«Когда самолет совершает экстренную посадку, главное — выровнять его»
Интервью

«Когда самолет совершает экстренную посадку, главное — выровнять его»

Прочитано: 359
«Когда самолет совершает экстренную посадку, главное — выровнять его»

В двигатель самолета «Уральских авиалиний» попала птица. На ваш взгляд, кто виноват в аварии А321 близ Жуковского?

— Это в чистом виде ответственность самого аэропорта. Учитывая, что недалеко от аэропорта Жуковский свалка, и этих чаек очень много, вопрос надо решать: либо убрать свалку, либо усиливать орнитологическую службу в аэропорту. Они должны были принять меры. Есть светозвуковые, электроволновые сигналы, которые отпугивают птиц, специальные высокочастотные приборы ставятся по периметру аэропорта. Ставится ультразвуковая завеса, и птицы просто не залетают. В редких случаях птиц отстреливают.  

В штате любого аэропорта должен быть орнитолог. Нужно выделять деньги на оборудование, которое отпугивает не только птиц, но и животных. На территорию аэропорта Пулково даже лоси забредали. В авиации на первом месте стоит безопасность полетов, и лишь затем —  экономическая целесообразность. Птицы — проблема не только Жуковского. Это беда любого аэропорта. Могут быть не только чайки: голуби, утки, гуси (если водоем поблизости). Они летают большими стаями. Когда птица попадает в двигатель, турбина останавливается, там зазоры в полмиллиметра между лопатками и основным корпусом, если косточка попадает, тяга двигателя пропадает полностью, двигатель может загореться. Если бы загорелся, они бы не долетели.

Не загорелся по счастливой случайности?

— Они, похоже, отключили двигатель, надо расшифровку смотреть. А шасси не выпускали, потому что садились на поле, на грунт, а этот самолет не предназначен для посадки на грунт. Если бы они их выпустили, шасси бы завязли в земле, и самолет бы перевернулся. А так они проползли на брюхе и все. Пассажиры пострадали в основном от удара и паники. Движки, конечно, забились, фюзеляж тоже сломали, но самолет не загорелся.

Риск возгорания был?

— Конечно. Если бы твердое покрытие было, асфальт, то сто процентов загорелся бы. У них 16 тонн керосина на борту, керосин разливается, небольшая искорка — и все. Сам по себе керосин не горит, горят его пары. Самолет приземлился в пяти километрах от аэропорта, он был на высоте метров 600—700, но сумел спланировать вниз. Самая большая опасность была — полные баки. Они сели на грунт, там особого трения нет. Движок один отскочил, но они его заглушили, ничего страшного, туда керосин не поступает.

Эту аварию сравнивают с чудом на Гудзоне, когда Airbus благополучно приводнился на реку после столкновения со стаей канадских казарок при взлете. Вчерашний рейс тоже совершался на Airbus. Одна и та же модель самолета — она самая надежная?

— Нет. Приводнялись и раньше. Главное, когда самолет совершает экстренную посадку — выровнять его. Если есть даже небольшой крен, самолет задевает любое препятствие крылом и переворачивается. Вчера пилоты на приличной скорости — 260-280 километров при посадке — посадили самолет идеально, крыльями не зацепили грунт. Реверс, который бы усилил торможение, они не могли включить, потому что движки не работали.

На Гудзоне то же самое — аккуратное приводнение. Но и в Петербурге на Неву успешно садился самолет — 21 августа 1963 года Ту-124, выполнявший рейс Таллин-Москва. У него была проблема с шасси и топливо заканчивалось, деваться было некуда, он сел у Володарского моста.  Ни одного пострадавшего. У самолета герметичный корпус, если он правильно на воду садится, дальше он просто плывет и все. Поэтому самолет и называют — воздушное судно.

В вашей практике, когда вы работали в Пулково, насколько часто птицы мешали движению?

— Много раз. В основном при разбеге и наборе высоты. Часто самолеты просто возвращались обратно, двигатель снимали, проверяли, отправляли на завод на ремонт, заменяли на новый. Если не было повреждений корпуса.

А птица может повредить фюзеляж?

— Птица сама нет. Но она попадает в сопло двигателя, там множество турболопаток, скорость вращения очень большая, турболопатки отрываются и летят в фюзеляж. Эффект — как если бы пулемет стрелял по самолету. У нас такой случай был — птица попала в двигатель во время набора высоты, самолет уже вышел на эшелон, скорость и мощность турбины огромная, тяга большая, лопатка выскочила, началось повреждение, другие лопатки начали вылетать и продырявили весь самолет. Поскольку двигатели были в хвосте (это был ТУ-134), хвост мог при посадке отвалиться от удара, двигатель загорелся, но они сели без проблем, пострадавших не было.

