Ксения Берговина: «Рано или поздно воздушные такси завоюют небо»
Новый проспект
Интервью

Ксения Берговина: «Рано или поздно воздушные такси завоюют небо»

Прочитано: 1250
Ксения Берговина: «Рано или поздно воздушные такси завоюют небо»
Ксения Берговина, генеральный директор и собственник авиаклуба «ПитерПолет», рассказала «Новому проспекту», что страшнее для владельца воздушного судна — пандемия или транспортный налог, как построить бизнес в мире мужчин и почему женщин так редко пускают за штурвал самолета.

Ксения, как вы стали авиатором? 

  — Случайно. В 2013 году я с друзьями поехала на аэродром полетать на маленьком самодельном самолетике. Полетала. И уже на земле разговорилась с пилотами. Я их совсем не знала, но у них были такие горящие глаза! Ребята попросили помочь в развитии аэродрома. А у меня эмоций через край. Я говорю: «Сейчас решим все вопросы! Я знаю как!» Офис у меня уже был, и было открыто ИП. Я рассчитывала, что мы вместе будем заниматься этим бизнесом, но мне пришлось самостоятельно запустить рекламу, потратить силы и средства на создание сайта. Отступать было некуда. Так я не только на бумаге, но и на деле стала учредителем бизнеса и его руководителем.

Получается, что небом заболели с первого полета?..

  — Да, до этого я даже не догадывалась, что небо может стать делом моей жизни. О небе и авиации я не мечтала. И если бы мне кто-то сказал, что моя жизнь будет связана с полетами на самолетах, я бы не поверила. Тем не менее сейчас моя компания специализируется на организации ознакомительных полетов на самолетах и вертолетах в окрестностях Петербурга. А еще мы организуем экстремальные полеты на самолете с фигурами высшего пилотажа, полеты на паратрайке, параплане, мотодельтаплане и сверхлегких самолетах. 

Авиация — это традиционно мужская сфера. Сталкивались ли вы с гендерным стереотипом в этом бизнесе? 

  — Когда я начала свое дело, мне было 24 года. Внешне я была похожа на подростка, и меня не всегда воспринимали всерьез, относились снисходительно. Но никакого давления со стороны коллег-мужчин я не испытывала. Но это в бизнесе. А вообще, мужчины штурвал передают в руки женщине крайне неохотно. И я, если честно, разделяю это гендерное предубеждение. Быть пилотом невероятно сложно как физически, так и морально. 

Но вы же пилот?..

  —  Да. Но это мое хобби. А если говорить о профессии, это очень ответственное дело. Тут важно уметь принимать правильные решения быстро и предвидеть их последствия, ведь от них зависит жизнь тех, кто на борту, и тех, кто на земле. Бывают нештатные ситуации. Один наш пассажир пытался выхватить у пилота штурвал, другой — спрыгнуть с вертолета, третий желал быть в небе обнаженным, четвертый брал с собой на борт чучела котов. Чудаков-то много! Успокаиваем буйных, конечно, и больше не допускаем к полету. Но девушке-пилоту в отдельных ситуациях одной не справиться.

Какой авиапарк у вашей компании? 

  — Мы фрахтуем около 30 воздушных судов. И часть из них — в нашей собственности. Но, если честно, иметь авиасудно на балансе нерентабельно и юридически очень сложно. Предпринимателю выгоднее арендовать и самолеты, и вертолеты. 

Почему? 

  — Транспортный налог — моя личная боль! Мы, владельцы авиатранспорта, платим по 250 рублей за одну лошадиную силу мощности корабля. Но если на земле транспортный налог, собираемый с автовладельцев, идет на обслуживание дорог, то на что он идет в нашем случае? Нам даже взлетные полосы не ремонтируют. А ведь наша налоговая база по сравнению с автомобильной намного больше. И мы ничего не имеем за эти деньги!

Полосу на аэродроме вы арендуете?

  — Нет. Мы оплачиваем летный день: взлет-посадка. Так работают и большие авиакомпании во всех аэропортах мира. Аэродрому мы, конечно, тоже платим за то, что оттуда летаем. Оплачиваем работу диспетчеров, стоянку и обслуживание корабля на земле. Плюс покупка топлива и технических масел. Затраты на зарплату и рекламу я тут даже уже не учитываю. 

Кто и как следит за состоянием авиационного парка? 

  — На аэродроме Гостилицы (это один из самых крупных аэродромов на Северо-Западе) все самолеты обслуживает одна сертифицированная авиационно-техническая структура. И для ее специалистов неважно, какой это самолет — арендный или частный, главное чтобы он был безопасен и для пилотов, и для пассажиров. Аэродром содержат тоже за деньги частных лиц — собственников и арендаторов. Мы все вместе ремонтируем подъездные дороги к аэродрому, оплачиваем ремонт полосы и содержание аэродромной инфраструктуры. 

Многие считают, что авиация — бизнес для очень богатых людей. Насколько богаты вы? 

  — Многие в самом деле считают меня богатой. (Смеется.) Я действительно владею одним из самых крупных авиаклубов в России. Он даже, пожалуй, самый большой. Но если говорить обо всей малой авиации, то у меня микробизнес, просто крупный клуб по интересам. Но вы правы! Есть мнение, что авиация — это богатая сфера. Конечно, и в авиации общего назначения есть огромные компании, которые выполняют миллиардные госконтракты. Они занимаются, как правило, авиаработами: патрулированием лесов, санитарной авиацией. Но это не наш удел. Мы развлекаем людей и показываем им красоту города с высоты птичьего полета.

В пандемию люди избегали полетов?
 
— Увы, да. А обязательства по налогам, аренде и зарплатам с нас никто не снимал. Было очень тяжко. Пришлось отказаться от любимого офиса, где нам очень нравилось. Так мы уменьшили расходы, и в случае второй волны останемся на плаву. От помощи со стороны государства, как многие другие пострадавшие отрасли, мы бы не отказались, но ее нет. 

Кто ваши основные клиенты: бизнес, туристы, местные жители? 

  — Все. Корреляции нет. В выходные (это наши основные рабочие дни) мы совершаем около 50 полетов. Минимальный — 10 минут вокруг аэродрома. Цена — от 2 тыс. рублей. Обзорная экскурсия оценивается в 7 тыс. рублей. Большое количество полетов позволяет нам экономить на обслуживании. Например, покупаем топливо оптом. Этим летом, когда разрешили снять маски, люди ринулись за новыми впечатлениями. Нам удалось немного заработать и покрыть убытки, накопленные за первый карантин, и даже накопить деньги на возможную вторую волну пандемии. Но если у нас всегда будет пандемия, бизнес потеряет смысл.

Но в небе кроме пилота и пассажира никого нет. Социальная дистанция соблюдается... Не должно быть проблем.

  — Социальная дистанция — это еще не всё. Мы с перепугу весной самолеты обрабатывали авиационным спиртом после каждого клиента. За один рабочий день администратор пьянел от паров — спирт же неразбавленный. Но полетов всё равно было очень мало.

Насколько острая конкуренция на рынке туристических авиационных услуг? 

  — Над городом могут летать только вертолеты — они получают специальное разрешение. А вдоль города — и вертолеты, и легкомоторные самолеты. Летать над Петербургом — удовольствие особенное. И новые игроки на рынке появляются каждый день. Но я даже не запоминаю их названия — они появляются и тут же пропадают. Есть основные игроки, опытные и крупные. Они непосредственно встречают людей на аэродроме, у них есть авиапарк. Таких на рынке не больше пяти. Есть также масса «перекупов». Они напрямую не организуют экскурсионные полеты, зато продают сертификаты и направляют туристов, например, к нам. Есть еще частники: «перекупы» продают сертификаты напрямую к конкретным пилотам. Так что рынок сложный, конкурентный. Его объем небольшой, даже если не брать в расчет пандемию, которая его сильно подорвала. Дело в том, что впечатлений от одного полета хватает на всю жизнь. Где вы видели людей, которые идут в кино на один и тот же фильм неоднократно? Такие, конечно, есть, но их единицы. Так и у нас. 

