Михаил Иванцов: «Процент импульсных покупок в книжном магазине очень высок»
Новый проспект
Интервью

Михаил Иванцов: «Процент импульсных покупок в книжном магазине очень высок»

Прочитано: 535
Михаил Иванцов: «Процент импульсных покупок в книжном магазине очень высок»

Михаил, поделитесь результатами работы объединённой розничной сети «Читай-город – Буквоед» в этом году? Сколько точек открыли,  есть ли новые города присутствия? 

– Сейчас объединенная розничная сеть «Читай-город – Буквоед» насчитывает более 600 магазинов. В этом году уже открыли 40 магазинов, но это не окончательная цифра. До конца года мы еще планируем новыми открытия. Летом мы пришли в Республику Тыва – первый магазин открылся в Кызыле. Продолжаем осваивать Крым, теперь «Читай-город» есть не только в Симферополе, но и в Ялте. Открылись в Уссурийске – это уже четвертый по счету магазин в Приморском крае. Продолжаем активно развиваться в Ростовской и Свердловской областях – новые магазины появились в Сальске, Первоуральске и Серове. «Буквоед» расширил свое присутствие в Архангельске и Выборге. 

В каких городах магазины объединённой сети появятся в следующем году? Может быть, есть планы выйти за рубеж? 
— Прежде всего, мы стараемся охватить удаленные от центра регионы. В планах — Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Мы хорошо работаем в национальных центрах — сегодня «Читай-город» присутствует в Нальчике, Майкопе и Черкесске. Хотели бы зайти в Дагестан, пока строит вопрос с выбором торгового центра в Махачкале. 

Как чувствует себя классическая книготорговля в век цифровых технологий?
— Скажем спасибо самой аудитории. У книжных магазинов, как у отрасли, есть фундаментальная роль — точка входа в категорию. Например, люди вспоминают о том, что любят есть, по три раза в день, а вот о том, что любят читать не так часто. Книжный магазин сам по себе является рекламой. Люди идут, видят книжный: «О! Мы же читать любим, надо зайти!» Поэтому процент импульсных покупок в книжном магазине очень высок. В этом главное отличие от онлайн-покупок. Оффлайн вообще хорошо работает там, где высок процент импульсных покупок. Я часто говорю об этом тем, кто меня спрашивает: «Когда же умрет бумажная книга?» И многие припоминают, что действительно, зашли как-то в книжный с семьёй, а вышли с кучей книг. Так это и работает. Что касается электронной книги и онлайн-магазинов, то Интернет позволяет делать что-то удобнее и дешевле, но он не является точкой входа.  Поэтому одна из задач, которую, в частности, мы ставим себе в процессе обновления концепции сети «Буквоед», – сделать хорошее пространство, куда людям захочется прийти, комфортно провести время и, в результате, уйти с покупкой. Вторая задача, над которой работаем постоянно – создавать хороший ассортимент и продвижение. У нас есть отдел, который очень внимательно изучает большое поле литературы. В онлайне и оффлайне мы работаем с рекомендациями, ищем что-то интересное и доносим это до читателя. В итоге та или иная книга начинает продаваться существенно лучше. Ещё в доинтернетовские времена мы находили никому неизвестных авторов, знакомили с ними аудиторию, после чего тиражи их книг увеличивались в разы. Это важно, что мы можем выполнять экспертную функцию и доносить эту компетенцию до людей. 

Какую долю в структуре выручки сети занимают онлайн продажи? Растет ли доставка?
– Наш интернет-магазин демонстрирует рост более 60% в год и быстро приближается к своим конкурентам. У нас активно растет розница, все магазины сети являются точками выкупа интернет-заказов. При самовывозе это бесплатная доставка, что очень удобно для покупателей. Доля онлайн-продаж постепенно растет и составляет сейчас более 10% от общего объема продаж компании. 

Как в сети контролируется качество литературы, попадающей на полки?  Существует ли негласная цензура со стороны государства или с вашей стороны?  

– Мы – одна из немногих независимых торговых сетей в России. Естественно, ни о какой цензуре со стороны власти для нас не может быть речи. Мы следим за тем, чтобы на полках появлялось всё многообразие литературы от разных авторов для разной аудитории в рамках существующего законодательства. 

С прошлого года обсуждается отмена льготного НДС на книжную продукцию. Как это повлияет на книжный рынок?

– Это насущный вопрос, так как в мире НДС в книжной отрасли в среднем составляет 5-6%, а во многих странах он вообще нулевой. У нас же он составляет 10%, и уже является льготным. Но в целом, в этом отношении государство могло бы сделать дальнейшие шаги нам навстречу, исходя из международного опыта. 

Книжные магазины, в частности ваши, сегодня предлагают дополнительные сервисы. Например, кофейни, пространства для общения. Это действительно стимулирует продажи? 

– Знаете, кто бы ни пытался экспериментировать с этим форматом «посидеть с книжкой за чашечкой кофе», ни у кого ничего хорошего не получалось. Я имею в виду влияние на продажи. Всё, что есть на сегодняшний момент – а мы изучали опыт разных стран и разных сетей – это ничего с точки зрения экономики не дало. Мы же экспериментировали с кофейнями именно в Петербурге – действительно, экономически это ничего не дает. Поэтому в «Буквоеде» на площади Восстания мы просто отдали площадку профессионалам, и теперь там работает полноценная кофейня. Но мы пробуем двигаться в разных направлениях. На наш взгляд, такие сервисы – это элемент пространства, понимая это, мы будем приглашать партнеров, для которых эта история профильная. И будем делать площадки в тех местах, где мы можем экономически себе это позволить, выделив дополнительное место. Возможно, мы найдем какой-то секрет, когда это будет трансформироваться в прибыль. Но места для чтения, места для знакомства с книгой точно будем развивать, как часть гуманной городской среды, культурное пространство. Естественно, следует учитывать, чтобы такие новшества не входили в противоречие с тем, что мы работаем в очень жёстких условиях бизнеса.

В прошлом году Денис Котов покинул пост генерального директора сети «Буквоед». Почему произошла замена?

– Мы долго обсуждали дальнейшую стратегию компании. Поскольку перед нами стоял ряд новых управленческих задач, мы немного поменяли распределение ролей. Денис Котов по-прежнему входит в состав акционеров розничной сети. Сейчас он больше занимается общественной деятельностью.   

Чем отличается петербургская аудитория от покупателей других регионов? 

– Петербург совершенно уникальное место и явление по сумме качеств: большое население, высокий уровень культуры, история и туризм. Ничего подобного в мире мы не найдем. Безусловно, мы живем в век глобализации. Мы видим эти процессы, они могут нравиться или не нравиться, но вектор глобализации есть. Но есть и фундаментальное противоречие – каждый конкретный человек локален, он не живет везде. Даже если он понимает, как жить в каких-то других местах, локальность в жизни человека – это фундаментальная история, с которой, на мой взгляд, можно и нужно работать и здесь, в Петербурге. Она [локальность] даёт пласт культуры и идей, которые позволяют создать уникальный продукт для Петербурга. То, что мы сегодня и делаем. 

Справка «Нового проспекта»:

Михаил Иванцов родился 1 января 1965 в Москве. Окончил с отличием Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана и механико-математический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Занимался наукой, преподаванием. В книжной отрасли работает с 1992 года. С 2008 года возглавляет крупнейшее книготорговое объединение в России объединенную розничную сеть «Читай-Город – Буквоед». 