Бывало птицы попадали в двигатель на разбеге самолета, двигатель заклинивало, самолет возвращался обратно, пассажиров сажали на другой борт. Очень давно АН-2, вылетев из Пулково, при столкновении с гусями упал в Каспийское море.

Если такой риск от птиц, почему бы не поставить сетку на двигатели?

— Невозможно. Уменьшается тяга. Как раз убирают все лишние детали, чтобы турбина крутилась нормально и ей ничего не мешало.

Неужели нельзя ничего сделать? Например теоретически предусмотреть спасательный парашют для каждого пассажира?

— Невозможно. Авария занимает секунды. В обычном самолете 220 пассажиров. Надо выдать каждому парашют. Рассказать, как с ним обращаться. А если дети? Надо открыть все двери, выпустить пассажиров-парашютистов. Пассажирский самолет — это не самолет для прыжков с парашютом, где сидят на лавочке 5-6 человек, уже экипированных и обученных, которые по очереди неспешно выходят. В экстремальной ситуации это невозможно.

А если сделать самолет будущего, чтобы людей катапультировали вместе с креслами?

— С креслами катапультируются только военные летчики. Потому что военные самолеты сбивают, а гражданские нет. Военный самолет в боевых условиях рассчитан на три вылета и две посадки. И то это чревато: если военный летчик три раза катапультируется, его списывают по состоянию здоровья: его же вверх рвет со скоростью 600 км в час. На высоте 9000 метров вода кипит при температуре 25 градусов. Если пассажиров на этой высоте катапультировать, у них закипит кровь — так как температура тела уже 36, а снаружи они заледенеют.

То есть единственная надежда пассажиров самолета — это профессиональный пилот, который сможет приземлить, приводнить судно.

— Все люди. Один пугается. Другой сохраняет хладнокровие. В данном случае пассажирам повезло — командир не растерялся, принял верное решение, которое позволило сохранить людям жизнь. 

Справка «Нового проспекта»:

Аркадий Вартанов родился в Одессе. Закончил Высшее авиационное училище гражданской авиации в Ленинграде. После учебы пришел на работу в Пулково на должность инженера в Дирекцию капитального строительства, затем стал старшим инженером техотдела, также возглавлял отдел по вопросам экологии.

Проблема безопасности полетов. Неспособность государств осуществлять эффективный контроль за авиационной деятельностью остается глобальной проблемой , говорится в Глобальном плане обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации. События, связанные с безопасностью операций на взлетно-посадочных полосах, признаны одной из основных категорий авиационных происшествий повышенного риска. Среди них: ненормальный контакт с поверхностью взлетно-посадочной полосы, столкновение на земле, выезд за пределы взлетно-посадочной полосы, несанкционированный выезд на полосу, потеря управления на земле, столкновение с препятствиями, недолет/перелет при посадке, столкновение с птицами. По данным Международной организации гражданской авиации, ежегодно происходит примерно 5500 столкновений самолетов и птиц.

Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ

самолет аварийная посадка безопасность полетов Уральские авиалинии Жуковский Аркадий Вартанов
Другие статьи автора Читайте также по теме

В Петербурге водители рассказывают о многочасовых очередях на сброс снега
13.01.2022
За прошлый год удвоилось количество частных инвесторов на Московской бирже
13.01.2022
Смольный повышает ставки аренды нежилых помещений у города
13.01.2022
Александр Бастрыкин требует приравнять блогеров к СМИ, чтобы привлекать их к ответственности
13.01.2022
Служба "Хеликс" приобрела за 400 млн рублей лабораторию по онкодиагностике "Лаборатуар Де Жени"
13.01.2022
Впервые за три года российский авторынок по итогам года показал рост
13.01.2022
Проект новых санкций — "запредельная мера" и "разрыв отношений", считает Дмитрий Песков
13.01.2022
Полис ОСАГО может подорожать в полтора раза после принятия нового закона
13.01.2022
Сбербанк пока не собирается снова повышать ставки по ипотеке
13.01.2022
В Кронштадте построят новую набережную в рамках проекта "Остров фортов"
13.01.2022
В России отмечена вспышка заболеваемости коронавирусом
13.01.2022
Setl Group ввел в эксплуатацию первую очередь проекта бизнес-класса Svetlana Park
13.01.2022
Количество работающей молодежи в России сократилось почти на полмиллиона за год
13.01.2022
Миротворческие войска ОДКБ покидают Казахстан
13.01.2022
Федеральное медико-биологическое агентство: "Доля заболевших новым штаммом коронавируса "омикрон" в столице достигла 76%"
12.01.2022
В Болгарии протестующие против вакцинации попытались взять штурмом здание парламента
12.01.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки