Марина Король: "Бальный туризм в России набирает обороты"
Марина Король, директор международного историко-культурного благотворительного проекта «Балы «Четыре сезона», рассказала «Новому проспекту» о потенциале бального туризма в Петербурге, можно ли надевать одно и то же бальное платье дважды, в чём особенности танцующей России и почему танцы очень полезны для здоровья нации.
Марина, неужели в наше стремительное время всё еще проводятся балы? Я была уверена, что это ушедший атрибут прошлого…
— Конечно проводятся! Новому бальному течению, которое развивается сейчас и в России, и в Италии, в Англии, во Франции, уже около 30 лет. Но современным бальным течением мы обязаны Австрии, а именно Вене, которая сохранила у себя эти танцевальные истории как вид развлечений. Некоторым венским балам более 100 лет! К примеру, балу кондитеров, на котором мы были 4 года назад, в этом году исполнилось 120 лет. Вена сохранила бальные традиции, которые в мирное время не прерывались ни на год.
Они там проводятся круглогодично?
— За один бальный сезон проводится порядка 360 балов. При этом в день в городе может проходить по два-три бала. Они проводятся по пятницам и субботам, и за эти два бальных дня Вена пропускает через себя около 11,5 тыс. человек.
То есть люди едут специально на бал?
— Да, на один или несколько. Мы за два дня побывали на двух балах и встретили не только наших соотечественников, но и туристов с Украины, из Белоруссии и, конечно, из Европы. Там проводятся и тематические балы, такие как, например, бал юристов, куда приглашают всех уважаемых австрийских юристов. Плюс в это время в Вене проходит Международная юридическая конференция, на которую приезжают профессионалы со всего мира.
Бал организовывают под конференцию, правильно?
— Наоборот, скорее конференцию организовывают под бал (улыбается). Потому что венскому балу юристов уже более 200 лет, хотя за это время был некоторый перерыв в его проведении. Это очень красивое зрелищное действо, когда самые уважаемые юристы — с перевязями, с орденами — выходят в один ряд и начинают танцевать.
Неужели они все умеют танцевать?
— Да. Они учатся этому сызмальства, и у всех молодых мальчиков и девочек есть бальные наряды. При этом в Вене на балы ходят все: и очень богатые люди, и люди среднего достатка, и самые простые горожане, купившие билеты. Точно так же электронные билеты могут купить иностранцы — так, как это делали мы, купив билет на бал кондитеров.
Полночная кадриль
Почему вы поехали именно на бал кондитеров?
— Мы в свое время организовывали в Петербурге весенние фестивали шоколада, где проводили конкурсы кондитеров, поэтому, когда занялись балами, весна у нас стала «шоколадной»: уже 12 лет каждую весну, за исключением пандемии, мы проводим Шоколадный бал (улыбается). И венский бал кондитеров мне был очень интересен. Туда собираются и молодые профессионалы, которые открывают этот бал как дебютанты, и кондитеры более старшего возраста, и совсем пожилые. И они тоже делают шоколадные инсталляции на заданную тему.
Бал кондитеров в Вене
Сколько же длятся такие балы?
— Гости приезжают на бал часам к восьми вечера, всё действо начинается около девяти, а заканчивается в пять утра. При этом в полночь все собираются в одном огромном зале и танцуют полночную кадриль. Она танцуется очень быстро, все становятся плотно друг к другу в несколько десятков шеренг и, независимо от того, насколько ты молод или стар, пускаются в пляс. Это безумно весело, в зале стоит хохот, люди заражаются общим весельем и хотят танцевать еще, еще и еще (смеётся). Мы эту историю полночной кадрили у венцев переняли и каждый наш бал завершаем таким общим танцем.
Но ведь невозможно танцевать 7-8 часов подряд. Чем еще люди занимаются на балах?
— Конечно, необязательно всё время танцевать. Ты можешь просто фланировать, переходить из зала в зал. В большинстве случаев эти балы проходят в венском императорском дворце Хофбурге, а там около 2,5 тыс. залов, и можно погулять, зайти в кафе, где-то посидеть. Кроме того, танцуют не в одном зале, а в нескольких, и в каждом из них танцы разные: классические бальные, диско, блюз. Так что люди не только танцуют, но и общаются.