В других странах так же?

  — В Европе или в США почти нет такой услуги, как ознакомительный полет над городом. Там у каждого пятого гражданина есть свой собственный самолет, и он может сам устроить такую экскурсию своим гостям. 

Почему не используете вертолеты и самолеты в качестве такси? 

  — Воздушное такси — это моя мечта. Но для ее воплощения в жизнь не хватает двух важных вещей. Во-первых, у нас не настолько платежеспособная аудитория. Если у людей есть деньги, они покупают воздушные суда под себя и нанимают пилотов. Во-вторых, в России пока нет законодательной базы для организации авиационного такси. Как появится законодательство, сфера вспыхнет как спичка, и авиатакси завоюют небо.

Справка «Нового проспекта»:

Ксения Берговина окончила факультет психологии Санкт-Петербургского института управления и права. Собственник Авиаклуба развития малой и сверхлегкой авиации «ПитерПолет». Доля в бизнесе — 100% (данные СПАРК). Авиаклуб основан в 2013 году, его авиапарк состоит из 25 воздушных судов. В их числе Cessna 172, Piper PA-28, Як-52 и Robinson R44.


авиация женщины в бизнесе
Другие статьи автора Читайте также по теме
Опытный образец российского ближнемагистрального самолета SJ-100, совершил первый полет, который подтвердил стабильную работу всех отечественных систем.
29.08.2023
В этом году отмечается 100-летие со дня создания первого бюро товарных экспертиз, которое положило начало формированию экспертной системы Торгово-промышленных палат. Немалый вклад в развитие экспертизы на современном этапе принадлежит Ленинградской областной торгово-промышленной палате (ЛОТПП).
Илья Шатилин, авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers, рассказал «Новому проспекту», как национализация самолетов повлияет на безопасность полетов и что может сделать Россия в сложившейся ситуации.

В России запустят программу по борьбе с ожирением у детей и подростков
01.12.2023
Приложение РЖД по продаже билетов удалили из App Store
01.12.2023
На улицах Петербурга появятся новые системы фиксации нарушений парковки
01.12.2023
Российские пивовары AB InBev Efes планируют производить мороженое
01.12.2023
В Румболово появится малоэтажный квартал почти на 5 тыс. человек
01.12.2023
На конгрессе в "Экспофоруме" обсудили новые вызовы науки и образования
01.12.2023
В этом году иностранные собственники продавали российские активы в 2,8 раз чаще, чем в прошлом
01.12.2023
Без шуток. В России с 1 апреля следующего года стартует маркировка красной и черной икры
01.12.2023
Торговым сетям предложили временно не делать наценку на куриные яйца больше 5%
01.12.2023
Дорожные предприятия Петербурга с начала зимы убрали с улиц города 170 тыс. м3 снега
01.12.2023
Бывший вице-губернатор Петербурга Игорь Албин предложил "выпроводить ЛГБТ из органов власти и госкорпораций"
01.12.2023
Валерий Гергиев ближайшие пять лет будет гендиректором Большого театра
01.12.2023
В Петербурге стартовало строительство нового участка метро до станции "Каретная"
01.12.2023
Поездки по "Яндекс Такси" в Петербурге за год подорожали на 21%
01.12.2023
Совкомбанк намерен привлечь 10 млрд рублей в ходе IPO
01.12.2023
Совладелец "Лукойла" Вагит Алекперов за год разбогател на $9,14 млрд - больше других российских миллиардеров
01.12.2023
Для управления аэропортом Пулково создадут новую компанию
01.12.2023
Перемирие в секторе Газа сорвано
01.12.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки