни по кому.
Шутите?
— И не думал. Посмотрите, кто в России производит СПГ. Кроме «Сахалина-2» это два консорциума во главе с «НОВАТЭКом»: давно работающий «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2», который должен начать работу в следующем году. Оба на 12 лет освобождены от уплаты вообще всех налогов. У них особый налоговый режим, позволяющий не платить налог на добычу полезных ископаемых, вывозную таможенную пошлину, налог на прибыль и даже ввозную пошлину на оборудование. Фактически природный газ, используемый на «Ямале СПГ» и «Арктик СПГ 2», — подарок Кремля данным консорциумам. Фигурально выражаясь, перерабатываемый на этих заводах газ может считаться российским только пока находится под землёй. Оказавшись на поверхности, он на ближайшие 12 лет становится собственностью «Ямала СПГ» и «Арктик СПГ 2». И это как раз тот случай, когда транспортное плечо отсутствует — тут заводы «сидят» на месторождениях.
ПАО «Ямал СПГ» зарегистрировано в 2005 году, в 2021 году с его причалов отгружено 19,6 млн т СПГ. По данным СПАРК, выручка за прошлый год превысила 562 млрд рублей. Компания более чем на треть принадлежит китайским CNPC и Фонду Шелкового пути, 50,07% у «НОВАТЭКа». ООО «Арктик СПГ 2» зарегистрировано в 2014 году, выручка от продаж за прошлый год — чуть больше 3,8 млрд рублей. Компания на 40% принадлежит консорциуму иностранных инвесторов, 60% у «НОВАТЭКа». Проектная мощность — 19,8 млн т, полноценный запуск первой очереди запланирован на 2023 год.
Кто ж налог-то платить будет? Для кого Минфин старается?
— Крошечный заводик в «Портовой» близ Высоцка и там же расположенный «Криогаз-Высоцк» — в общем-то тоже сравнительно небольшое предприятие, принадлежащее в основном «НОВАТЭКу». СПГ «Криогаз-Высоцк» предназначен для бункеровки судов прежде всего. Всё.
У «Газпрома» же мегапроект в Усть-Луге…
— Который без иностранных технологий сильно затормозится, причем это оптимистичный прогноз. Не исключаю, что они вообще не смогут сжижать газ. В любом случае это пока проект, мы говорим о том, что есть или вот-вот появится.
В апреле 2019 года в Высоцке заработал комплекс по производству и морской перевалке СПГ мощностью 660 тыс. т в год, принадлежащий ООО «Криогаз-Высоцк» («НОВАТЭК» — 51%, Газпромбанк — 49%). В июне он торжественно отгрузил 2-миллионную тонну СПГ. В начале сентября СПГ начал производить в Высоцке и «Газпром» — на компрессорной станции «Портовая». Но там всё только начинается. Кроме того, на берегу Финского залива ведется строительство крупного газоперерабатывающего комплекса, его в Усть-Луге строят «Газпром» и «Русгаздобыча». Заявленный план по производству СПГ там — 13 млн т в год.
У нас и без «Газпрома» столько СПГ-проектов заявлено. Может, планы Минфина — на будущее?
— В досанкционных планах российского правительства было увеличение доли российского СПГ на мировом рынке до 30-35%, сейчас — меньше 8%. Основная проблема сегодня — отказ иностранных владельцев технологий сжижения газа поставлять их в Россию. Вот эти санкции очень сильно бьют по развитию производства СПГ в стране. Наши технологии, к сожалению, пока на лабораторном уровне. Есть, конечно, технология «Арктический каскад», которую купил «НОВАТЭК», но первые её испытания оказались неудачными, и понятные прогнозы тут пока отсутствуют.
Не может же Минфин не знать, что налог, который он собирается повышать, платить некому?
— Скорее мы чего-то не знаем. Могут изменить налоговые режимы для консорциумов во главе с «НОВАТЭКом». Это будет нарушением контрактных обязательств, но теоретически такое возможно. Могут изменить налоговой режим на «Сахалине-2», но для этого Государственная дума должна пересмотреть Соглашение о разделе продукции, это же федеральный закон. Крупные российские СПГ-проекты защищены, и снимут ли с них защиту по инициативе Минфина — большой вопрос. Думаю, мы скоро это узнаем.
А кому сейчас Россия может продавать СПГ? Санкции же.
— В том-то и дело, что кому угодно. На СПГ санкции не распространяются. Первую партию с «Портовой» совсем недавно доставили морем в Грецию, продукция «Ямала СПГ» благополучно развозится по всей Европе от Испании до Великобритании. СПГ с «Сахалина-2» обеспечивает 8% японского импорта газа.