Федеральная сеть книжных магазинов «Читай-город – Буквоед» ведет историю с 2000 года, когда открылся первый магазин под брендом «Новый книжный» в Москве. В 2008 «Новый книжный» объединился с петербургской сетью «Буквоед» Дениса Котова. В 2009 году в Москве и Омске и появились первые магазины под брендом «Читай-город». В том же году сеть приобрела компанию «Библиосфера», магазины которой получили имя «Читай-город». К 2017 году сеть «Новый книжный» полностью ребрендировали в «Читай-город». К настоящему моменту сеть представлена более 600 книжными магазинами по стране. В августе 2019 года в ОРС объявили о старте ребрендинга в сети «Буквоед». 
ОРС «Читай-город – Буквоед» принадлежит совладельцам издательской группы «Эксмо-АСТ» Олегу Новикову и Андрею Гредасову, гендиректору АСТ Павлу Гришкову, Михаилу Иванцову и Денису Котову. В 2018 году выручка объединённой розничной сети составила 22,5 млрд рублей. 


Буквоед Михаил Иванцов Читай город книги
Другие статьи автора Читайте также по теме
Издательство АСТ выпустило книгу Роберто Карнеро «Пазолини. Умереть за идеи», где 20% текста, в частности фрагменты о нетрадиционной ориентации великого режиссера, оказались закрашены черной краской. Издатель побоялся, что без этого его привлекут за пропаганду нетрадиционных отношений. Но реальную жизнь никакой краской не замажешь, уверен художник «Нового проспекта».
Совладелица двух портовых активов на побережье Финского залива Екатерина Гноенская приобрела типографию в Зеленогорске. Она планирует организовать там производство учебной литературы в промышленных масштабах.
Фотограф Александр Петросян во время вечерней прогулки по городу случайно встретил в толпе людей со смартфонами человека с книгой. Он увлеченно читал на ходу и чем-то напомнил художнику о луче света в темном царстве, который дает нам всем надежду на лучшее будущее.

В отношении депутата петербургского ЗАКСа Бориса Вишневского* возбудили административное дело
26.04.2024
Рэпер Eminem в первом за четыре года альбоме "убил" своего альтер-эго Slim Shady
26.04.2024
Российские бизнесы иностранных брендов Ariston и Bosch передали дочке «Газпрома»
26.04.2024
Летом в Петербурге начнется строительство индустриального парка стоимостью 15 млрд рублей
26.04.2024
Основатель логистический компании «СДЭК» Леонид Гольдорт выходит из бизнеса
26.04.2024
С начала года реестр легальных такси Петербурга увеличился на 11%
26.04.2024
Путин поддержал Беглова, который собрался на выборы губернатора Петербурга
26.04.2024
В Ломоносове почти за 50 млрд рублей построят кампус Евразийского международного университета
26.04.2024
В летнюю навигацию в Петербурге будут действовать три регулярные паромные переправы
26.04.2024
«МТС Банк» провел рекордное для России IPO и привлек 11,5 млрд рублей на развитие розницы
26.04.2024
X5 Group стал владельцем производства готовой еды под Петербургом
26.04.2024
Группа «Эталон» готовит к продаже проект «Аксели» в Петербурге
26.04.2024
Проект "Новая Голландия" возглавила бывший медиа-менеджер Анна Балагурова
26.04.2024
Центробанк третий раз подряд не стал менять ключевую ставку. Она осталась на уровне 16%
26.04.2024
ГК «Лосево» начала сотрудничать с магазинами «ВкусВилл»
26.04.2024
В России могут запретить продажу алкоголя в период майских праздников
26.04.2024
С начала года в Петербурге и пригородах проданы участки под жилье и апартаменты почти на 11 млрд рублей
26.04.2024
«Левашовский хлебозавод» реконструированный Группой RBI, признан проектом года в Петербурге
26.04.2024
Праздник корюшки пройдет в Петербурге 10-11 мая
26.04.2024
В Финляндии начинаются военные учения с силами НАТО
26.04.2024
Владимир Путин сегодня в Петербурге. Он выступит на Совете законодателей
26.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки