Михаил Крутихин (иноагент): "Газ сегодня приносит в бюджет РФ больше денег, чем нефть"
Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Крутихиным Михаилом Ивановичем либо касается деятельности иностранного агента Крутихина Михаила Ивановича
Президент РФ Владимир Путин сегодня подписал указ о расчетах за газ с «недружественными» странами за рубли. Новые правила начнут действовать с 1 апреля. Текущие контракты будут приостановлены. Партнер аналитического агентства RusEnergy Михаил Крутихин (25 августа 2023 года признан иностранным агентом) пояснил «Новому проспекту», что означает нынешнее решение властей и какие у него будут последствия.
Михаил, как вы в целом оцениваете решение руководства страны перевести расчеты за газ в рубли?
— На мой взгляд, это заявление далеко от экономических реалий и даже может нанести ущерб российскому экспорту газа. Это патриотическое заявление, но ничего общего ни с экономикой, ни с человеческой логикой оно не имеет. Дело в том, что сейчас российский газ приносит в бюджет страны больше денег, чем нефть. Если запретить его экспорт, это окончательно добьет российскую экономику. То есть такая мера может наказать исключительно Россию и россиян.
А как же Запад?
— На Западе ошалели от этого заявления и дали понять нашим властям, что такой вариант не пройдет. И если сначала речь шла о покупке газа просто за рубли, то теперь история такая: контрагенты должны будут открыть рублевые счета, перечислять туда евро, а дальше они автоматом будут переводиться в рубли. То есть ситуация отыгрывается назад.
Если бы все-таки речь шла о покупке газа именно за рубли, к чему бы это привело?
— Первое: поскольку рублей ни у кого нет, платить нечем. Второе: это нарушение контрактных условий, поэтому могли бы быть обращения в Стокгольмский арбитраж против «Газпрома», штрафы и так далее.
Может ли Европа отказаться от российского газа?
— В принципе может, но не в течение 2 лет, как об этом говорится сейчас. Времени нужно больше.
С помощью каких мер Европа могла бы решить этот вопрос?
— В том числе за счет временного закрытия энергоемких производств: сталелитейных, по выпуску удобрений, по выпуску стройматериалов. Можно перевести некоторые электростанции на мазут и уголь; приложить усилия, чтобы переманить в Европу потоки сжиженного природного газа, которые сейчас идут в Азию, за счет предложения цены выше, чем у Китая, Японии, Кореи. Такие примеры уже были. Для Запада это будет непросто и дорого, но это реальная возможность.
А что сейчас происходит с нефтью? С ценами на нее, с поставками?
— Нефти в России становится всё меньше. Думаю, до конца года добыча в нашей стране может сократиться на 20-25%, а в следующем году даже на 50%.
То есть у других стран действительно есть возможность заменить нашу нефть чем-то другим?
— Некоторым странам это будет крайне трудно сделать, но варианты есть. Закупки российской нефти уже сокращаются и будут сокращаться. С начала военных действий экспорт российской нефти упал процентов на сорок. Война нанесла колоссальный удар по экономике. Чтобы оправиться от него, потребуется много лет.