В России танцевали всегда
Вы говорите, что позаимствовали идею полночного танца. А венцы не были бы против этого?
— Конечно нет. Меня наши венские коллеги периодически приглашают на свои балы и в целом очень заинтересованы в продолжении связей. К нам несколько раз приезжали делегации из Англии, Испании, Эстонии, были даже из Танзании, и если бы не пандемия, то к нам приехали бы и из Вены.
Но наши бальные традиции утеряны, правильно? В царское время балы, конечно, проводились, а в советское время ведь ничего подобного не было.
— Как сказать. Помните фильм «Карнавальная ночь»? Такие вечера ведь тоже считаются балами. У нас есть известные танцмейстеры, которым сейчас по 80 с лишним лет. Например, Олег Николаевич Попов, которому 87 лет, до сих пор ведет балы! Он к нам приходит, с ним любят общаться все, от мала до велика, он образец бального кавалера, на него равняются. В Москве живет еще один танцмейстер такого же возраста. Однажды он приехал к нам и танцевал мазурку. Это очень бодрый танец, там несколько проходов. Мы спеклись уже на втором, а он сделал шесть таких проходов! А потом еще выскочил к нам: «Что вы здесь сидите? Пойдемте танцевать!» Так что в России танцевали всегда.
Есть ли у нас бальный туризм?
— Могу сказать, что не только есть, но и набирает обороты. Танцующая Россия активно ездит по всем городам, где проводятся балы: в Саратов, Новосибирск, Казань, Ялту и, конечно, в Петербург и Москву.
Бальная карусель
Когда вы начали проводить балы?
— Первый Шоколадный бал мы провели в 2011 году в отеле «Талион». При этом перед вечерним взрослым балом мы днем проводим бал для детей, куда приглашаем детей из многодетных семей и с особенностями развития. Они приходят вместе с родителями. Я считаю, что в нашем скоростном и серьезном мире очень важно, чтобы взрослые могли повеселиться со своими детьми. Родители с удовольствием готовятся к этому балу: папы достают парадные костюмы и мундиры, начищают ордена, мамы выбирают платья. И, конечно, это очень красивое зрелище!
Но ведь для того, чтобы идти на бал, нужно как минимум уметь танцевать. А нас никто и никогда этому не учил, если ты сам, конечно, не ходил в какой-нибудь танцевальный кружок.
— Да, у нас, в отличие от Вены, в школе бальным танцам не обучают. Но они ведь разные, и есть такие танцы, которые можно танцевать, что называется, с ноги: ты их объяснишь, и это будут бальные танцы, но при этом достаточно легкие. У нас есть помощники, и на балу всегда получается закрутить эту бальную карусель, когда танцуют все. Причем родители всегда, конечно, начинают танцевать со своими детьми, а заканчивают уже далеко не со своими (смеется). У нас есть свои попечители, которые нас поддерживают, и прежде всего Международная академия музыки Елены Образцовой и сама Елена Макарова, дочь Елены Образцовой, а также отец Илья — председатель комитета по культуре Александро-Невской лавры. Спасибо им большое!
Елена Макарова, дочь Елены Образцовой, является одним из попечителем балов «Четыре сезона»
Каждая девочка мечтает пойти на бал
Откуда у вас вообще возникла мысль о балах?
— Каждая девочка мечтает пойти на бал!
Вы тоже хотели пойти на бал?
— Да (смеётся).
А сами танцуете?
— Конечно. Я преподаю, у нас есть танцевальная школа «Идем на бал».
А как вы организовывали самый первый бал, кого туда приглашали, ведь это совсем непривычное для нас развлечение. Люди, наверное, боялись?
— Да, люди боялись, что будут выглядеть смешно, что им будет сложно, и мы начали, конечно, со знакомых: пришло человек сорок-пятьдесят. А потом заработало сарафанное радио.
Но люди-то в массе своей всё равно не умеют танцевать?
— Поэтому мы организовали школу. И знаете, на самом деле начать учиться танцевать никогда не поздно. У нас, например, есть постоянный гость на наших балах, который начал танцевать в 72 года. Он один из самых активных танцоров! Кроме того, как бы там ни было, каждый умеет танцевать вальс — или думает, что умеет. Далее, у нас есть шотландские танцы, они «ходибельные». Непростые, конечно, там много перестроений, но им можно научиться. Мы очертили круг танцев, которые могли бы быть на балу, — не очень сложные, но интересные.
Бал дебютантов
Трансформация платья
Каких расходов требует организация бала?
— Как минимум аренда помещения, это главный расход. Далее — музыканты, фуршет и прочее. Кроме того, у нас есть игровая зона. Это традиционная история, когда в зале танцуют, а по периметру в этом же зале или рядом стоят столы, диваны, кресла, куда человек может присесть, отдохнуть, пообщаться или поиграть в какие-то игры.
Какие именно?
— Есть разные бальные настольные игры с киданием кубика. Иногда мы проводим мастер-классы. Проводили, например, мастер-класс по японской каллиграфии, на Новый год однажды делали валеночки, как-то рисовали на камешках. Это всё расширяет кругозор и привлекает людей!
Часто ли вы проводите балы?
— Четыре раза в год: весенний Шоколадный бал, летний Бал цветов, осенний Бал-маскарад Летучей мыши и зимний Белый Гранд-бал. Есть еще пятый бал — бал в стиле регентства «Грёзы по Джейн Остин».
Приглашенные и купившие на бал билеты должны ведь и приходить в определенной одежде, а не просто в нарядных платьях и костюмах, правильно?
— Да, у нас обязателен дресс-код. Кавалеры приходят либо во фраках, либо в форме, если они военные, на худой конец — в костюме-тройке; дамы — в бальных платьях. У нас есть партнеры, которые предоставляют бальные наряды для тех, у кого нет собственных, хотя очень многие наши дамы уже давно имеют свои бальные платья.
А дважды разве можно надевать на бал одно и то же платье?
— Считается, что нет, но ведь платье можно трансформировать: перекроить рукава, снять одни оборки и надеть другие, поменять шлейф, пришить цветочки вместо бантиков и прочее. Главное, чтобы у платья была бальная основа!
Петербургская история
Где вы проводите балы?
— Пять лет балы у нас проходили в Малом зале филармонии, и только в это время этот зал можно было увидеть без кресел: специально для наших балов их за ночь снимали, а в следующую ночь ставили обратно. Это делала специальная бригада из компании, которая изначально эти кресла и устанавливала. Кресла снимались по определенной схеме, чтобы потом поставить их ровно на свои места, не перепутав.
Почему именно в филармонии?
— Это исторически обоснованная площадка: до революции это был дом Энгельгардта, в котором проводилось очень много балов. Именно в этом зале разворачивается действие в пьесе Михаила Лермонтова «Маскарад». И мы решили, что первый бал у нас будет балом дебютантов, и пригласили мальчиков из кадетских корпусов и девочек-гимназисток. Желающих было так много, что нам пришлось отбирать из каждого корпуса буквально по несколько человек. Когда мы разговаривали с руководством, то объясняли, что бал не просто социализация, это прежде всего впечатление от нашего города. Они потом поедут в гарнизоны и никогда не забудут этот бал. И так и произошло! Я периодически получаю письма от этих мальчиков, которые сейчас уже офицеры. Они пишут: «Как вы были правы, что это наша библиотека впечатлений! Закрываешь глаза и снова туда ныряешь».
Бал действительно очень петербургская история…
— Да. Кроме того, бал помогает в общении с любым человеком, потому что на балу все танцуют со всеми: и младшие со старшими, и старшие с младшими. Это сближает поколения и в то же время дает четкую ориентировку, что мальчик — это мальчик, а девочка — это девочка, и мальчик по отношению к девочке и женщине должен быть галантным. Он учится этому у кавалеров старшего поколения и исподволь переносит это поведение и в жизнь.
Танцующая страна
Изначально на балы приходило сорок-пятьдесят человек, а потом?
— На один из балов к нам пришло около 450 человек, и даже полонез просто встал. Такой случай впервые произошел в царское время на одном из первых балов в Эрмитаже, и исторически зафиксировано, что полонез встал. У нас был второй случай (смеётся). А перед пандемией мы проводили бал в Белом зале Мраморного дворца, и к нам присоединился коллектив танцоров в сказочных народных костюмах. Там были и Царевна-лебедь, и Лягушка-царевна, и это было очень красиво! Именно в этот бал нам удалось ввести три русских танца.
Что это за танцы? Народные?
— Да, и обычно их на балах не танцуют, но здесь мы сделали исключение и станцевали. Но ведь те же шотландские танцы тоже народные, и из народа они шагнули в бальные залы, став более рафинированными. Та же история произошла и с вальсом, та же и с некоторыми нашими народными танцами.
То есть в России тоже танцуют?
— Да, у нас танцующая страна. Более того, у нас страна, танцующая очень много исторических танцев. Потому что в той же Вене танцуют бальный стандарт: вальс, польку и латино. А у нас танцуют и польки, и мазурки, и контрдансы, и фокстроты, очень любят кадрили. И мы замиксовываем более простые танцы, которые может станцевать каждый, с более сложными, чтобы было интересно и людям, умеющим танцевать. У нас много круговых танцев, когда все танцуют со всеми — тот же вальс или полька. На этих танцах люди знакомятся. За 12 лет у нас сложилось много пар, которые поженились и уже приводят к нам своих детей (улыбается).
Шампанское от большой музыки
Кроме того, подобные мероприятия напрямую активизируют туризм и повышают экономику города, правильно?
— Когда в Вену на балы, которые проходят по выходным, приезжают гости из близлежащих предместий и других стран, то экономика города, разумеется, повышается. Ведь эти люди едут в автобусах, летят на самолетах, а, помимо самого бала, живут в отелях, ходят по ресторанам, по музеям и магазинам, обязательно идут в театры. И вся эта туристическая инфраструктура начинает жить! Опять же, в свое время мы не знали, где нам в Петербурге купить фрак или смокинг. То есть в прокат их взять было можно, а купить — нет. Первый смокинг моему сыну мы покупали в Вене в магазине «Зара»: там он продавался, а в нашей «Заре» нет. И там очень много магазинов с бальной атрибутикой, там можно купить цилиндры, бальные лаковые ботинки, плащи, пуговицы-запонки — это целая индустрия. В Вене она процветает. Этим летом мы планируем организовать фестиваль спортивно-светских игр, в которые играли на рубеже XIX и XX веков, и, конечно, приурочить к этому фестивалю бал. Поэтому надеемся, что к нам приедут наши коллеги из разных городов России, и мы немного взбодрим туризм (смеется).
Марина Король с сыном Никитой
Сейчас наша страна проходит сложный период. Может быть, сегодня не время для танцев, как вы считаете? Или, напротив, самое время?
— Я считаю, что танцевать обязательно нужно. Потому что танец, во-первых, поднимает дух, а во-вторых, у него есть медицинское обоснование. В медицине есть целое направление, которое называется танцетерапией. Она назначается, когда человеку нужно разгрузить голову (например бизнесмену), снять стресс, мышечный зажим и прочее. Тот же самый вальс обнуляет все настройки, снимает стресс. Помимо этого, у танцующего человека вырабатывается гормон счастья эндорфин. Я рекомендую слушать Штрауса, танцевать под его вальсы даже просто самому с собой, если нет партнера, потому что музыка Штрауса — это шампанское от большой музыки. Это просто необходимо для здоровья нации!
Марина Король родилась в Санкт-Петербурге, окончила Северо-Западный политехнический институт (специальность «Биомедицинская кибернетика»). Организовывала фестиваль шоколада «Шоколадомания», гольф-турнир «Королевские игры». С 2011 годя является директором международного историко-культурного благотворительного проекта «Балы «Четыре сезона». Летом 2023 года планирует организовать фестиваль спортивно-светских игр, в которые играли на рубеже XIX и XX веков.
Фотографии из личного архива Марины Король